Может ли христианин быть революционером? (2)
В прошлой статье мы отметили, что Бог предписывает всем людям повиноваться законной государственной власти, ибо она получает полномочия от Бога (Рим. 13:1-7). Также мы отметили, что Давид не считал для себя позволительным выступить против царя Саула, хотя тот представлял серьезную угрозу жизни Давида. Давайте рассмотрим еще несколько примеров из Библии касательно нашей темы.
Прочитайте историю о том, как царь Саул не дождался пророка Самуила и совершил всесожжение, хотя царь не должен был этого делать (1 Цар. 13:1-14). Вот оценка пророка того, что сделал царь. «И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом» (1 Цар. 13:13,14). Из этого видно, что Бог не сразу устранил Саула от царствования, хотя тот и поступил неправильно, но использовал Саула до того времени, пока считал нужным.
В другом случае наказание от Бога было незамедлительным. Вот что написано о царе Озии. «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, - а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь» (2 Пар. 26:16-20).
Почитайте еще одну историю (2 Цар. 15-18) о том, как Авессалом, сын Давида, составил заговор и подбил народ выступить против законного в то время царя. История эта заканчивается тем, что заговор провалился, а Авессалом погиб. Каков же урок? Урок же в том, что такой заговор был не по сердцу Бога, и Бог нашел способ наказать виновных. «И сказал Авессалом и весь Израиль: совет Хусия Архитянина лучше совета Ахитофелова. Так Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела, чтобы навести Господу бедствие на Авессалома» (2 Цар. 17:14).
В 3 книге Царств, первой главе, читаем о самовольной попытке Адонии, сына Давида, объявить себя законным царем. Его поддержали некоторые лидеры той нации, празднуя победу, но царем он не стал, так как хотел это сделать самовольно. Настоящим царем был поставлен Соломон.
Каков же урок для всех нас из того, что мы читали? Будет неправильным поддерживать перевороты, и Бог найдет способы заменить царя/правителя, но Он это сделает в свое время.
Мы признаём, что христианин должен следовать примеру Христа, поэтому давайте подумаем над тем, как поступал Христос в отношениях с властями. Об Иисусе сказано: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» (Мат. 12:18-21). И действительно, Христос не устраивал переворотов, не призывал к свержению существующего строя, хотя и называл всё своими именами и не лестно отзывался о негодных лидерах нации. В Библии есть всего два случая, когда Иисус применил силу, выказав Свое недовольство происходящим в храме – это первое и второе очищение храма (Иоан. 2:13-22; Лук. 19:45,46).
Может это и есть пример того, что можно и силу применить, чтобы показать свое недовольство происходящим вокруг нас? Обратимся к тексту Иоанна. После того, как Иисус перевернул столы и разогнал животных, у Христа спросили: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» (Иоан. 2:18). Для того, чтобы поступать так, Иисус должен был доказать свое право (власть) действовать подобным образом. Каков был ответ Господа? «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Иоан. 2:19). Может показаться странным такой ответ, но суть такова: по праву того, что Он Господь и Сын Божий, и это было доказано по Его воскресению из мертвых (Иоан. 2:22; Рим. 1:4; Откр. 1:5). Иисус, как Господин вселенной, имел право на такие действия. Кто из людей может совершать насилие, если не получил такого права от Бога? Единственными, кто имеет право наказать виновных, являются власти, установленные от Бога (Рим. 13:4). Иисус это признал и в разговоре с Пилатом: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Иоан. 19:11).
Как вели себя верные дети Божии, когда возникала нестабильность в обществе? Рассмотрите в качестве примера восстание под предводительством Димитрия (Деян. 19:23-40). Во-первых, заметьте, что это был мятеж против пути Господня (19:22). Те, кто инициировали эти беспорядки, имели личную заинтересованность (19:25-27). Видно, что народ поддержал эти выступления, хотя истинная причина была уже завуалирована, а провозглашалась религиозная (19:29,34). Печально, но часто случается, что кричат немало, а вот зачем? «Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались» (19:32). В такой ситуации хорошо показали себя ученики Христовы и некоторые начальники, ибо не пустили туда апостола Павла (19:30,31). Они не стали участвовать в таких мероприятиях и постарались удержать от этого и других.
Как решать возникающие проблемы? Разумными словами являются слова блюстителя порядка в Ефесе: «Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании» (Деян. 19:38,39).
Снова можно задать вопрос, где мы видим, чтобы христиане первого века призывали к переворотам и свержению властей? Будьте внимательны, задачей христиан было проповедовать Евангелие и библейские принципы, а не политические идеи или еще что (Мат. 28:19,20; Деян. 8:1,4).
Кто из нас может однозначно сказать, что происходит у нас в стране? Кто может объективно оценить политическую ситуацию в Украине? Но можно быть уверенным, что христианам негоже участвовать в делах сомнительного характера. Действия святых должны быть направлены на созидание и провозглашение вечных истин, а не направлены на дестабилизацию и перевороты, как то подразумевают революции: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мат. 5:16).
Итак, что же должны делать христиане и где их место в жизни общества? Прежде всего, дети Божии не должны забывать, что они являются прежде гражданами Царства небесного, поэтому они должны в строгости соблюдать законы Христа (2 Иоан. 9). Не должно быть никакого сомнения, что все, кто отвергает слова Христа, будут осуждены этими словами («Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день», Иоан. 12:48). Далее, Бог дал нам сильное оружие, которым мы можем влиять на мир. Иаков пишет: «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Апостол Павел учил христиан: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим. 2:1-3). Обратите внимание на тот образ жизни, который предписывается святым. Он явно не соответствует революционным настроениям. «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фес. 4:10-12).
Если мы хотим, чтобы наши молитвы были услышаны, то надо жить праведно и просить у Бога то, что соответствует Его воле. «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Иоан. 5:14,15). Будет ли уместным просить в публичной молитве конкретно за того или иного кандидата, чтобы он победил в выборах? Прежде чем ответить на этот вопрос, ответьте на другие. Можете ли вы быть уверены, что именно тот или иной кандидат является выбором Божиим? Не пытаемся ли мы навязать Богу свой выбор? Сможет ли другой христианин в конце такой молитвы сказать «аминь», если он предпочитает другого кандидата или проголосовал против всех?
Обязанность христианина – строго следовать и законам государства (Рим. 13:1-7) и помнить, следующие слова: что «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:18-21).
Также важно помнить, что жизнь на земле всего лишь временна, и что мы все предстанем пред Христом и будем отвечать за свои дела и слова. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мат. 12:36,37).
Давайте просить у Бога мудрости отличать добро от зла и быть терпеливыми к тем, чьи взгляды в вопросах мнения отличаются от наших. Если же что-то в жизни происходит не так, как нам хотелось бы, доверьтесь Богу, Он усмотрит.
Может ли быть христианин революционером и использовать революционные методы борьбы? Нет. Должен ли христианин влиять на общество и менять его? Да. Вопрос только: как? Библейский ответ один: проповедуйте Евангелие. «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» (2 Кор. 10:3-6).
Александр Зотов