Из общины в общину
( «идем с нами» )
Недавно в нашей общине произошел
факт, который заставил более и более
задуматься над тем, что же есть община
для христианина и христианин для общины.
Кто из нас хоть раз задумывался над тем,
что же есть община, кто есть те братья
и сестры (или просто люди), с кем рядом
поклоняешься каждое воскресенье (или
даже не каждое), что есть для тебя эти
отношения и есть ли они вообще?
Недавно нашу общину покинула
одна сестра. Она перешла в другую братскую
общину в другой части города. Свой
переход она не комментировала. До этого
перешла еще одна сестра, и свой переход
она мотивировала тем, что «туда мне
ближе ездить после работы в среду». Этот
переход был поддержан публичным
заявлением брата: «Отлично! Раз она
просто переходит в другую общину, тогда
та община укрепляется, и дело Христово
не страдает». На что проповедник заметил:
«Каждый вправе выбирать, где ему
поклоняться». Все, что я хочу привести
здесь, - это лишь мои размышления на эту
тему, не воспринимайте это как истину
в последней инстанции, а просто как
размышления «на тему».
Начнем, пожалуй, с момента «не
будем оставлять собрания своего».
Критики и циники сразу же скажут мне:
этот стих тут просто не применим, ведь
она же перешла в другую общину, она не
оставила собрания, просто собирается
теперь с другими людьми. Даже не буду
спорить, скажу только: если у вас нет
«вашего собрания», то можете переходить
из общины в общину хоть каждые два
месяца. Вы можете посещать любую общину
на выбор, каждый раз бывая на поклонении
в новой общине. Ну да дело не в этом, дело
в другом.
Возьмем ситуацию во всей ее
полноте и в контексте. Допустим, что
утверждение «ближе ездить» истинное и
христианин действительно меняет общину,
исходя из этого соображения. И это «ближе
ездить» означает не 2-4 часа дополнительной
езды, а лишь 20-40 минут. Также, христианин
был в предыдущей общине, из которой
сейчас ушел, более 6 лет. Тогда могу
допустить (предположить) следующие
вещи:
1. У христианина нет друзей в
общине
2. Он ничем не занят в общине и не несет
активного служения
3. Не принимает активного участия в жизни
общины
4. Не имеет желания проводить время в
общении с братьями и сестрами этой
общины
Первое — если были бы друзья,
тогда было бы то, что бы удерживало
христианина именно в этой общине. Были
бы друзья, он бы стремился больше времени
проводить с ними, в том числе и на
совместном поклонении.
Второе — если бы был занят
активной работой и служением в общине,
тогда не смог бы так просто все бросить
и уйти. Тогда радел бы за дело Господнее
и свою часть в нем, и всеми силами
продвигал его, служил на радость Господу
и людям. Как печень может сказать телу:
«Пойду и буду теперь не с вами» в то
время, как она жизненно необходима телу.
Третье — если бы принимал
активное участие в жизни общины, был бы
близок к братьям и сестрам, знал бы их
нужды, помогал бы им, бывал бы у них дома,
тогда не мог бы так просто оставить их
и уйти. Тогда знал бы каждого и о каждом
бы заботился, о каждом молился, старался
бы сделать жизнь каждого христианина
лучше и каждому бы дарил свою любовь.
Четвертое — наверное, самое
банальное: когда хочешь общаться с
братьями и сестрами, не переходишь в
другую общину.
Теперь рассмотрим комментарий
брата: «Отлично!». Я вот никак не пойму,
что же тут отличного, когда из твоей
общины уходят братья и сестры? Что же
хорошего в том, что ты теперь сможешь
их видеть намного реже? Как-то это не
совсем «по-братски» - говорить им «уходите
от нас - отлично» вместо того, чтобы их
удержать.
По поводу слов проповедника
«Каждый вправе выбирать где ему
поклоняться» - сказано верно. Попытаюсь
интерпретировать эти слова: «Не хотите
здесь, идите, поклоняйтесь там, и вообще
нет никакой разницы, где поклоняться
Богу, главное - поклоняться». Если идея
только в том, чтобы поклоняться по
воскресеньям, тогда разницы действительно
нет — где угодно, лишь бы с христианами.
Но если есть что-то большее, чем просто
«отбыть поклонение», если сама суть
христианства в чем-то большем, тогда
эти слова уже сложно воспринять как
нормальные в данной ситуации и в данном
контексте. Быть может, вернее было бы
сказать: «Нам очень жаль что ты уходишь
от нас и больше не будешь с нами в день
воскресный, день радости в Господе. Мы
не теряем тебя как брата (сестру) но, тем
не менее, в чем-то мы теряем радость
частого общения с тобою. Как нам не жаль,
но пусть Господь благословляет тебя
послужить более в той новой общине,
которую ты для себя избрал(а) и пусть
благодать Господа придет к ним вместе
с тобой». Кто-то скажет: это лишь вопрос
мнения. Может и так, но я бы сказал — это
еще и вопрос мудрости.
Я отнюдь не сторонник идеи
«закрытого общества» где выход только
один — через смерть. Не сторонник того,
чтобы кого-то где-то чем-то удерживать.
Да, каждый христианин вправе сам выбирать,
где ему поклоняться. Я лишь пытаюсь
понять, почему так часто христиане
переходят из общины в общину, оставляя
собрание, в котором поклонялись иногда
довольно долгое время. Если действительно
дело только в том, что ближе ездить на
сколько-то там минут, тогда это ужасно
и печально, когда это является ключевым
и главным, чтобы оставить свою общину
и перейти в другую.
Не буду рассматривать вариант,
когда эта причина не является единственной,
не ключевая, а просто сопутствующая.
Ибо в этом случае я вижу нечестность.
Нечестность в том, что не говорится вся
правда и в ответе на вопрос «почему ты
уходишь от нас» звучит на самом деле
ненастоящая причина. Если так, тогда
братьям и сестрам не говорится вся
правда и здесь есть место недоверию, а
где есть недоверие, там нет любви, где
нет любви, там нет Христа, и есть серьезная
проблема в сердце христианина.
Может быть, я чего-то не могу
понять, но это печально, когда человек
действительно так сильно ценит эти 40
минут езды и так мало ценит тех, кто
окружает его и кому он мог бы быть
полезен. Может быть, он думает, что будет
полезен в другом месте более и потому
уходит? Может быть. Но как я уже говорил,
случай, когда эта причина (ближе ехать)
не есть главная, я рассматривать не
буду.
И все-таки, что движет братьями
и сестрами когда они после длительного
времени решают поменять общину, в которой
поклоняются? Когда-то я и сам думал
поменять общину, ибо в моей родной общине
все было «не совсем гладко». Я молился
Господу, чтобы Он открыл мне, как поступить
в этой ситуации и вдруг я понял. Понял
одну важную вещь — зрелый христианин
не ищет, где ему будет хорошо, он ищет,
где он будет максимально полезен Богу,
братьям и сестрам. Незрелые христиане
как птенцы, ищут «гнездо» где они могли
бы вырасти и созреть, зрелые христиане
же наоборот ищут место, где основать
«гнездо», в котором другие могли бы
вырасти и созреть. Господь явно дал мне
понять, что поставил меня в проблемной
общине именно для того, чтобы я служил
там и чтобы через меня влиять на братьев
и сестер. С того момента я начал активно
принимать участие в жизни общины и
прилагать все усилия, чтобы ситуация
«не совсем гладко» превратилась в
ситуацию «прекрасный дом Божий». Быть
может, ища общину получше, я искал своего,
а не Божьего для себя. Я искал доброго
для себя, а не для братьев и сестер моей
общины.
Быть может, стоит серьезнее
задуматься, прежде чем переходить из
одной общины в другую? Исходить не из
«где мне будет хорошо», а из «где я буду
максимально полезен Господу Богу моему,
где Он хочет чтобы я нес мое служение».
Чего же мы будем искать более - своего
или Божьего?..
16.09.2008
Владимир Олейник