Рождение свыше (1)
“Родиться свыше”
– эта фраза в Библии появляется всего
один раз в Евангелии от Иоанна: "Иисус
сказал ему в ответ: истинно, истинно
говорю тебе, если кто не родится свыше,
не может увидеть Царствия Божия. Никодим
говорит Ему: как может человек родиться,
будучи стар? неужели может он в другой
раз войти в утробу матери своей и
родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно
говорю тебе, если кто не родится от воды
и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное
от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что
Я сказал тебе: должно вам родиться
свыше"
(Иоан.
3:3-7). В
религиозном мире она очень часто
произносится и пишется, и не менее часто
искажается или неправильно толкуется.
Но проблема в том, что искажается не
просто фраза, но Учение Христа.
Более правильно эта фраза
должна звучать “Родиться снова”. Именно
так понял её Никодим, когда стал
переспрашивать: “…Как
может человек родиться, будучи стар?
неужели может он в другой раз войти в
утробу матери своей и родиться?”
В Новом Завете
есть также понятие “Дитя Божье”,
например: “А
тем, которые приняли Его, верующим во
имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
которые ни от крови, ни от хотения плоти,
ни от хотения мужа, но от Бога родились”
(Иоан.
1:12,13). “Рождение
снова”, “Рождение свыше”, “Рождение
от Духа”, “Рождение от Бога”, “Дитя
Божье” – это родственные понятия –
речь идет об одном и том же. Несмотря на
частое их употребление религиозными
людьми в литературе и в устной речи,
смысл их не вполне понимается. Как
правило, рождение от Бога или рождение
свыше ассоциируют с водным крещением.
Но это не так. Эти понятия – это метафора,
основанная на личностном или (и)
поведенческом сходстве детей и родителей.
Если сын своими добрыми и разумными
делами и поступками повторяет отца, то
о таком говорят, что он истинно сын этого
отца. Если же сын хулиган, дерзкий и
своевольный, а отец благоразумный и
добросовестный, то с сожалением и иронией
говорят, что отцом у него является некто
другой – сосед, если тот буян и пьяница.
Говорят также: “Яблоко от
яблони далеко не катится”
– если и отец, и сын беспутные. Единство
отца и сына по делам и лежит в основе
понятий “Рожден от Бога” или “Рожден
свыше”.
Новый Завет призывает
последовать Господу в делах: "Итак,
подражайте Богу, как чада возлюбленные"
(Ефес.
5:1), и "Вы
были некогда тьма, а теперь - свет в
Господе: поступайте, как чада света"
(Ефес.
5:8). И если человек
так поступает, то он и становится дитем
Божьим: "Всё
делайте без ропота и сомнения, чтобы
вам быть неукоризненными и чистыми,
чадами Божиими непорочными среди
строптивого и развращенного рода, в
котором вы сияете, как светила в мире"
(Фил.
2:14,15), и "И
буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами
и дщерями, говорит Господь Вседержитель"
(2
Кор. 6:18).
Идея духовного родства упоминается
не только в отношениях между людьми и
Богом: "Так
Сарра повиновалась Аврааму, называя
его господином. Вы - дети ее, если делаете
добро и не смущаетесь ни от какого
страха"
(1
Пет. 3:6). Иными
словами здесь сказано: “Если вы делаете
добро и ничего не боитесь, то вас можно
назвать детьми Сарры. Так как она так
поступала. Вы едины с Саррой по своему
образу жизни как дети и мать”. Иудеи
заявляли, что они дети Авраама. Иисус
упрекает иудеев в том, что они по духу,
по характеру, по делам не являются детьми
Авраама, хотя по крови и являются
потомками: "Сказали
Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус
сказал им: если бы вы были дети Авраама,
то дела Авраамовы делали бы"
(Иоан.
8:39). И вот еще одно
утверждение в негативной формулировке:
"Он
твердыня; совершенны дела Его, и все
пути Его праведны; Бог верен, и нет
неправды в Нем; Он праведен и истинен;
но они развратились пред Ним, они не
дети Его по своим порокам, род строптивый
и развращенный"
(Втор.
32:4,5). Или вот такая
фраза: "...И
говорите: если бы мы были во дни отцов
наших, то не были бы сообщниками их в
пролитии крови пророков; таким образом
вы сами против себя свидетельствуете,
что вы сыновья тех, которые избили
пророков; дополняйте же меру отцов
ваших. Змии, порождения ехиднины! как
убежите вы от осуждения в геенну?"
(Мат.
23:30-33), – иными
словами то, что сказал Иисус, можно
выразить еще и так: “Вы
заявили, что те, кто убивал пророков,
есть ваши отцы, а вы их дети. А своими
делами вы показываете, что между вами
и вашими отцами есть еще не только
физическое, но и духовное родство”.
Но для христиан более важным
есть именно позитивный аспект духовного
родства. Как христианин может быть
действительно дитем Божьими, и существуют
ли свидетельства того, что он уже
необратимо стал дитем Божьим?
Итак, рожденный от Бога
– это тот, кто любит ближнего: "Возлюбленные!
будем любить друг друга, потому что
любовь от Бога, и всякий любящий рожден
от Бога и знает Бога"
(1
Иоан.
4:7). Рожденный от
Бога – это тот, кто любит Бога, и верующий
во Христа (верный Христу): "Всякий
верующий, что Иисус есть Христос, от
Бога рожден, и всякий, любящий Родившего,
любит и Рожденного от Него"
(1
Иоан.
5:1).
О рождении свыше
делают вывод по результатам, по поступкам
и по делам христианина. Рожденный от
Бога – это тот, кто праведен: "Если
вы знаете, что Он праведник, знайте и
то, что всякий, делающий правду, рожден
от Него"
(1
Иоан.
2:29). Из этого стиха
следует важное замечание, а именно: как
праведность – это процесс, так и рождение
свыше – это длящийся и длительный
процесс. Это, в отличие от рождения
младенца, не разовый, не одномоментный
акт. Это есть результат духовного
взросления. Это труд души верующего.
Верующий формирует убеждения и внутренние
установки нового образа жизни и старается
жить по-другому.
Люди приходят к Богу с уже
сформировавшимся характером. У разных
людей разные характеры. У одного человека
может быть один набор положительных и
отрицательных качеств, у другого другой
набор. Один человек совершенно равнодушен
к эротике и порнографии, но есть в большей
или меньшей степени страсть к спиртному.
Другой может быть одновременно
милосердным, отзывчивым и гостеприимным,
но вспыльчивым и порой грубым со своими
ближними. То, что положительно, человек
либо воспитанием в детстве, либо по
Божьей воле получил еще в детстве.
Негатив в характере тоже допущен по
воле Божьей, либо как результат воспитания,
либо как плохая наследственность. И вот
такими люди приходят к Богу.
Человеку, имеющему
слабости в характере, предстоит изменить
себя. Ему предстоит то, что есть плохого
в его характере, погасить, а то, что есть
хорошего, разжечь. Это тяжкое занятие.
Но именно поэтому мы сразу, после
крещения, будучи совершенно чистыми от
греха, не уходим к Богу на небеса. Но
остаемся на земле. Оставаясь христианами,
мы учимся смирять себя, свою гордость,
обуздывать свои страсти, искренне
служить ближнему. Помощник в этом нам
Святой Дух и Христос. Достигнем мы
совершенства или нет – это другой
вопрос. Но стремиться должны мы к
совершенству изо всех сил.
Рассмотрим пример.
Человек стал христианином. Ложь для
него и в миру была неестественна, как
неестественно просто так отрезать
палец. Но вот вспыльчивость и грубость
не есть неестественна. Такое еще у него
случается. Ему предстоит научиться и с
этой страстью справиться так, чтобы она
стала для него неестественной, как и
ложь. И остальные страсти точно также
должны быть погашены.
И есть христиане, которые
так себя изменяют – растут духовно.
Христианин, который на этом пути
продвинулся, который уже существенно
подавил свою плотскую натуру, который
уже научился быть милосердным и
сострадательным, и есть тот, кто рожден
свыше.
Учение Христа говорит,
что рожденный от Бога не грешит: "Всякий,
рожденный от Бога, не делает греха,
потому что семя Его пребывает в нем; и
он не может грешить, потому что рожден
от Бога"
(1
Иоан.
3:9),
и "Мы
знаем, что всякий, рожденный от Бога, не
грешит; но рожденный от Бога хранит
себя, и лукавый не прикасается к нему"
(1
Иоан.
5:18). Да, это так,
рожденный от Бога не грешит, потому что
это неестественно для него, это не его
природа. Лев не ест травы – это не его
природа. Коза не будет есть из корыта,
из которого ели свиньи. Потому что она
вот такая. Рожденный свыше не грешит,
потому что он вот такой. Рожденный свыше
– это тот, кто сформировал сильные
внутреннее убеждения. Они вошли ему в
подсознание. На его поступки не влияют
ни страсти души, ни внешние обстоятельства.
Он не грешит не потому, что стыдится
людей или боится Бога. У него "...чувства
навыком приучены к различению добра и
зла"
(Евр.
5:14). Он не грешит
автоматически, подсознательно, не
задумываясь. Для такого человека
праведность уже стала инстинктом. Просто
он стал таким.
Валерий Колесник