Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Роль ученика в обучении Евангелию (1) 14.04.2009
[ Проповедование ]

Роль ученика в обучении Евангелию (1)

В марте этого года община на Гарматной 18 в г. Киеве проводила семинар по теме “Обучение Евангелию – это просто?”. Мы уверены, что как не существует христианства без Христа, так невозможно христианство и без учения Иисуса, Евангелия, которое есть сила Божия ко спасению (Рим. 1:16). Павел говорил, что готов проповедовать истину всем: “Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме” (Рим. 1:14,15). Думаю, и мы согласимся, что провозглашение воли Божией – это важная составляющая в настоящем христианстве, и нам надо стремиться делать это качественно, чтобы люди хотели услышать слова истины и выбрать свой путь перед Богом. Чтобы лучше обучать людей, надо лучше понимать их и понимать процесс обучения, поэтому на этом семинаре мы уделили внимание трем основным вопросам: какова роль Бога, роль учителя и роль ученика в процессе обучения Евангелию. В этой статье мы будем говорить в большей мере об учениках. Итак, преступим.

В процессе обучения каждая сторона играет важную роль (Бог и учитель обучают ученика), и если нет кого-то, то не будет и процесса обучения. Обратим внимание на ученика. Если наша цель, как учителей, передать волю Божию ученику, то надо постараться знать об ученике как можно больше, ибо это должно помочь более качественно обучать его.

Учениками являются люди, а это значит, что одинаковых учеников не бывает, как и не бывает одинаковых людей. Кто же такой человек с точки зрения Писаний? Это не легко сделать, но тем неменее...

Святое Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. Тело человека по истине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа: существо совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всею видимою природою своими особенными совершенствами и преимуществами.

1) Она создана по образу и подобию Божию, есть дыхание Божие и отражает в себе совершенства Божественные (Быт. 1:27, 2:7, Иак 3:9). Сюда относятся в особенности совершенства и преимущества первобытного ее состояния: правота ума, чистота сердца, непорочность и святость воли и блаженное бессмертие (Еккл. 7:29).

2) Созданная по образу Божию, душа есть существо невещественное, духовное, и потому называется духом в противоположность телу и всему вещественному.

3) Будучи духовна, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: она имеет способность познавательную, имеет чувство, рассудок и ум, посредством коих может не только непосредственно ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, но и сознавать, понимать, исследовать, умозаключать и, наконец, возноситься к высшим созерцаниям, к познанию мира сверхчувственного, к познанию самого Творца и Промыслителя мира и человеков (Рим. 1:19,20). Душа имеет совесть, которая внушает нам, что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (Рим. 2:15, 1 Кор. 4:4, 2 Кор. 1:12, Евр. 13:18, Деян. 23:1). Она имеет чувство или сердце – способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в нравственной жизни и деятельности человеческой и сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец, возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага - Богу, и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство (Иоан. 16:20-22, Лук. 6:45). Она имеет желательную способность - волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (Быт. 2:16,17, 3:2-6, Мат. 19:17, 23:37, Втор. 30:19, И.Нав. 24:15-24, Ис. 1:19,20). Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божию она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу (Лев. 19:2, 1 Пет. 1:15, Мат. 5:48, Ефес. 4:13), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять славу Божию (Мат. 5:16, 1 Пет. 4:11) и, наконец, в соединении с Богом должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем сам Господь молился небесному Отцу Своему пред Своими страданиями (Иоан. 17:21-26, Мат. 13:43).

С падением в раю человек лишился первобытного своего совершенства и блаженного своего жилища; силы души его утратили первобытную чистоту и получили превратное направление. Но следы образа Божия в них остались: душа удержала свою духовность и часть своего свободного произволения (Быт. 9:6, Рим. 7:18); остался ум и закон его - стремление к истине и желание добра (Рим. 1:20, 2:14,15), и осталась совесть, одобряющая закон (Рим. 7:16) и осуждающая за преступление его (Рим. 2:15). Но при всем этом падение человека было так глубоко, что оставленный сам себе, он никогда бы не мог выйти из сего состояния, оставаясь чадом гнева и проклятия, если бы Господь по беспредельной Своей благости и милосердию не даровал нам высшего средства для нашего спасения в единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. Взысканные таким образом благостью Создателя, мы не оставлены в нашем падении, снова призваны к жизни, искуплены от греха, обновлены, возрождены, освящены (Иез. 33:11, 1 Иоан. 2:2, Рим. 5:17-19, Ефес. 1:4; 2:4-7, 1 Тим. 2:4-6) (это описание человека взято из Библейской энциклопедии Никифора).

Каждый человек, являясь образом Божиим, уникален и неповторим. Но людей можно разделить по группам (это делается для удобства, а не с целю показать, что одна группа лучше другой). У разных людей есть разные качества и таланты, и Библия вполне поддерживает эту идею. Матфея 25:14,15: “Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился”. Римлянам 12:4-6: “Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры”.

Не думаю, что многие будут спорить с тем, что люди имеют некие врожденные и приобретенные качества. Уверен, что Бог заложил религиозность во всякого человека: “От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас” (Деян. 17:26,27) (это в качестве примера).

Давайте рассмотрим сначала некоторые врожденные качества человека. Наверняка вы замечали, что разные люди по-разному реагируют на те или иные события (это наблюдается даже у однояйцевых близнецов). В детстве я дружил с двумя такими братьями: Славиком и Виталиком. Да, в них было много общего, но и различий немало (лично для меня они казались совершенно разными даже внешне, хотя многие не могли различить их даже при тщательном рассмотрении).

Самое простое и традиционное деление людей – это деление на 4 группы по темпераменту (ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность:

САНГВИНИК (от лат. sanguis – кровь, жизненная сила), восходящее к Гиппократу обозначение одного из 4 темпераментов, характеризующегося живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций.

ХОЛЕРИК (от греч. chole – желчь) характеризующийся быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

МЕЛАНХОЛИК (от греч. melain chole – черная желчь), 1) человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, подавленности. 2) характеризующийся повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств.

ФЛЕГМАТИК (от греч. phlegma – слизь), характеризующийся медлительностью, спокойствием, внешним слабым проявлением чувств.

В следующем выпуске мы мы продолжим рассмотрение этой темы, но сейчас еще раз повторим и отметим, что христианство – это религия, которая стремится донести до людей волю Божию, указывая на положение человека в плане Божием. И нам, как христианам, следует принимать активное участие в обучении людей Евангелию, ибо от этого зависит не только спасение людей, но и наше (“Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя”, 1 Тим. 4:16).

Продолжение

Александр Зотов


  << Вернуться

1548573 (+282)
35
2
25, 8
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру