Бог и человек. Личные отношения (4)
Человек становится христианином и еще живет на
земле, живет в семье, в обществе, в общине.
Эта жизнь – учеба. Учеба доверия Богу
в молитвах, в тотальном послушании. И
эта учеба есть личная учеба.
У христиан часто
бывают ситуации, в которых трудно принять
решение. В Библии далеко не всегда есть
понятная рекомендация в том, как себя
вести. Новый Завет это не инструкция. В
Новом Завете Господь дает нам принципы.
А их надо учиться применять. Растущему
духовно христианину об этом приходится
просить Бога в молитвах очень часто.
Например, христианин может быть школьником
или студентом. Как в школе, так и в
институте некоторые предметы могут
быть перегружены сведениями. Преподаватели
могут завышать требования без разумных
оснований. Учащийся может объективно
не успевать все выучить. Как христианину
вести себя в таких случаях? Ни проповедник
не сможет подсказать ничего конкретного,
ни братья в общине, ни родители, ни
старейшины. Да и в Библии нет безусловного
ответа. Только Бог может помочь найти
выход в конкретной ситуации. Только Бог
может сохранить мир в душе и не позволит
развиться чувству вины и комплексу
неполноценности. Это тоже личные
отношения Бога и человека.
Также и на работе
могут возникать ситуации, в которых
может только Бог помочь найти выход.
Могут задерживать зарплату, могут не
повышать зарплату, могут чрезмерно
грузить работой, могут требовать
выполнять несвойственную работу. Как
вести себя? Идти выяснять отношения с
начальником или работодателем или
увольняться? Ругаться или терпеть?
Только в отклик на молитву приходят
ответы от Бога. Либо Господь подсказывает
то, как следует вести себя, либо разрешает
ситуацию самым лучшим образом. И это
тоже личные отношения.
Есть виды работ,
в которых надо разговаривать с клиентами
или посетителями. Это врачи, педагоги,
юристы, продавец, государственный
чиновник и много других. Не надо
рассказывать, сколько в этих сферах
формализма, равнодушия и бездушия. Как
вести себя христианину, чтобы быть
неравнодушным, участливым и не довести
себя до истощения или нервного срыва?
Как научиться определять баланс, меру,
гармонию в отношениях? Только в отклике
на молитву приходит этот навык. Только
Бог может научить этому серьезно.
Господь
учит нас исповедоваться друг другу:
"Признавайтесь
друг пред другом в проступках и молитесь
друг за друга, чтобы исцелиться: много
может усиленная молитва праведного"
(Иак. 5:16).
И тут много вопросов. Доверять ли исповедь
каждому ближнему или нет? Всегда ли
говорить о своей проблеме в деталях или
иногда надо промолчать, и сказать только
в общем.
Рассказ
о планах, о переживаниях, о желаниях.
Как детально рассказывать? Расспросы
другого о его жизни. Как детально? Павел
же не доверил читателям то, в чем он был
болен: "И
чтобы я не превозносился чрезвычайностью
откровений, дано мне жало в плоть, ангел
сатаны, удручать меня, чтобы я не
превозносился. Трижды молил я Господа
о том, чтобы удалил его от меня"
(2 Кор. 12:7,8).
Все ли аспекты интимной духовной жизни
открывать брату или сестре, и до какой
степени? Снова же, за советом в молитве
к Богу.
Господь
определил принцип: "...возлюби
ближнего твоего, как самого себя"
(Мат. 22:39).
И христиане стараются исполнять эту
заповедь. Но бывают сомнительные
ситуации. Кажется, что надо человеку
помочь, и, в месте с тем, есть подозрения,
что человек потратит деньги не на нужду.
Как поступить? Только от Бога в молитве
можно получить ответ.
В
делании добра можно оказаться назойливым.
То есть, надо быть мудрым и в том, чтобы
делать добро: "Ваша
покорность вере всем известна; посему
я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были
мудры на добро и просты на зло"
(Рим. 16:19).
Мотивы дающего могут оказаться неверными
в том, как и ради чего он делает добро.
Можно ждать ответа, привязанности,
благодарности от того, кому помогаешь.
А это неправильно.
Есть такие
христиане, что по каждому пустяку
обращаются к проповеднику или старейшине.
И те запросто решают задачи, которые
Бог посылает именно христианину. Но для
христианина должна быть нормой
самостоятельность. Старейшины и
проповедники должны мотивировать
христианин действовать самостоятельно.
Учителя должны учить христиан
самостоятельно общаться с Богом молитвах
и в отношении того, какая должна быть
помощь, кому, когда, сколько, как часто.
Христианское
общение не должно вытеснять все другие
аспекты христианской жизни: молитву,
чтение Библии. Как определить меру между
самостоятельным самообразованием и
молитвой. В Библии написано: "Итак
охотно принявшие слово его крестились,
и присоединилось в тот день душ около
трех тысяч. И они постоянно пребывали
в учении Апостолов, в общении и преломлении
хлеба и в молитвах"
(Деян. 2:41,42).
Постоянно ─
это как? А работа и семья? Да и само
общение христиан часто оказывается
мирским и пустым. Как сбалансировать
все стороны жизни христианина. Это
только лично каждый строит себе самому.
Это достигается сначала в личном общении
с Богом.
Очень
много конкретных ситуаций, в которых
надо задуматься. Но и задумавшись,
человек не сразу находит решение.
Например, посещение гостей. В гостях у
христиан тоже надо наблюдать за собой.
Не слишком ли долго я гостю? Самые дорогие
гости не сидят более 4 часов. Как часто
следует посещать гостей? Ведь Библия
говорит: "Не
учащай входить в дом друга твоего, чтобы
он не наскучил тобою и не возненавидел
тебя"
(Прит. 25:17).
И на такие вопросы приходят ответы в
отклик на молитву. Бывают обстоятельства,
когда даже в момент разговора христианин
молит Бога о том, чтобы Господь дал
необходимые слова. Но это скорее
исключительная ситуация. Обычная
повседневная молитва предполагает
постоянную просьбу о мудрости, о том,
чтобы принимать разумные решения в
любых ситуациях.
Вот
человек дает себе оценку как невежде:
"Слова
Агура, сына Иакеева. Вдохновенные
изречения, которые сказал этот человек
Ифиилу, Ифиилу и Укалу: подлинно, я более
невежда, нежели кто-либо из людей, и
разума человеческого нет у меня, и не
научился я мудрости, и познания святых
не имею"
(Прит. 30:1-3).
А затем следует очень разумная просьба:
"Двух
вещей я прошу у Тебя, не откажи мне,
прежде нежели я умру: суету и ложь удали
от меня, нищеты и богатства не давай
мне, питай меня насущным хлебом, дабы,
пресытившись, я не отрекся Тебя и не
сказал: "кто Господь?" и чтобы,
обеднев, не стал красть и употреблять
имя Бога моего всуе"
(Прит. 30:7-9).
Каждый человек
в этом мире живет только в своих
собственных обстоятельствах. Каждому
человеку нужны только его индивидуальные
решения. Именно это и дает Бог Своему
верному. А это тоже есть личные отношения
человека с Богом.
Существует
мнение, что сильные переживания ─
необходимая ступенька на пути к Богу.
Человек признает грех, исповедует его,
раскаивается в своем согрешении и все
это сопровождается очень сильными
потрясениями души. Кто прошел через
это, тот пришел к Богу. О таком человеке
почти с уверенностью можно сказать, что
он спасен навсегда. Но это совсем не
обязательно. Совсем не обязательно,
чтобы каждый человек в своем движении
к Богу прошел через пограничную ситуацию.
И нет никакой гарантии в том, что человек
не вернется в мир. Но, тем не менее,
переживания, возможно меньшей силы,
должны быть естественным образом жизни
верного Божьего человека.
В
Новом Завете, в Учении Христа есть много
таких утверждений, которые читаются
людьми, но не принимаются. Например: "А
Я говорю вам: любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь
за обижающих вас и гонящих вас" (Мат.
5:44).
То есть, молитесь за тех, кто сделал вам
зло, желайте им добра и делайте им добро.
У многих христиан глаза пробегают по
этим строчкам и без эмоций бегут дальше.
Христиане порой не просто не принимают
подобные идеи, но помнят зло, желают зла
своим обидчикам. К сожалению это есть
и это печально.
Есть еще много
других утверждений, которые не принимаются
верующими. А ведь себя надо менять. Иначе
нет пути на небеса. Каждому подобному
утверждению следует уделить время.
После
прочтения, после узнавания предстоит
признание. То, что человек услышал или
узнал, может и не отвергать, но не
принимает к исполнению. И на признание,
и на принятие требуется и время и
размышления. Позже христианин принимает
утверждения Учения Христа. Происходит
это незаметно или через переживания.
Заповеди и призывы Учения входят в
сознание человека как мотивы поведения,
становятся образом жизни. Христианину
следует не отворачиваться от того, что
ему непонятно или неприятно. Но следует
вчитываться и размышлять. Необходимо
инициировать внутреннюю душевную
работу.
Валерий Колесник