Роль ученика в обучении Евангелию (4)
Мы уже немного поговорили о мотивах
учеников, об их духовном состоянии и
трудностях, с которыми сталкивается
человек в процессе обучения. Теперь
давайте обратим особое внимание на
нужды ученика.
Зная о нуждах человека, нам будет легче
понять его и найти «ключик» к его сердцу.
Ученик
имеет нужды,
как и любой другой человек (постарайтесь
тактично
узнать об ученике все, что можно). Человек
имеет физические, эмоциональные, духовные
нужды (искушения, конфликты, внутренняя
борьба между духом и плотью). Любой
человек, который не является христианином,
имеет нужду, о которой многие не
подозревают. Но
мы, как христиане, понимаем, что это за
нужда, не так ли?
Примирение
с Богом,
ибо все согрешили и лишены славы Божией
(Рим. 3:23). Главная задача учителя (да и
любого христианина) – подвести ученика
к необходимости признать существование
всемогущего Иеговы и воодушевить его
посвятить жизнь Иисусу.
Что
лежит в основе нужды? Удовлетворение
врожденных желаний и потребностей. Бог
устанавливает рамки во благо человека
и предупреждает о бедах, если человек
идет на поводу у своих желаний. То, что
выходит за рамки дозволенного, не несет
блага ни человеку, ни обществу (убийство,
воровство, любодеяние, пьянство,
любостяжание, ложь). Божии рамки для
желаний хранят от крайностей. Например,
стоики учили – избегайте наслаждений,
живите разумом; гедонисты (эпикурейцы)
верили – наслаждение – это цель жизни.
Бог дал нам благие и прекрасные пути,
для удовлетворения наших желаний, но
Он указал нам и рамки, выход за которые
называется грехом (1 Иоан. 3:4). Принимающий
Божии ограничения будет наслаждаться
жизнью здесь и в вечности.
Инстинкт
самосохранения
– желание человека сохранять свою жизнь
и беречь себя от физического вреда.
Сохранять жизнь надо, не выходя за рамки
дозволенного (нечестность, лицеприятие,
невоздержание не приемлемы). Вопросы
питания и сохранения здоровья также
имеют свое место (“но
облекитесь в Господа нашего Иисуса
Христа, и попечения
о плоти не превращайте в похоти”,
Рим. 13:14; “Итак,
как Христос пострадал за нас плотию, то
и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо
страдающий
плотию перестает грешить,
чтобы остальное во плоти время жить уже
не по человеческим похотям, но по воле
Божией”,
1 Пет. 4:1,2). От них во многом зависит жизнь
человека, но чрезмерное внимание этим
вопросам ведет ко многим проблемам. Бог
говорит: “Ищите
же прежде Царства Божия и правды Его, и
это все приложится вам”
(Мат. 6:33), а человек жалуется, что я буду
есть и чем кормить свою семью? “И
не бойтесь убивающих тело, души же не
могущих убить; а бойтесь более того, кто
может и душу и тело погубить в геенне”
(Мат. 10:28). “Не
бойся ничего, что тебе надобно будет
претерпеть. Вот, диавол будет ввергать
из среды вас в темницу, чтобы искусить
вас, и будете иметь скорбь дней десять.
Будь
верен до смерти,
и дам тебе венец жизни”
(Откр. 2:10).
Сексуальные
желания
– продолжение рода, полное единство и
наслаждение в браке. Сексуальность
человека не дает право человеку жить
невоздержанно, ибо это несет немало бед
как человеку, так и людям вокруг. “Брак
у всех да будет честен и ложе непорочно;
блудников же и прелюбодеев судит Бог”
(Евр. 13:4).
Социальное
одобрение
– желание быть принятым в некой группе,
получение поддержки от других. Бог
предлагает пути получения такой
поддержки: живите правильно и получите
одобрение других (как в общине, так и в
миру), но бывают и исключения. Это не
дает права христианину подстраиваться
под других, если это выходит за рамки
учения Христа. “Горе
вам, когда все люди будут говорить о вас
хорошо!
ибо так поступали с лжепророками отцы
их. Но вам, слушающим, говорю: любите
врагов ваших, благотворите ненавидящим
вас, благословляйте проклинающих вас
и молитесь за обижающих вас”
(Луки 6:26-28).
Личные
привязанности
– желание любить и быть любимым, желание
иметь друзей. Такие отношения проявляются
в семьях и между друзьями. “Забудет
ли женщина грудное дитя свое, чтобы не
пожалеть сына чрева своего? но если бы
и она забыла, то Я не забуду тебя”
(Ис. 49:15). “Друг
любит во всякое время и, как брат, явится
во время несчастья”
(Прит. 17:17). Но такие отношения не должны
нарушать добрых отношений с Всевышним.
“Кто
любит отца или мать более, нежели Меня,
не достоин Меня; и кто любит сына или
дочь более, нежели Меня, не достоин Меня”
(Мат. 10:37). Нам нужно видеть необходимость
быть друзьями Богу: “Нет
больше той любви, как если кто положит
душу свою за друзей своих. Вы друзья
Мои, если исполняете то, что Я заповедую
вам”
(Иоан. 15:13,14).
Желание
человека иметь какую-то собственность
– неоспоримый факт. Конечно, человек
ничего не приносит материального в этот
мир, и унести из него ничего не может (1
Тим. 6:7). Но находясь в мире, человек
обладает чем-то и несет ответственность
перед Богом за вверенные ему материальные
блага. Иисус сказал: “И
Я говорю вам: приобретайте себе друзей
богатством неправедным, чтобы они, когда
обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Верный в малом и во многом верен, а
неверный в малом неверен и во многом.
Итак, если
вы в неправедном богатстве не были
верны, кто поверит вам истинное?
И если в чужом не были верны, кто даст
вам ваше?”
(Луки 16:9-12). И вот вывод Иисуса: “Так
бывает с тем, кто собирает сокровища
для себя, а не в Бога богатеет”
(Луки
12:21).
Желание
власти
– желание распоряжаться своей свободой
и влиять на окружающих. Власть подразумевает
как определенные полномочия, так и
необходимость подчинения. Бог устанавливает
определенный порядок взаимоотношений
между людьми (государство – граждане;
родители – дети; господа – рабы;
старейшины – члены общины), эти отношения
людям необходимо принимать и уважать.
“Верно
слово: если кто епископства желает,
доброго дела желает”
(1 Тим. 3:1). Но бывает, что люди злоупотребляют
властью, которую получили от Бога. Пилат
не сумел использовать свою власть, чтобы
отстоять Иисуса. “Пилат
говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не
знаешь ли, что я имею власть распять
Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус
отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой
власти, если бы не было дано тебе свыше;
посему более греха на том, кто предал
Меня тебе”
(Иоан. 19:10,11). Человек, наделенный властью,
не чужд плану Божьему, но желание иметь
власть должно быть под контролем любви,
смирения, кротости и уважения к другим.
Удовлетворение
чувства прекрасного и получения
удовольствия
– это присуще людям, и что отличает
людей от животного мира. Бог является
Творцом этого великолепного мира и
является Величайшим Художником.
Посмотрите на окружающий мир, это и есть
доказательство того, что у Бога есть
чувство прекрасного. Бог создал мир,
чтобы человек мог наслаждаться жизнью
на Земле, но грех многое испортил. Но
даже сегодня есть немало приятного в
мире, которое исходит от Бога. “Богатых
в настоящем веке увещевай, чтобы они не
высоко думали о себе и уповали не на
богатство неверное, но на Бога живого,
дающего нам все обильно для наслаждения”
(1 Тим. 6:17). Проблема в том, что люди готовы
делать все, что угодно, чтобы ничего не
делать и наслаждаться благами. Мудрец
сказал, что это суета: жизнь без Бога,
жизнь ради удовольствий – суета.
Удовлетворение
любознательности
– желание найти что-то новое, неизвестное.
С одной стороны, Бог открывает человеку
все, что необходимо для праведной жизни:
“Как
от Божественной силы Его даровано
нам все потребное для жизни и благочестия,
через познание Призвавшего нас славою
и благостию, которыми дарованы нам
великие и драгоценные обетования, дабы
вы через них соделались причастниками
Божеского естества, удалившись от
господствующего в мире растления
похотью”
(2 Пет. 1:3,4). Но также есть и то, к чему
человек должен стремиться, которое
гораздо лучше настоящего: “Благословен
Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,
по великой Своей милости возродивший
нас воскресением Иисуса Христа из
мертвых к упованию живому, к наследству
нетленному, чистому, неувядаемому,
хранящемуся на небесах для вас, силою
Божиею через веру соблюдаемых ко
спасению, готовому открыться в последнее
время”
(1 Пет. 1:3-5). Далеко не все открыто и
понятно: “Возлюбленные!
мы теперь дети Божии; но еще не открылось,
что будем. Знаем только, что, когда
откроется, будем подобны Ему, потому
что увидим Его, как Он есть”
(1 Иоан. 3:2).
Необходимость
поклоняться кому-то или чему-то
– религиозность человека. Люди всегда
кому-то или чему-то поклонялись, об этом
свидетельствует история. Об этом говорит
и Павел: “Но
как они, познав Бога, не прославили Его,
как Бога, и не возблагодарили, но
осуетились в умствованиях своих, и
омрачилось несмысленное их сердце;
называя себя мудрыми, обезумели, и славу
нетленного Бога изменили в образ,
подобный тленному человеку, и птицам,
и четвероногим, и пресмыкающимся... Они
заменили истину Божию ложью, и поклонялись,
и служили твари вместо Творца, Который
благословен во веки, аминь”
(Рим. 1:21-23,25). Христианство – это разумная
религия, которая основана на любви и
жертвенности Бога, которая дает смысл
для существования человека здесь и
надежду на вечность.
Александр Зотов