Бог и человек. Личные отношения (1)
Все
люди в этом мире знают нечто об Иисусе
Христе. Кто-то знает больше, а кто-то
меньше. Но если человек и знает об Иисусе
достаточно много, то он еще не христианин.
Быть христианином
вовсе не значит знать об Иисусе. Быть
христианином
значит знать Иисуса. Но знать не в лицо
и не по знакомому голосу в мобильном
телефоне, а знать как лицо, с которым
провел вместе много часов, дней и недель.
Знать не так, как может знать исследователь
творчества, а знать лично как друга и
брата. Иисуса Христа надо знать лично,
имея с Ним одни мысли и желания, и заботы.
Такая возможность есть. Бог Единый,
Всемогущий и Живой есть личный Бог. Для
каждого ищущего Бог может быть Другом,
Братом и Отцом.
Библия
говорит, что Бог объявляет человеку о
Своем существовании: "Который…
не переставал свидетельствовать о Себе
благодеяниями, подавая нам с неба дожди
и времена плодоносные и исполняя пищею
и веселием сердца наши"
(Деян. 14:16,17).
Участие Бога в жизни человека увидеть
можно: "Ибо,
что можно знать о Боге, явно для них,
потому что Бог явил им. Ибо невидимое
Его, вечная сила Его и Божество, от
создания мира через рассматривание
творений видимы, так что они безответны"
(Рим.
1:19,20).
И если человек не видит Бога, то либо он
младенец, либо не может адекватно
воспринимать мир, либо упорно не хочет
ничего знать о Боге. Каждый сознательный
человек в этом мире имеет некоторое
представление о духовном мире, о духовной
жизни или даже о каких-либо духовных
явлениях. Без сомнений, большинство
людей соотносят эту духовную сторону
мира с Божеством. Более того, большинство
людей в мире допускают существование
Бога. Сведения о Боге могли прийти к
человеку различными путями: в результате
размышления, от родителей, в школе, от
друзей, из книг, из средств массовой
информации, в религиозной общине. Они
могут быть более полными или менее. Они
могут быть более адекватными Божеству
или менее. Это могут быть и просто
суеверия или страхи с налетом мистики.
Такое знание о Боге есть личное знание.
Более значимая
ситуация, когда мирской человек постоянно
или эпизодически обращается к Богу о
помощи в разрешении своих проблем. Это
может быть порыв души, спонтанная просьба
Бога о чем-либо. Обращение к Богу может
произойти в трудную минуту жизни. Человек
может попросить Бога о чем-то мысленно
или устно - в душевном стеснении и слезах.
Человек может сознательно думать о том,
что Бог может ему помочь. Но может
обратиться как к последней надежде, не
особенно веря в отклик. И отклик, как
правило, приходит. Его можно распознать
по событиям, которые происходят в жизни
человека. Человек может распознать его
или нет. Человек может принять, не
удивляясь, как должное, а может принять
Божий отклик в изумлении и благодарности.
Задача просящего в том, чтобы он
задумывался в любом случае - пришел
отклик или нет? Если же отклик пришел,
то предстоит благодарить Бога. Вот она
и состоялась - встреча с Богом.
Важным в
человеческой религиозной осведомленности
есть то, что эклектическое и порой
сумбурное знание о Боге может удерживать
человека от безнравственных поступков.
Такой самоконтроль не значит
высоконравственную жизнь в Боге, но
только то, что человек не делает каких-то
прегрешений. Например: муж не обманывает
жену, хотя вполне может обманывать
начальника. Уважает родителей, но не
уважает тещу. Любит детей, не пьет, не
грубит, но изменяет жене. Сочетание
запретов может быть совершенно
произвольным. Человек может в чем-то
сознательно удерживать себя в страхе
перед Богом, но может даже не осознавать,
что его самоконтроль обусловлен
подсознательным страхом перед Богом,
страхом наказания или страхом перед
опасными последствиями. Такое поведение
уже есть личное отношение к Богу.
Если
человек сохраняет какие-то запреты, то
ему следует задуматься о том, почему он
их сохраняет. Соответствуют ли эти
запреты воле Божьей? Все ли он сохраняет
из того, что Бог требует? Если человек
сохраняет какие-то запреты, то это
значит, что он повинуется Богу. Ему
следует задать вопрос: “Во
всем
ли я повинуюсь Богу?”
Размышления на такую тему – это есть
путь к Богу и это личный путь, это
самостоятельное движение к Богу.
Даже
человек далекий от Бога иногда произносит:
“Это
пришло наказание от Бога”.
Такие слова могут быть сказаны в адрес
того, кого он осуждает как преступника,
но могут быть сказаны и в свой адрес.
Если уж такая идея родилась, то человеку
следует быть последовательным. Ведь в
своей реальной обыденной жизни каждый
человек обычно логичен и последователен.
Если под ложечкой засосало и, ко всему,
подошло время, то человек очень логично
и последовательно переместится на кухню
к холодильнику. Вот также последовательно
и логично человеку следует задать себе
вопрос: “Как
мне следует поступать, чтобы наказаний
от Бога не последовало в будущем?”
Можно спорить о том, правильный ли это
вопрос или неправильный, корректный
или нет. Но важно то, что размышления о
Боге не должны угасать. Это тоже движение
к Богу.
Человеку
предстоит искать Бога. Это первое
безусловное повеление каждому
сознательному существу в этом мире: "От
одной крови Он произвел весь род
человеческий для обитания по всему лицу
земли… дабы они искали Бога, не ощутят
ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко
от каждого из нас"
(Деян. 17:26,27).
И не надо рассматривать это повеление
как назойливое поручение учительницы
ребенку или как нудные родительские
поручения, чтобы только загрузить
ребенка. Это большое благо для человека:
"Вкусите,
и увидите, как благ Господь! Блажен
человек, который уповает на Него!"
(Пс. 33:9).
Если
же человек начал понимать то, что Бог
откликается на его молитвы, что Бог
откликается ему на добро, если человек
осознает смиряющее воздействие Господа
на него, то это значит, что произошла
личная встреча человека и Бога. Пусть
даже в рассуждениях человека очень
много субъективного. Возможно, он в
чем-то и ошибается. Тем не менее, встреча
состоялась, и человек должен продолжать
стараться видеть участие Бога в своих
делах. Движение к Богу должно продолжаться:
"И
воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь
Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и
найдете, если взыщете Меня всем сердцем
вашим" (Иер.
29:12,13).
И тогда кратковременная мимолетная
встреча превратится в постоянное доброе
общение с любящим Отцом.
Вполне
возможно, что встреча человека с Богом
произошла задолго до того, как он начал
общаться с христианами. Его встреча с
Богом была именно личная. В таком случае
ему надо искать Бога далее. И не просто
искать, а узнавать то, что Бог ждет от
человека. А, узнав, должен стараться
выполнять те требования, которые Бог
предъявляет человеку. Одним из таких
требований есть призыв к покаянию. Между
человеком и Богом должны установиться
непрерывные близкие родственные, в
духовном смысле, отношения. Водное
крещение и приход в христианскую общину
– это и есть начало таких отношений.
Савл, после того, как Христос явился ему
по пути в Дамаск, вел себя как исключительно
богобоязненная личность: "И
три дня он не видел, и не
ел,
и не
пил"
(Деян.
9:9),
и "Господь
же сказал ему: встань и пойди на улицу,
так называемую Прямую, и спроси в Иудином
доме Тарсянина, по имени Савла; он
теперь молится"
(Деян.
9:11).
Но отношения “отец – сын” между ним и
Богом еще не были установлены: "Итак,
что ты
медлишь?
Встань, крестись
и омой грехи
твои, призвав имя Господа Иисуса"
(Деян. 22:16).
Такими они стали только после крещения:
"И
тотчас как бы чешуя отпала от глаз его,
и вдруг он прозрел; и,
встав, крестился"
(Деян.
9:18),
и "Смотрите,
какую любовь дал нам Отец, чтобы нам
называться и быть детьми Божиими..."
(1
Иоан. 3:1).
Бог
в состоянии распознать любые самые
слабые порывы души человека и Своим
Провидением даст человеку возможность
попасть на встречу с Ним. С Богом никто
не разминется: "...Трости
надломленной не переломит, и льна
курящегося не угасит, доколе не доставит
суду победы" (Мат.
12:20).
Но человек сам, своей волей, должен
принять решение о том, что он далее, в
своей жизни будет повиноваться Христу,
что он принимает Христа своим Господином,
Царем, Повелителем. Сам должен войти в
воду и запечатлеть это решение. Такое
решение не передоверяют родителям или
детям, не поручают папе, маме или адвокату.
Это не может сделать священник над
человеком, когда тот еще в колыбели.
Этот поступок не совершается потому,
что так решил друг или подруга. Крещение
не совершается потому, что муж христианин,
и чтобы сохранить семью, надо бы на
всякий случай креститься. Такое решение
исключительно личное. Крещение совершается
не для того, чтобы помогли выехать в
США, не для того, чтобы сделать приятное
уважаемому дедушке-миссионеру, не для
того, чтобы община потом оказывала
помощь, не для того, чтобы дали бесплатно
Библию. Крещение совершают не потому,
что модно или есть возможность попасть
в круг интересных людей. Крестятся не
на зло родителям или эпатажа ради. Не
для того, чтобы “поприкалываться” или
за компанию с друзьями. Никто
не вправе вынуждать другого к крещению.
На Украине говорят: “До Бога на налигачі
не ведуть”. Не может также вся страна
дружно принять крещение, как было при
крещении Руси. Это
самостоятельное решение о том, чтобы
войти в семью, где Всемогущий, Милосердный
и Строгий Отец. Человек объявляет себя
сыном этой Личности, а Личность признает
человека как сына. Это сугубо личный
договор.
Валерий Колесник