Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Роль ученика в обучении Евангелию (3) 14.04.2009
[ Проповедование ]

Роль ученика в обучении Евангелию (3)

Предыдущая часть К началу статьи Продолжение

Говоря о людях как учениках, мы отметили, что людей можно разделить на группы и подгруппы согласно их врожденным качествам. При этом совершенно очевидно, что человек в состоянии менять себя и вести свою жизнь таким образом, чтобы его жизнь соответствовала воле Божией. Это означает, что человек совлекается ветхого человека и облекается в нового по образу Христа. Никто не говорит, что это легко, но это можно сделать, да и нужно. А нам, как учителям Евангелия, надо помогать людям принять правильное решение, дабы они тоже стали христианами.

В процессе жизни человек развивает или подавляет в себе врожденные качества, формируя свое мировозрение и характер. Таким образом мы уже говорим о приобретенных качествах человека. Пытаясь обучать человека истине Божией, нам следует учитывать те способности и умения, которые у ученика уже есть, обращая внимание на предпочтения и цели человека. Вы согласитесь, что на восприятие человека немалое влияние оказывает его воспитание и образование. И не факт, что если человек образован, то он с готовностью примет Евангелие. Например, многие знаменитости во времена Иисуса и первых христиан не последовали учению Христа («Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных», 1 Кор. 1:26), но далеко и не все люди из низших слоев общества стали детьми Божиими. Как показывает притча о сеятеле, решающим фактором есть сердце человека (Лук. 8:5-8,11-15). Если человек имеет доброе и чистое сердце, то он обязательно обратится и принесет плод Богу.

Обучая человека, постарайтесь понять его, учитывая его религиозный опыт, различные предрассудки, семейное положение, традиции, культуру и привычки. Вы не можете игнорировать все это, ибо вышеперечисленное сильно влияет на то, будете ли вы услышаны. Ведь нас интересует результат – спасение души человека, те так ли?

Мотив ученика к занятиям

Что побуждает человека к каким-либо действиям? Некая неудовлетворенность и/или нужда: “Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его” (Прит. 16:26). Если человек удовлетворен, то он, как правило, не будет пытаться менять что-то в своей жизни (речь не идет о бездействии как таковом, а об образе жизни, который устраивает человека). Люди называют это счастьем. К этому призывает и Писание: “Великое приобретение - быть благочестивым и довольным” (1 Тим. 6:6). О нуждах человека мы поговорим далее. Важно понимать мотив человека, когда вы собираетесь заниматься с ним. Хотя вполне возможно, что и сам ученик не совсем понимает, зачем это ему нужно (может, какое-то время спустя, оглядываясь назад, человек поймет, что это был промысел Божий). Важно знать мотив человека, ибо это поможет отвечать вам на вопросы, которые задаются. Следователи говорят, что если вы поймете мотив преступления, то будет несложно раскрыть дело.

Мотивом для занятий по Библии может быть интерес человека (важно уметь поддерживать интерес, ибо велика вероятность, что человек не услышит важного послания о спасении), желание в чем-то разобраться, решить какую-то проблему (найти ответ на волнующие вопросы и разрешить сложившуюся ситуацию), корысть (желание использовать христиан и Церковь, хотя Павел не всегда был против того, чтобы его использовали: “Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами”, 2 Кор. 12:14,15), одиночество (почему бы не послушать интересных речей, когда ты одинок), угодить какому-то человеку (родственнику, приятелю, например, которые уже давно хотят, чтобы вы услышали эту информацию), желание поспорить и доказать или получить свое Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких», 1 Тим. 6:3-5), провести опыты над учителем (мы встречались с такими, которые хотели посмотреть, как мы будем вести себя в той или иной ситуации).

Как долго заниматься с учеником? Это не простой вопрос, ибо многое зависит от сложившихся обстоятельств. Здесь уже поможет вам ваш жизненный опыт. Что если человек встречается с вами и хочет дальше встречаться, но, похоже, не желает менять свою жизнь? Иисус как-то сказал: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас” (Мат. 7:6). Апостол Павел тоже ясно понимал, что надо уметь говорить «хватит»: “Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден” (Титу 3:9-11). 

Сложности в обучении

Наверняка, нет такого дела, которое не имеет трудностей. Так и в обучении Евангелию ученик может сталкиваться с различными трудностями. Например, недоверие к данному учителю в силу тех или иных обстоятельств (Матфея 13:57: “И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем”). Антипатия, как к человеку, или потому, что нам не нравятся его слова (Галатам 4:16: “Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?”). Есть сложности, которые кроются в самом ученике: несерьезность и безответственность, лень. Что сильно мешает людям сосредоточиться на духовных вопросах, так это наш быт. Занятость бытовыми вопросами – это то, что отнимает у нас уйму времени. (правду говорят, что ремонт нельзя закончить, но можно только отложить на время, и это уже наш выбор выбрать важнейшее для нас). Страхи (каково мнение близких, коллег, знакомых?) – через это все проходят. Нежелание меняться – это тоже проблема. Человек боится покидать «зону комфорта» (это все, что выходит за рамки знакомого и понятного). Как результат, люди часто выбирают неправильное: “Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: `не пойдем'” (Иер. 6:16:). Неверные авторитеты (родители, власти, СМИ) в жизни «помогают» людям идти неверным путем, пренебрегая волей Всевышнего. А что говорят Божие слова? “У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым” (Гал. 1:10). Нежелание жертвовать временем, средствами, комфортом и т.п. – та трудность, с которой человеку приходится бороться постоянно. Но это возможно, если есть настоящая цель в жизни (“Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мат. 16:24).

Духовное состояние ученика

Не секрет, что каждый человек находится на определенной стадии своего духовного развития. Это также естественно как и разный физический возраст людей. Важно, чтобы мы объективно оценивали свое положение пред Богом. Как? “Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть” (2 Кор. 13:5).

К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины” (2 Тим. 3:6,7).

Как он [Павел] говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания” (2 Пет. 3:16).

Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить” (Иоан. 16:12). “О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евр. 5:11-14).

С какого-то момента ученику пора стать учителем, вырасти духовно. И совсем неплохо, когда учителя на время занимают место учеников, чтобы получить “подзарядку” и воодушевление. Такую цель (подучиться и подзарядиться) мы ставили, проводя семинар в марте. Остается быть не слушателями забывчивыми. Постарайтесь и вы, дорогие читатели, не только читать написанное, но и применять хорошее в своей жизни.

Предыдущая часть К началу статьи Продолжение

Александр Зотов


  << Вернуться

Случайные фотографии
1496536 (+406)
42
3
29, 10
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру