Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Рождение свыше (1) 22.02.2010
[ Жизнь христианина ]

Рождение свыше (1)

“Родиться свыше” – эта фраза в Библии появляется всего один раз в Евангелии от Иоанна: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Иоан. 3:3-7). В религиозном мире она очень часто произносится и пишется, и не менее часто искажается или неправильно толкуется. Но проблема в том, что искажается не просто фраза, но Учение Христа.

Более правильно эта фраза должна звучать “Родиться снова”. Именно так понял её Никодим, когда стал переспрашивать: “…Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

В Новом Завете есть также понятие “Дитя Божье”, например: “А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Иоан. 1:12,13). “Рождение снова”, “Рождение свыше”, “Рождение от Духа”, “Рождение от Бога”, “Дитя Божье” – это родственные понятия – речь идет об одном и том же. Несмотря на частое их употребление религиозными людьми в литературе и в устной речи, смысл их не вполне понимается. Как правило, рождение от Бога или рождение свыше ассоциируют с водным крещением. Но это не так. Эти понятия – это метафора, основанная на личностном или (и) поведенческом сходстве детей и родителей. Если сын своими добрыми и разумными делами и поступками повторяет отца, то о таком говорят, что он истинно сын этого отца. Если же сын хулиган, дерзкий и своевольный, а отец благоразумный и добросовестный, то с сожалением и иронией говорят, что отцом у него является некто другой – сосед, если тот буян и пьяница. Говорят также: “Яблоко от яблони далеко не катится” – если и отец, и сын беспутные. Единство отца и сына по делам и лежит в основе понятий “Рожден от Бога” или “Рожден свыше”.

Новый Завет призывает последовать Господу в делах: "Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные" (Ефес. 5:1), и "Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света" (Ефес. 5:8). И если человек так поступает, то он и становится дитем Божьим: "Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире" (Фил. 2:14,15), и "И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6:18).

Идея духовного родства упоминается не только в отношениях между людьми и Богом: "Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха" (1 Пет. 3:6). Иными словами здесь сказано: “Если вы делаете добро и ничего не боитесь, то вас можно назвать детьми Сарры. Так как она так поступала. Вы едины с Саррой по своему образу жизни как дети и мать”. Иудеи заявляли, что они дети Авраама. Иисус упрекает иудеев в том, что они по духу, по характеру, по делам не являются детьми Авраама, хотя по крови и являются потомками: "Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы" (Иоан. 8:39). И вот еще одно утверждение в негативной формулировке: "Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный" (Втор. 32:4,5). Или вот такая фраза: "...И говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?" (Мат. 23:30-33), – иными словами то, что сказал Иисус, можно выразить еще и так: “Вы заявили, что те, кто убивал пророков, есть ваши отцы, а вы их дети. А своими делами вы показываете, что между вами и вашими отцами есть еще не только физическое, но и духовное родство”.

Но для христиан более важным есть именно позитивный аспект духовного родства. Как христианин может быть действительно дитем Божьими, и существуют ли свидетельства того, что он уже необратимо стал дитем Божьим?

Итак, рожденный от Бога – это тот, кто любит ближнего: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога" (1 Иоан. 4:7). Рожденный от Бога – это тот, кто любит Бога, и верующий во Христа (верный Христу): "Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него" (1 Иоан. 5:1).

О рождении свыше делают вывод по результатам, по поступкам и по делам христианина. Рожденный от Бога – это тот, кто праведен: "Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него" (1 Иоан. 2:29). Из этого стиха следует важное замечание, а именно: как праведность – это процесс, так и рождение свыше – это длящийся и длительный процесс. Это, в отличие от рождения младенца, не разовый, не одномоментный акт. Это есть результат духовного взросления. Это труд души верующего. Верующий формирует убеждения и внутренние установки нового образа жизни и старается жить по-другому.

Люди приходят к Богу с уже сформировавшимся характером. У разных людей разные характеры. У одного человека может быть один набор положительных и отрицательных качеств, у другого другой набор. Один человек совершенно равнодушен к эротике и порнографии, но есть в большей или меньшей степени страсть к спиртному. Другой может быть одновременно милосердным, отзывчивым и гостеприимным, но вспыльчивым и порой грубым со своими ближними. То, что положительно, человек либо воспитанием в детстве, либо по Божьей воле получил еще в детстве. Негатив в характере тоже допущен по воле Божьей, либо как результат воспитания, либо как плохая наследственность. И вот такими люди приходят к Богу.

Человеку, имеющему слабости в характере, предстоит изменить себя. Ему предстоит то, что есть плохого в его характере, погасить, а то, что есть хорошего, разжечь. Это тяжкое занятие. Но именно поэтому мы сразу, после крещения, будучи совершенно чистыми от греха, не уходим к Богу на небеса. Но остаемся на земле. Оставаясь христианами, мы учимся смирять себя, свою гордость, обуздывать свои страсти, искренне служить ближнему. Помощник в этом нам Святой Дух и Христос. Достигнем мы совершенства или нет – это другой вопрос. Но стремиться должны мы к совершенству изо всех сил.

Рассмотрим пример. Человек стал христианином. Ложь для него и в миру была неестественна, как неестественно просто так отрезать палец. Но вот вспыльчивость и грубость не есть неестественна. Такое еще у него случается. Ему предстоит научиться и с этой страстью справиться так, чтобы она стала для него неестественной, как и ложь. И остальные страсти точно также должны быть погашены.

И есть христиане, которые так себя изменяют – растут духовно. Христианин, который на этом пути продвинулся, который уже существенно подавил свою плотскую натуру, который уже научился быть милосердным и сострадательным, и есть тот, кто рожден свыше.

Учение Христа говорит, что рожденный от Бога не грешит: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1 Иоан. 3:9), и "Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему" (1 Иоан. 5:18). Да, это так, рожденный от Бога не грешит, потому что это неестественно для него, это не его природа. Лев не ест травы – это не его природа. Коза не будет есть из корыта, из которого ели свиньи. Потому что она вот такая. Рожденный свыше не грешит, потому что он вот такой. Рожденный свыше – это тот, кто сформировал сильные внутреннее убеждения. Они вошли ему в подсознание. На его поступки не влияют ни страсти души, ни внешние обстоятельства. Он не грешит не потому, что стыдится людей или боится Бога. У него "...чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр. 5:14). Он не грешит автоматически, подсознательно, не задумываясь. Для такого человека праведность уже стала инстинктом. Просто он стал таким.

Продолжение

Валерий Колесник


  << Вернуться

1499685 (+110)
20
0
13, 7
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру