Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Рождение свыше (2) 22.02.2010
[ Жизнь христианина ]

Рождение свыше (2)

Предыдущая часть

Хочется настоятельно и убедительно заявить, что такой уровень праведности достижим. Это не фантастика. Таким и может, и должен стать каждый из нас. И еще одно замечание. Пока мы христиане, даже достигнув высокого уровня духовности, живем на земле, мы остаемся во плоти, и из-за этой плотской оболочки мы слабы и согрешать все-таки будем. Но это будет случаться значительно реже, это будет вызвать в душе сожаление и огорчение, и это будет вызывать немедленное покаяние и стремление очиститься от греха, вспышку ревности по Богу.

Ведь не тайна для зрелых христиан, что греховные страсти по мере духовного взросления укрощаются. Если говорить о той же вспыльчивости, то в начале пути за день невоздержанный человек мог грубо огрызнуться и пять, и десять раз, а по прошествии времени подобное случается раз в три или в четыре недели, а то и реже. Это уже есть признак рождения свыше.

И так происходит не только в отношении одной страсти, но постепенно меняется вся душа: "Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё" (Мат. 13:33). Не останется в душе клетки, которая не будет затронута Словом Божьим. Будут выметены все углы. Из души этого, залитого грязью, подвала будет вычерпано все: "Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их" (Прит. 20:5). Следствие рождения свыше – полная победа над миром: "Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Иоан. 5:4).

Ребенок рождается в мир, и его не спрашивают, хочет ли он родиться или нет, у него нет выбора. С рождением свыше другая ситуация – у людей есть выбор. Христос дает повеление родиться свыше не только Никодиму, но каждому человеку. То есть, рождение свыше зависит от человека, от его выбора. Каждому человеку возможно совершить рождение свыше и это зависит от него самого.

И еще одно сравнение – рождение еврея и рождение свыше христианина. Еврею, для того чтобы стать представителем избранного Божьего народа, надо было просто родиться. Он рождался, его обрезали, и он становился подзаконным Моисею. И в этой ситуации выбора перед человеком не было. Как в случае физического рождения любого человека, так и в случае рождения еврея в эпоху закона, не требовалось от человека каких-либо усилий. В случае рождения свыше требуется смирение и послушание.

Рождение свыше – это не мистический таинственный процесс, но последовательный постоянный личный выбор христианина. Это труд следования за Христом: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мат. 5:44,45). Какие бы метафоры в Новом Завете не использовались, то, что должен делать христианин, просто и понятно – смирить себя перед Христом и следовать за Ним.

Рождение от Слова: "...Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек" (1 Пет. 1:23), – это тоже рождение от Бога. Слово, в буквальном понимании, не пребывает вечно. Вечен Бог.

В отношении рождения свыше много ошибочных представлений. Рассмотрим некоторые из них.

Цитата из проповедей Уэсли: “Рассмотрим выражение: «Всякий, рожденный от Бога». На основании места Писания, где мы видим выражение: «рожденный от Бога», мы можем сказать, что это не означает водное крещение, или какое-либо внешнее изменение. Оно означает огромную внутреннюю перемену в душе человека при воздействии Духа Святого, результаты которой мы ощущаем в жизни. Нам кажется, что мы перешли в иной мир. Значение данного выражения легко понять. Когда мы переживаем эту великую перемену, правильно будет заметить, что мы рождаемся заново, потому что существует большое сходство между этим и естественным рождением”.

И еще одна цитата: “Другими словами, претерпеть духовное преобразование, в результате которого человеку открывается доступ из царства тьмы в Царствие Божие.” (The Bible Knowledge commentary. Edited by John F. Walvoord Roy B. Zuck. Russian edition. © 1992 by Slavic Gospel Association. Комментарий на Ев. от Иоан. 3:3).

Авторы пишут о глубокой внутренней перемена верующего, рожденного от Бога. Да действительно, рожденный свыше – это во многом другая личность. Изменение души верующего действительно может сопровождаться сильными переживаниями. Но рождение свыше не результат переживаний. Это результат постепенного и напряженного труда. Это и труд души – самоконтроль, и серьезное и постоянное изучение Слова Божьего, и молитва, и служение ближнему. Переживание же – это нечто такое, что человек вряд ли может инициировать сам. Совершая труд, труд упомянутый выше, человек может дождаться или не дождаться переживания. Переживание может прийти или не прийти. Это не в воле человека, это в воле Божьей. Вряд ли Христос требовал от верующего переживание, а вот труд и смирение души требовал. То есть, переживание – это не рождение свыше.

Ответ православного священника на вопрос о рождении свыше: Родиться свыше, т.е. от Бога - это значит получить, благодаря искупительным заслугам Христа, обильную перерождающую падшего человека благодать Духа Святого. Это никакое не психическое расстройство, не обман или иллюзия, но объективная реальность. Это испытывает каждый искренно обращающийся к вере во Христа человек в купели крещения, если он должным образом подготовлен к этому. Бывает, что в момент крещения человек не чувствует возрождения свыше, и тогда ему должно по созревании ощутить это возрождение в покаянии, которое восстанавливает в человеке благодать крещения во всей ее силе. Я пережил это рождение свыше именно в таинстве покаяния, так как крестили меня во младенчестве. Но проявилась именно благодать, дарованная в крещении. (Церковь Иоанна Богослова > Главная страница > Архив > Архив по номерам > Ответ отца Олега Моленко).

Этот комментарий к понятию “Рождения свыше” абстрактный. Он порождает массу вопросов. Благодать, дарованная в крещении. Что это? Что чувствуют младенцы? О каком перерождении падшего человека можно говорить в отношении младенцев? Мой вопрос учитывает то, что православные крестят младенцев. Для младенца крещение – это только дискомфорт. Кроме того, мало ли что человек может чувствовать. Библия не говорит о том, что человек может чувствовать свое изменяющееся духовное состояние. Человек может осознавать себя другим: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2 Кор. 13:5). И еще, мы ничего не получаем в таинствах. В христианстве нет таинств: "Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (1 Кор.2:15,16). Рождение свыше – это не водное крещение и это не мистика.

Водное крещение – это одномоментный акт. Но изменение души христианина достигается постепенным трудом, а не штурмовщиной или героическим подвигом. Именно изменившаяся душа и готова к героическому подвигу. А пока новообращенный еще согрешает. Водное крещение, каким бы искренним покаянием или переживанием не сопровождалось, остается только шансом ко спасению. Шансом, который вполне может быть потерян. Еще и поэтому рождение свыше не является водным крещением.

Еще одна цитата: Что означает родиться свыше? Большинство людей считают, что родиться свыше означает отказаться от своей прежней греховной жизни и, уверовав в Иисуса, начать новую жизнь. Однако это не так. Конечно, хорошо если вы начнете новую жизнь с верой в Иисуса. Но само по себе это не означает ни родиться свыше, ни быть спасенным. Когда Библия говорит нам, что мы должны родиться снова от воды и Духа, это означает, что "грешники должны покаяться, уверовать в крещение Иисуса и кровь на Кресте и, тем самым, получить прощение грехов в своем сердце и стать праведниками". Иными словами, это означает родиться свыше. И это не есть нечто такое, что исходит от самого человека, но то, что исходит от Бога. (http://www.bjnewlife.org/russian.html).

И в этом объяснении полно абстракций. Что значит “Уверовать в крещение Иисуса”? Что значит “Прощение грехов в своем сердце”? Что значит “И это не есть нечто такое, что исходит от самого человека, но то, что исходит от Бога”? Что именно исходит от Бога? А “стать праведником” хоть как-то зависит от человека? Что конкретно должен делать христианин?

Можно не сомневаться, Христос, давая повеление: “…Должно вам родиться свыше…”, дает и понимание этого повеления, и силы, чтобы его исполнить. От нас же, христиан, зависит его исполнение, и это есть наша надежда.

Предыдущая часть

Валерий Колесник


  << Вернуться

2992067 (+106)
54
0
37, 17
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua