Отношения между христианами (2)
В нашей прошлой статье мы говорили, что отношения между христианами должны быть как в благополучной семье. Но надо признать, что равнодушие – это большая проблема в общинах Церкви Христовой. Но дела могут быть еще хуже. В общинах же может встретиться вся шкала ненормальных отношений. А именно:
-
Человек крестился ради того, чтобы зарабатывать в общине деньги.
-
Проповедник - наш соотечественник - использует общину, чтобы продемонстрировать своё усердие и ревность перед спонсорами. Пришел показать свою активность, стремится выслужиться.
-
Человек рассматривает общину только как ступеньку для карьеры или как возможность уехать в Штаты, и ради этого выполняет своё служение.
-
Община используется для рекламы своего усердия. Это делают некоторые приезжие миссионеры, чтобы продемонстрировать свое усердие перед своими старейшинами. “Мол, вот посмотрите, я создал (создаю) общину за рубежом”.
-
Проповедник может использовать кафедру в общине для того, чтобы красоваться перед людьми, чтобы повелевать людьми. Он удовлетворяет свои мелкие амбиции.
-
Человек случайно забрел на собрание и стал «христианином» без реального покаяния. Приходит послушать проповедника или послушать пение.
Возможны и другие ситуации, не столь безнравственные.
-
Приходят найти в общине супругу или супруга.
-
Люди ищут в общине возможность бесплатного ухода за своими больными родственниками, ищут бесплатные лекарства, благотворительную помощь, что везут миссионеры. Ищут в общине материальную поддержку. Смотрят на общину как на социальный отдел горисполкома.
-
Ищут моральную поддержку. Человек постоянно приходит и рассказывает о своих бедах и проблемах. Грузит своими горестями, и не интересуется делами другого. Своими проблемами делится с другими, а свою радость потребляет сам. Себя же не пытается менять. А когда начинаются в его адрес советы или замечания о необходимости духовного роста, то уходит из общины. Такие христиане “жили без любви, расстались без печали”.
Многое из перечисленного действительно можно найти в общине и часто находится. Помощь нуждающимся, уход за больными – это естественные дела христиан. Вполне естественно, что молодые люди знакомятся и женятся в общине. Но ни помощь, ни женитьба, ни что-либо подобное не должно быть единственной или главной целью прихода в общину.
Община не просто кучка людей, которую можно использовать по своему усмотрению. Хотя любое использование человека в своих целях уже безнравственно. Но община – это тело Христово: "И вы - тело Христово, а порознь - члены" (1 Кор. 12:27). Плохое, презрительное, неуважительное отношение к общине – это плохое, презрительное, неуважительное отношение к Иисусу Христу. Такое же отношение вполне можно ожидать к себе и от Христа. Вполне можно получить серьёзную и отрезвляющую проблему, которая будет для меня Божьей воспитательной работой.
Чем община с подобными негативными настроениями может отличаться от мира, чем может быть привлекательной для мира? Эти настроения проявляются в поведении так называемых христиан за пределами общины. И это видно тем, кто в миру. Такие общины – это позор среди людей и хула на Христа.
Среди христиан встречается настороженность к остальным людям в общине. Иногда сохраняется следующая позиция в душе человека: “Мне люди сделали много зла, я не хочу им доверяться”. Человек сидит на собраниях особнячком. Но это признак духовного младенчества. Учение говорит: "Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится"(Рим. 10:11). Не постыдится и в вечности, не постыдится и сейчас в этой жизни.
Христианин – личность социальная, активная, действующая. Не просто приветливо разговаривающий с ближним, но служащий ближнему. Так учит Христос: "Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мат. 25:34-40).
Христианин не монах, не скиталец, не бирюк, безвылазно сидящий дома. Но человек, ищущий то, чем бы он мог помочь ближнему: "Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем" (1 Фес. 5:15); "Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию" (Рим. 15:2); "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал. 6:10).
Даже если нам не отвечают добром, мы продолжаем оставаться такими же христианами как и должны быть: "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем" (Гал. 6:9).
Апостол Павел говорит о своем служении: "Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам" (Рим. 1:14). Такая же позиция у каждого из христиан по отношению к братьям и сестрам: “Я им должен! А возвращают они мне или нет – это дело третье. Бог вернет!”
Только в таком случае Бог пребывает в нас: "Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (1 Иоан. 4:12).
Бог пребывает в нашей жизни, в нашем настроении, в наших делах. Только при таком образе жизни мы видны миру, видны миру в самом лучшем виде. Вот такими христиане привлекательны. Вот такой стиль жизни действует на людей в миру сильнее любой кампании по благовествованию.
Среди христиан встречается робость, необщительность, закомплексованность или стеснительность. Люди принижают себя: “Я пожилой, а там молодые, о чем мне с ними говорить”, “Я слишком молодой, я помолчу”, “Здесь братья что-то решают, а я не мужчина”, “Они проповедуют, а я не проповедую, у нас разные интересы”, “О чем можно говорить с чужой женой?” и т.п. Подобные мысли и взгляды - препятствие в общении. Апостол Павел с иронией говорит о таких рассуждениях: "И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?" (1 Кор. 12:16). В благополучных семьях даже самые флегматичные и молчаливые дети не закомплексованные. В семье они не стесняются говорить о том, что им надо и когда надо.
Благодать для общины, когда в ней есть дружелюбные братья и сестры, и когда их нет – это проблема. Но быть дружелюбным и братолюбивым - это прямая заповедь Нового Завета: "Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры" (1 Пет. 3:8). Не надо стыдиться быть дружелюбным и открытым. Нади искать общение. В молитвах просить Бога, о том, чтобы Бог менял характер в сторону большего общения. Ради братьев надо себя смирять. Ради Христа, ради спасения мира христиане обязаны это делать. Милосердие, сострадание, приветливость, дружелюбие буквально ломают мирскую психологию, мирскую настороженность и черствость, и именно за этим в начале люди из мира идут в христианские общины.
Валерий Колесник