Бог и человек. Личные отношения (6)
Бог не безличная равнодушная сила. Не ураган,
не цунами, не извержение вулкана, не
снежная лавина, сметающая все на своем
пути. Бог видит и слышит каждого человека
лично: "Я
есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои
знают Меня"
(Иоан. 10:14).
Личное восприятие человеком Бога
допускается и поощряется Богом. Человек
же пусть себя не обманывает и анализирует
свою жизнь. Видеть то, что сеешь – это
не только работа органов чувств, – это
не только интеллектуальная задача, но
также духовный труд. Это вопрос желания:
“Хочу ли я видеть участие Бога в своей жизни или
нет”. Тот, кто не видит им самим посеянного и пожатого
зла – это упрямый ребенок, который не
хочет смиряться, когда его наказывают.
Если же человек не видит пожатого добра
– это интеллектуальное убожество,
достойное сожаления, но это также и
черная неблагодарность Творцу.
По Ветхому Завету видно, что Бог
дал человеку возможность жить вне
какого-либо государственного устройства.
Так было в Эдемском саду. Так было после
выселения человека из рая. Так было у
израильтян при заселении Ханаана.
Патриархальные семьи жили в деревнях.
Человек имел возможность принимать
решения и действовать. Свобода выбора
для такого образа жизни была неотъемлемой
естественной возможностью человека.
Человек был вынужден принимать много
повседневных больших или малых решений.
Бог дал человеку такую возможность.
Господь
дает свободу выбора. Мы не подобны тем
лошадям, которые всю жизнь проходили
по кругу против часовой стрелки и при
любом выборе всегда идут налево. Человек
в своей жизни всегда имеет альтернативы,
имеет два или более разных способов
действия, всегда имеет разные пути.
Господь дает нам альтернативу. Всегда
будут встречаться на нашем пути камни
с надписями: “Налево
пойдешь… направо пойдешь…”
И всегда надо будет трудиться и решать.
А не так, как в сказке один раз удачно
выбрал направление и получил царевну
и полцарства.
Человек должен
был в какой-то момент принять самое
главное важнейшее решение – смирить
себя перед Богом или нет. Если же он
смирялся, становился служителем Божьим,
то свой выбор ему предстояло подтверждать
ежедневно своими делами. Нечто подобное
происходит и сейчас в жизни христианина.
Человек становится христианином и затем
своим служением должен подтвердить
свою любовь к Богу, свое послушание.
Американский
инженер приходил в пустыню с мулом,
нагруженным инструментами, и через год
там поднимался город. Такая жизнь – это
труд и постоянные самостоятельные
решения. Это труд для человека.
Человека можно
сравнить с одиноким волком. Волк не
ограничен в том, куда он может идти за
добычей, не ограничен в выборе добычи.
Но как только добыл пропитание, то в тот
же момент он превращается в маму «семерых
козлят», которая должна идти к свои
детишкам и накормить их. Как мамой движет
материнский инстинкт, так человеком
должен двигать инстинкт служения
ближнему. Все, что христианин узнал,
приобрел или чему научился, должно быть
им оценено с точки зрения его семьи –
общины: “А
общине это полезно?”
И если полезно, то поделиться: "Так
и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь
обогатиться ими к назиданию церкви"
(1
Кор. 14:12).
И желания должны иметь приоритет –
община: "Достигайте
любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно
же о том, чтобы пророчествовать"
(1 Кор. 14:1).
Христиане живут отдельно друг
от друга. Но должны и ищут общения, и это
есть их личный выбор. Христианин идет
к ближнему, несмотря на то, что после
будет неудобно добираться домой, несмотря
на то, что устал, несмотря на душевное
напряжение. Своим личным выбором каждый
человек отдает себя Богу. Личный выбор
в отношении поста, величины пожертвований,
молитвы, собраний. В противовес различным
постановлениям и решениям в общине
должно быть личное решение. Именно
личное решение ради Бога должно двигать
брата в том, чтобы покаяться в грехе, а
не страх наказания. Именно личное решение
ради Бога должно двигать сестрой в том,
чтобы она прекратила спор. Прежде всего
личный выбор сестры учить ей или нет
кого-либо в общине, личное решение в
отношении одежды, посещения пляжа,
участия в вечеринке со спиртным и много
другое. Если же человек держит себя в
чистоте и смирении по командам старейшин
или в страхе перед наказанием в общине,
то у него нет личных отношений с Богом.
Своим же личным выбором ради Бога человек
подтверждает свою любовь к Богу. Господь
также дает лично нам помощь в принятии
решений, если мы её просим.
То, что
исключительно важно для того, чтобы
оказаться в Царстве Небесном, для
служения ближнему, зависит от личного
выбора. В этом невозможно (по крайней
мере очень сложно) понуждать. Пришел
человек на собрание – это его личный
выбор. Пришел – значит любит Бога. Не
пришел – не любит Бога. И не надо
заставлять приходить на собрания. Не
надо заставлять любить Бога. Постоянный
выбор человеком решений в пользу Бога,
ради Бога – это есть исполнение главнейшей
заповеди: "Иисус
сказал ему: возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим и всею душею твоею
и всем разумением твоим: сия есть первая
и наибольшая заповедь"
(Мат. 22:37,38).
Бог имеет свободу выбора. Это
может и должен иметь человек. Но человеку
предстоит научиться этому. Развить себя
в этом. Те, кому предстоит быть подобными
Господу в святости, должны быть подобны
Ему и в умении принимать решения. Те,
кто попадет на небеса, должны уметь
принимать решения на добро ближнему.
Очень заманчиво
для некоторых религиозных характеров
поступать и жить по указкам лидеров.
Вопросы о том, сколько жертвовать, что
читать, кого посещать, кому помогать
таким людям хочется, чтобы решались
старейшинами, лидерами общин. И многие
лидеры и берут на себя такие функции –
советуют, решают и руководят. Но такое
отношение лидеров к пастве – это и
искушение, и отход от Божьего плана
воспитания. Бог учит любителей подчинения
быть инициативными: "…но
всегда ищите добра и друг другу и всем"
(1 Фес. 5:15).
Также и лидеров учит давать пример
поступков (и плане инициативности тоже):
"...И
не господствуя над наследием Божиим,
но подавая пример стаду"
(1 Пет. 5:3).
Естественно, что не должно быть своеволия
в общине, как не должно быть и апатии
среди лидеров. Должна быть найдена мера
во взаимодействии.
Человек не
просто нерешительный одиночка, не просто
всеми обиженная маленькая королева, не
просто жадный хомяк, не просто нелюдимый
Собакевич. Человек имеет свободу выбора,
но движимый этой свободой он идет к
ближнему и служит ему. Такими должны
быть не только христиане, но все живущие
на земле: "...Ибо
Им создано всё, что на небесах и что на
земле… все Им и для Него создано"
(Кол. 1:16).
Любая система, любое государственное
устройство в большей или меньшей степени
ограничивает свободу выбора. Точно
также любая система, любое государственное
устройство в большей или меньшей степени
развращает человека. Развращает и
отвращает его от самостоятельных
решений, от самостоятельного жизненного
выбора.
Порой бывает
трудно принимать решения. Трудно сделать
не только правильный выбор, но трудно
бывает сделать любой выбор. Тем не менее,
наш Творец Бог, имеющий неограниченные
возможности и свободу выбора, выбирает
любовь к человеку. Человек должен
повторить своего Творца. То есть человек
должен научиться делать выбор и выбрать
он должен любовь к человеку.
Тоталитарный
культ по определению является той
системой, какая навязывает свою волю
адептам. Руководители культа подавляют
личность, а если учат чему-либо о Боге,
то оказывают своим приверженцам медвежью
услугу на их пути к Богу. Они, как правило,
искажают природу Божества и характер
поклонения Богу.
Приходилось
слышать в свой адрес такие слова: “Это
проповедник так думает”.
То есть проповедник не только имеет
собственное особое мнение, но и продвигает
его. Но если проповедник продвигает
собственное мнение и учит ему общину,
есть опасность того, что в общине будет
развиваться ложная доктрина. Но и здесь
есть личный выбор и личная ответственность
каждого из христиан. Каждый должен и
вчитываться в Библию, и молить Бога за
общину о её верности Богу. Каждый в
ответе, чтобы община оставалась в
истинном учении. Хорошо когда у человека
есть свое мнение, и он не боится его
озвучить, но это только полшага в
направлении совершенствования личности,
ещё надо, чтобы это мнение было правильным:
"Все
Писание богодухновенно и полезно для
научения, для обличения, для исправления,
для наставления в праведности, да будет
совершен Божий человек, ко всякому
доброму делу приготовлен"
(2 Тим. 3:16,17).
Валерий Колесник