Роль ученика в обучении Евангелию (2)
В прошлом номере мы отметили, каким Бог
создал человека, и каким человек стал
после грехопадения. Также известно, что
все люди разные, хотя их можно группировать
по темпераменту, и это надо обязательно
учитывать при обучении людей Евангелию.
Евангелие одно, но как донести истину
Божию, существует немало способов и
методов. Этому надо учиться. Ну а пока
снова поговорим о типах людей.
Существует
более полная классификация, которой
пользуются психологи. Не могу утверждать,
что все это абсолютно точно, но что в
этом здравый смысл есть, это надо
признать. Понаблюдайте за людьми, и вы
согласитесь с этим.
Типы и подтипы людей
Можно
сравнивать людей в левой и правой
колонке, при этом надо помнить, что
характеров в чистом виде нет, но в каждом
человеке преобладают некие качества.
Характер человека характеризуется
четырьмя категориями. Например, человек
может быть интравертом, сенсориком,
логиком и иррационалом, но не может быть
экстравертом и интравертом одновременно.
Вот краткие характеристики людей.
экстраверт
-
ориентирован на
внешний мир, раскрыт происходящим
событиям;
-
активен, инициативен,
склонен к риску;
-
открыто высказывает
свое мнение;
-
контактен, легко
знакомится и также легко расстается
с людьми;
-
соотносит свои
взгляды с мнением окружающих;
-
хорошо работает
в коллективе.
|
интраверт
-
ориентирован на
свой внутренний мир и свои впечатления
от внешних факторов;
-
часто с трудом
входит в новые контакты, поэтому имеет
узкий круг друзей;
-
стремится к тишине,
старается защититься от обилия новой
информации;
-
внешне спокоен,
выглядит задумчивым, как правило,
молчалив;
-
обычно не любит
неожиданностей;
-
хорошо работает
в одиночку.
|
сенсорик
|
интуит
-
интересуется
всем новым, даже если это не обещает
практического результата;
-
проявляет
беспокойство о будущем (копит деньги
на старость);
-
склонен к колебаниям
и сомнениям;
-
тяготеет скорее
к теории, чем к практике, к "ручной
работе" не склонен.
|
логик
-
любит
анализировать и устанавливать
логические связи;
-
в интересах дела
может игнорировать чувства людей;
-
не способен говорить
о своих эмоциях, которые устойчивы и
скрыты;
-
не любит выяснять
причины ссор и недоразумений.
|
этик
-
способен
влиять на других своими эмоциями и
сам подвержен такому влиянию;
-
принимает решение
под влиянием симпатий/антипатий;
-
склонен идти на
компромиссы ради хороших отношений;
-
сам обидчив и
боится обидеть других;
-
часто говорит
комплименты;
-
любовь для него
самое важное в мире.
|
рационал
-
стабильно
работоспособен;
-
не любит менять
своих решений, которые обычно хорошо
продуманы;
-
соблюдает дисциплину
сам и требует этого от других;
-
стремится все
"разложить по полочкам", любит
точность и пунктуальность.
|
иррационал
-
его
работоспособность связана с изменчивым
настроением;
-
предпочитает не
связывать себя обязательствами, часто
отпускает все "на волю случая";
-
любопытен,
интересуется всеми новинками; обычно
действует без подготовки, "веря в
свою удачу".
|
Нам
нужно учиться подбирать “ключ” к сердцу
каждого человека, говоря на его языке,
ради его блага: “Ибо,
будучи свободен от всех, я
всем поработил себя,
дабы больше приобрести: для Иудеев я
был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев;
для
подзаконных был как подзаконный,
чтобы приобрести подзаконных; для
чуждых закона - как чуждый закона,
- не будучи чужд закона пред Богом, но
подзаконен Христу, - чтобы приобрести
чуждых закона; для
немощных был как немощный,
чтобы приобрести немощных. Для
всех я сделался всем, чтобы спасти по
крайней мере некоторых.
Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть
соучастником его”
(1 Кор. 9:19-23). Вот таким было отношение
апостола Павла к окружающим. А как насчет
нас?
Если
у человека есть какое-то врожденное
качество или склонность – это не
означает, что человек не отвечает за
свои поступки и не может подавить дурные
наклонности или развить в себе добрые
качества. Библия предписывает определенный
образ действия для всех людей, не взирая
на врожденные характеристики, потому
что человек в силе подчинить свою плоть
своей воле. “Итак
да не царствует грех в смертном вашем
теле, чтобы вам повиноваться ему в
похотях его; и не
предавайте
членов ваших греху в орудия неправды,
но представьте
себя
Богу, как оживших из мертвых, и члены
ваши Богу в орудия праведности. Грех не
должен над вами господствовать...”
(Рим. 6:12-14).
Другой
апостол увещевал христиан: “Итак,
отложив
всякую злобу и всякое коварство, и
лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
как новорожденные младенцы, возлюбите
чистое словесное молоко, дабы от него
возрасти вам во спасение”
(1 Пет. 2:1,2).
Итак,
вот воля Всевышнего для всех людей:
“Итак,
умертвите
земные члены ваши: блуд, нечистоту,
страсть, злую похоть и любостяжание,
которое есть идолослужение, за которые
гнев Божий грядет на сынов противления,
в которых и вы некогда обращались, когда
жили между ними. А теперь вы отложите
все: гнев, ярость, злобу, злоречие,
сквернословие уст ваших; не говорите
лжи друг другу, совлекшись
ветхого человека с делами его и облекшись
в нового, который обновляется в познании
по образу Создавшего его, где нет ни
Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни
необрезания, варвара, Скифа, раба,
свободного, но все и во всем Христос.
Итак
облекитесь,
как избранные Божии, святые и возлюбленные,
в милосердие, благость, смиренномудрие,
кротость, долготерпение, снисходя друг
другу и прощая взаимно, если кто на кого
имеет жалобу: как Христос простил вас,
так и вы. Более же всего облекитесь в
любовь, которая есть совокупность
совершенства. И да владычествует в
сердцах ваших мир Божий, к которому вы
и призваны в одном теле, и будьте
дружелюбны”
(Кол. 3:5-15).
Готовы
ли мы принять слова Бога, или будем
искать оправданий, почему не живем
праведно перед Творцом? Давайте просить
Бога, чтобы Он помогал нам возрастать
в святости, а не сваливать вину на
обстоятельства, в которых оказались,
поддавшись греху.
«Что
же сказать на это? Если Бог за нас, кто
против нас? Тот, Который Сына Своего не
пощадил, но предал Его за всех нас, как
с Ним не дарует нам и всего?»
(Рим. 8:31,32).
Александр Зотов