«познавайте, что есть воля Божия» (1)
Всё, с чем мы сталкиваемся в своей жизни, имеет своего творца и свое предназначение, свою цель. Например, чашку обычно используют для того, чтобы пить; маркер, чтобы писать и рисовать. Если что-то использовать не по назначению, то это не нормально (будет ли удобным с помощью маркера пить, а чашкой забивать гвозди?).
Мир, в котором мы живем, также имеет своего творца и конкретную цель. А кто творец? «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:11). Интересно, как Он это создал? «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Пс. 32:6-9). Из этого видно, что слова Божии являются чем-то могущественным и ими нельзя пренебрегать. Давайте, ради примера, отметим предназначение для небесных светил. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:14-18). Итак, для всего есть своя цель. Нам нельзя забывать, что всё, сделанное Богом, должно восприниматься людьми в соответствии с Его планом, и только тогда это будет «хорошо».
А как насчет человека? Каково его предназначение? Давайте подумаем о человеке в плане Бога. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26,27). Из этого отрывка видно, что 1) Бог создал человека, чтобы тот жил на земле; 2) чтобы он искал Бога. Да, у нас, возможно, больше вопросов, чем ответов, и мы не всё понимаем в планах Бога. Но надо признать право за Богом поступать так, как Ему угодно («достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено», Откр. 4:11). Давайте помнить, что мы творение Божие и должны стараться исполнять Его волю.
Что отличает человека от всего остального творения? Прочтем отрывок из книги Бытие 1:26,27: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Теперь понятно, почему жизнь человека имеет большую ценность («кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию», Быт. 9:6). Интересно отметить, что нельзя не только убивать невиновного человека, но и даже проклинать (оскорблять) людей, а причина та же. («Им [языком] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть», Иак. 3:9,10). Но ценность человека в глазах Божиих больше всего просматривается в том, что за человека умер безгрешный Иисус («но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех», Евр. 2:9). Мы должны относиться друг к другу так, как советовал Иисус, что соответствует воле Бога: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мат. 7:12).
Существовало и существует немало предрассудков по отношению к мужчинам и женщинам, что сказывается на положении женщины в обществе. А есть ли разница для Бога кто ты: мужчина или женщина? Библия, как слово Божие, ясно учит, что если это вопрос спасения, то нет никакой разницы («Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», Гал. 3:26-28). Также об этом сказано в 1 послании к Тимофею 2:4-7: «Который [Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине». Если это так, то в чем же разница между мужчиной и женщиной, если она вообще есть?
Обратимся к истории. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:18, 22-24). Об этом говорил и апостол Павел, рассматривая вопрос иерархии, установленной Богом. «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа… Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1 Кор. 11:7-9,11,12). Итак, главное отличие – это разные обязанности, которые определил Бог для мужчины и женщины. Мужчина должен обеспечивать семью (Быт. 3:17-19), а женщина быть помощницей и хранительницей домашнего очага (Титу 2:4,5: «чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие»).
- Кто-то скажет, что это касается семьи, а как обстоят дела в Церкви? Существуют ли здесь различия в обязанностях между мужчинами и женщинами?
Прежде, чем дать библейский ответ на этот вопрос, давайте заметим, что существуют разные обязанности и предъявляются разные требования к мужчинам в церкви. В послании к Ефесянам 4:11 об Иисусе написано: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями».
Апостолы – особая ли это группа? Несомненно. А что их отличало от других христиан? Они должны были быть свидетелями, после того, как были крещены Духом (Деян. 1:5,8), и только апостолы имели особые признаки/способности (во 2 послании к Коринфянам 12:11,12 Павел написал: «Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто. Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами»). Значит ли это, что апостолы лучше других христиан и у них было больше шансов на спасение? Нет, но у них была особая роль в Церкви, созданной Иисусом.
Епископы (пастыри, старейшины) – особая ли это группа в Церкви? Конечно. Что их отличает? Эти христиане должны соответствовать требованиям, описанным в 1 послании к Тимофею 3:1-7 и в послании к Титу 1:6-9 (там упоминаются некоторые требования, которые необязательны для других братьев. Например, быть в браке и иметь детей). Значит ли это, что старейшины более ценны в глазах Бога? Нет, но у них свои обязанности перед Богом («Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно», Евр. 13:17).
Евангелисты (проповедники евангелия) – особая группа? Надо признать, да. Какие требования предъявляет к ним Бог? Понятно, что евангелист должен знать Евангелие, чтобы обучать других («Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением… Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя», 1 Тим. 4:13,16); должен уметь учить («Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере», 1 Тим. 1:3,4; «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием», 2 Тим. 4:2) и делать это со властью, которую получил от Бога («Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя», Титу 2:15); быть образцом в повседневной жизни («Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте», 1 Тим. 4:12).
А может ли любой брат проводить молитвы (лидировать в поклонении)? Нет, и в этом случае есть ограничения. Это должен делать верный Богу брат, не безгрешный, ибо безгрешных людей не бывает, но тот, кто стремится выполнять волю Божию («Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения», 1 Тим. 2:8).
Итак, видим, что среди мужчин есть различия, не по важности, ибо все эти люди одинаково важны, но у каждого из них своя работа и ответственность перед Богом.
Александр Зотов