Бог и человек. Личные отношения (5)
Углубление понимания, открытие, смирение, молитвенное
общение с Богом очень часто сопровождается
и должно сопровождаться переживанием.
Для христианина переживание – естественный
процесс. Пиковые переживания христианина
– это переживания ребенка в благополучной
семье, где его любят и о нем заботятся,
где его воспитывают достойным человеком.
У такого ребенка могут быть переживания,
но они, как правило, ведут к открытиям,
а не к побегам из дому или к самоубийствам.
У мирского человека случается много
переживаний, но они не ведут к Богу, и
они, как правило, деструктивны. Во-вторых,
мирской человек вынужден с ними жить.
Христианин же по своей воле размышлением
инициирует их, и они ему на добро. Само
открытие Учения Христа приходит с
переживанием.
Очень
часто формирование мотивации приходить
через сильнейшие переживания, через
внутреннюю борьбу. Если такое случается,
то на то есть воля Божья. Но не следует
самому искать пограничные ситуации. Не
надо их имитировать для окружающих.
Также не следует огорчаться, если таких
сильных душевных переживаний нет.
Переживания,
ведущие к Богу, это не меланхолические
мечты, не страстные фантазии, не экстаз,
окрашенный в религиозный наряд, не
мазохистский транс, ведущий к появлению
стигматов, не наркотический дурман, не
эстетический катарсис, не отупляющая
медитация, не бездушное повторение
мантр или однообразных молитв, не
экстатическое камлание. Все это может
быть в сознании человека, в его духовной
практике, но это не есть познание Бога.
В
конце 19 и в начале 20 веков в западной
христианской теологии разразился
кризис. Человек оказался отделен от
Бога, Бог был объявлен непознаваемым.
Но теологи забыли, что Бог личный и дает
познание о Себе каждому человеку лично:
"Иисус,
отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое,
но Пославшего Меня; кто хочет творить
волю Его, тот узнает о сем учении, от
Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю"
(Иоан.
7:16,17).
Прежде всего, откровение приходит в
душу одному, а потом может попасть и в
университетскую аудиторию. И то, что
Бог может быть не понимаемым и не
познаваемым в аудитории, не значит, что
Бог не познаваем вообще. Бог не познаваем
для аудитории, которая может быть и
либеральной, и атеистической, и суеверной,
и даже языческой. Но вполне понимаем
теми, кто находится вне аудитории и кто,
может быть, никогда туда не войдет.
Что-то
из Учения известно многим, а что-то
открывается лично тому верующему, кто
хочет служить Богу и ближнему: "И
одна женщина из города Фиатир, именем
Лидия, торговавшая багряницею, чтущая
Бога, слушала; и Господь отверз сердце
ее внимать тому, что говорил Павел"
(Деян. 16:14).
А то, что открыто лично, дано, прежде
всего, для служения: "Тогда
отверз им ум к уразумению Писаний"
(Лук.
24:45),
а не для дискуссий и споров, не для
навязывания личного мнения и, уж конечно,
не для того, чтобы хвастаться пониманием
или получить какие-либо дивиденды.
Бог
дает мудрость в ответ на молитву. Его
отклик
это не действие обезличенной силы. Божьи
откровения не падают равномерно на всех
как снег. Это не дождь, который одинаково
поливает всех, кто не укрылся. Божьи
откровения не есть нечто мистическое
и чудесное. Господь имеет много средств
для того, чтобы уделить каждому свое.
Для этого существует опыт и интуиция,
природа, которой не открыта до настоящего
времени, и, вероятно, никогда не будет
открыта. Бог направляет человека в его
образовании и самообразовании, указывая
направления и расставляя акценты,
усиливая или послабляя интерес. Бог
является человеку в
жизненных обстоятельствах и событиях,
озарением из стиха, прояснением библейских
утверждений.
Бог
говорит: "Если
же и закрыто благовествование наше, то
закрыто для погибающих, для неверующих,
у которых бог века сего ослепил умы,
чтобы для них не воссиял свет
благовествования о славе Христа, Который
есть образ Бога невидимого"
(2 Кор. 4:3,4).
То есть, упорствующий грешник в Библии
ничего для себя существенного не увидит.
Для верного Божьего человека Библия –
это школа жизни во всех её аспектах:
"Распутный
ищет мудрости, и не находит; а для
разумного знание легко"
(Прит. 14:6).
Между этими двумя крайними отношениями
есть целая шкала и других отношений к
Богу. Соответственно есть много уровней
понимания Бога, Его природы и Его
заповедей. И с этой точки зрения каждый
верующий находится на своем уровне
понимания Учения Христа. Это еще один
аспект личных отношений Бога и человека.
Чем
более человек узнает участие Бога в
своих делах, тем сильнее укрепляется
его вера. Чем более человек доверяет и
повинуется Богу, тем ярче Бог открывает
Себя человеку: "Тайна
Господня - боящимся Его, и завет Свой Он
открывает им"
(Пс. 24:14).
Тем достовернее знание человека о Боге.
Теология
в течение тысячелетий пыталась доказать
логическими выводами и заключениями
существование и деятельность Бога. Но
реальный живой Бог существует не в
научных трудах, не в коллективном
сознании, не в менталитете общества, а
в духовном мире и в личном опыте: "Кто
имеет ухо, да слышит"
(Откр. 13:9).
Изучение
книг Псалмов, Притч, Екклесиаста, Исаии,
Иезекииля, Откровения и Библии в целом
предполагает высокую степень доверия
и повиновения Господу вообще, а не просто
изучение книги за столом. Несмотря на
то, что в Библии многое открыто христианам,
существует более глубокий уровень
понимания. Но на этом уровне Библия
будет раскрываться индивидуально.
Каждый будет иметь свой уровень понимания
Учения: "Но
кто любит Бога, тому дано знание от Него"
(1 Кор. 8:3).
Это тоже личные отношения с Богом. Это
еще один аспект личных отношений с
Богом.
Слепые
нищие распознали Иисуса как Мессию и
кричали вслед: "Когда
Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое
слепых и кричали: помилуй нас, Иисус,
сын Давидов! Когда же Он пришел в дом,
слепые приступили к Нему. И говорит им
Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать?
Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он
коснулся глаз их и сказал: по вере вашей
да будет вам"
(Мат. 9:27-29).
Именно личный опыт дал им духовное
зрение. В то же время много грамотных и
знающих Писания фарисеев и законников
не видели того, что Иисус – Сын Божий.
Чудесное
исцеление дало человеку личный опыт.
Речь идет о слепорожденном, которому
Бог дал зрение: "Опять
говорят слепому: ты что скажешь о Нем,
потому что Он отверз тебе очи? Он сказал:
это пророк" (Иоан.
9:17).
Этот человек доверился и повиновался
Христу, и Бог усилил его личный опыт до
того уровня, что у него не было страха
перед фарисеями. Человек увидел Христа
далеко не только прозревшими глазами.
Увидел, чтобы не выпускать из виду уже
никогда.
Также
как этому слепому от рождения, каждому
человеку предстоит лично уверовать в
то, что жизнь со Христом – это нечто
такое, ради чего можно отказываться от
мирских удовольствий и утех. И
тогда придет сильнейшее личное желание
угодить Богу и быть с Богом. Но это труд
собственного ума.
Бог
каждому человеку лично посылает
сообщение. Это и благословения в жизни
человека, которые в во всей своей
совокупности есть исключительно личными:
"Враги
мои обращаются назад, когда я взываю к
Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня"
(Пс.
55:10),
и
"...Ибо
вы вкусили, что благ Господь"
(1 Пет. 2:3).
Это
также и воспитательная работа Господа,
которая во всех своих аспектах также
исключительно личная: "Познан
был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих"
(Пс. 9:17),
и "Когда
наказывается кощунник, простой делается
мудрым; и когда вразумляется мудрый, то
он приобретает знание. Праведник
наблюдает за домом нечестивого: как
повергаются нечестивые в несчастие"
(Прит.
21:11,12).
Верный
Божий служитель, верное Божье дитё,
распознает все эти личные сообщения от
Бога. Они дают правильные оценки всему,
что исходит от Бога, они знают Бога, они
слышат Бога: "...А
входящий дверью есть пастырь овцам. Ему
придверник отворяет, и овцы слушаются
голоса его, и он зовет своих овец по
имени и выводит их. И когда выведет своих
овец, идет перед ними; а овцы за ним идут,
потому что знают
голос его"
(Иоан. 10:2-4).
Апостол
Павел безусловно понимал, что у него с
Богом исключительно хорошие личные
отношения: "На
личность ли смотрите? Кто уверен в себе,
что он Христов, тот сам по себе суди,
что, как он Христов, так и мы Христовы"
(2 Кор. 10:7).
Апостол имел свидетельство о том, что
он будет с Богом. Также Павел был абсолютно
уверен, что после завершения земного
служения он будет принят Богом: "Ибо
я уже становлюсь жертвою, и время моего
отшествия настало. Подвигом добрым я
подвизался, течение совершил, веру
сохранил; а теперь готовится мне венец
правды, который даст мне Господь,
праведный Судия, в день оный; и не только
мне, но и всем, возлюбившим явление Его"
(2 Тим. 4:6-8).
Валерий Колесник