Прикосновение к
вечности
Только
задумайся на мгновенье о том, сколько
лет уже существует наша планета и сколько
миллиардов людей уже побывали на ней.
Люди, о которых мы ничего не знаем, об
их планах, мечтах, целях и желаниях. А
ведь они жили когда-то, и их жизнь в
чем-то была такой же, как наша сейчас.
О том, что
человек живет только один раз в этом
мире, только 60-100 лет жизни отведено
каждому из нас на наш путь на этой земле,
на наши мысли, на наши чувства, на наши
планы, на всю нашу жизнь. И после этого
останется только сожалеть о несбывшихся
надеждах, неисполненных планах,
невыполненных обещаниях о том, что мы
бы хотели, но не успели сделать, и уже
никогда не успеем… Много это или мало?
Те, кто прожил свою жизнь на нашей земле
в последние десятки тысяч лет, которые
существует наша планета, скажут одно;
старики, уже почти прожившие свою жизнь,
скажут другое; молодые скажут третье и
дети скажут четвертое. Давайте посмотрим
сами…
Все начинается
с того, что наступает неизбежный день
в нашей жизни, первый неизбежный день,
когда мы приходим в этот мир, приходим
посетить эту маленькую планету, которая
станет нам домом в ближайшие 60-100 лет
нашей жизни.
Мы делаем
наш первый шаг, мы среди множества
других, так же, как и мы, пришедших в этот
мир людей, мы учимся себя вести, учимся
говорить, учимся тому, что и как можно
говорить, а о чем лучше не говорить, по
крайней мере в присутствии взрослых,
что можно делать, а что можно делать
только тогда, когда взрослые не видят,
как пользоваться разными предметами
из гардероба родителей и зачем вообще
они нужны. Мы изучаем законы этого мира,
начинаем узнавать, зачем взрослые ходят
на работу, что бабушка и дедушка тоже
когда-то были детьми, познаем законы
природы, стреляя по воробьям из луков
или рогаток, кидая водяные бомбы с
балкона на головы проходящих людей,
бросая с крыши кота и привязывая к
голубям разноцветные ленточки. Мы часто
не понимаем, почему взрослые не одобряют
всего этого, - это же так классно. Познаем
законы отношений между людьми, давая
по голове Ване и дергая за косу Таню,
давая разные прозвища и клички своим
друзьям и знакомым по двору, дразня друг
друга разными словами и рассказывая
друг другу выдуманные истории и страшилки.
Узнаем, что есть «хорошо», когда наши
родители радуются и покупают нам
мороженное и игрушки, и что есть «не
совсем», когда папа снимает ремень.
Осваиваем совсем новые для нас миры:
мир вещей, мир чувств, мир эмоций, мир
отношений. Мы быстро учимся пользоваться
тем, что уже создано, и научаемся создавать
новые вещи (рогатки, луки, самострелы,
водяные бомбы и бумажные самолетики),
научаемся заводить друзей (в здоровом
теле – здоровый друг), общаться (умный
Васю не пошлет…) и радуемся тому, как
хорошо живется в этом прекрасном мире.
Мы очень
любим родителей, и как правило, родители
очень любят нас. Нам радостно и хорошо,
столько всего нового и неизвестного,
мы играем, радуемся, веселимся и
наслаждаемся каждым новым днем.
Но вот приходит
время, детство как-то неожиданно
заканчивается и мы поступаем в школу,
школу, куда нам надо ходить каждый день,
где много уроков и дурацких домашних
заданий, которые вечно мешают нам
нормально играть во дворе, забирают
наше время и всячески отвлекают нас.
Где мы, скрипя зубами, обретаем все
начально-необходимые (так нам говорят)
знания, чтобы жить в этом «реальном»
мире. Там мы узнаем, что нам положено и
что не положено делать. Нас мотивируют,
подгоняют и наказывают оценками, которые
проставляют в наш дневник. Мы впервые
начинаем узнавать о том, что же такое
контрольная и что такое, когда родителей
вызывают в школу. Там же, вместе со
знаниями естественных наук, мы получаем
и все начальные знания о взрослой жизни,
о чувствах, о боли и о радости, о печали
и о счастье. Об отношениях между людьми
– о дружбе и о вражде, о преданности и
о предательстве, о заботе и о безразличии,
о любви и о ненависти... Мы быстро учимся
заводить друзей, прогуливать уроки,
списывать домашки, делиться конфетами
и распускать сплетни. Иногда находим
свою самую первую любовь, впервые узнаем,
что такое нежность, вступаем в запрещенные
взрослыми, но так сильно манящие нас
отношения. Школа становится нашим вторым
домом на 10-12 лет. Пройдя школу, мы
подготавливаемся к вступлению во
взрослую и, как мы верим, радостную и
счастливую жизнь.
Часто мы
думаем, «скорее бы закончить эту …
школу» И вот раздается последний звонок,
и мы с радостью вступаем в новый этап
нашей жизни, где нету больше подъемов
по утрам, домашних заданий и плохих
оценок. Что же дальше ? Как правило,
родители к тому времени уже сделали
выбор и дальше большинство из нас пойдут
учиться кто куда: кто - в ПТУ, кто - в
техникумы, кто - в институты, кто - в
университеты, а кто просто – в армию.
Закончив их
и окончательно разузнав то, что мы, по
каким-либо причинам, упустили в школе
и, считая себя уже полностью взрослыми,
постараемся, как можно благополучнее
устроиться в этом мире. Найти хорошую
работу или начать свое дело, дабы
максимально обеспечить себя деньгами,
недостаток которых мы к тому времени
уже очень хорошо прочувствовали.
Некоторые из нас уже думают о женитьбе
и о семье, другие же просто наслаждаются
молодостью и жизнью, а третьих уже
угораздило вступить в брак.
К 30ти годам
многие уже имеют семью и начинают
появляться свои собственные дети, такие
же, как ранее были мы, маленькие пришельцы
в этот мир, для которых мы станем первыми
проводниками, которых поведем за собою
по совсем непростым стезям этого
прекрасного мира. Теперь мы начинаем
думать о том, как нам максимально помочь
нашим детям получить все необходимые
знания и как можно лучше устроиться в
этом мире. Мы начинаем объяснять им что
такое «хорошо» и что такое «плохо»,
начинаем растить и воспитывать их,
теперь приходит наша очередь покупать
игрушки и снимать ремень. Мы очень
активно запрещаем нашим детям то, что
в свое время, тайком от родителей, делали
сами. Мы хотим, чтобы наши дети выросли
сильными и здоровыми, умными и
«правильными». Мы гордимся ими и очень
хотим, чтобы они непременно сделали все
то, что мы в свое время не смогли сделать
сами.
После 40ка,
ближе к 50ти мы начинаем думать о нашей
пенсии, о карьере и о старости. Наши дети
подрастают и оставляют нас… в нашем
доме, где еще вчера был слышен звонкий
детский смех, сейчас снова тихо, в
комнате, где были разбросаны детские
игрушки, сейчас пусто. Только ветер еле
слышно гуляет по пустым комнатам. И мы
удивляемся, как быстро летит время, как
быстро растут дети. Еще вчера мы
прогуливались с коляской, провожали
детей в школу, думали о том, куда ребенок
будет поступать после школы… время
пролетело быстро, и птенцы, окрепнув,
покидают любимый отчий дом.
После 60ти
мы, как правило, находим себе новое
утешение – внуки. Жизнь снова обретает
смысл, нам снова есть чем заняться, о
ком позаботиться и кому помочь. Мы
чувствуем себя снова нужными, снова в
нас просыпается былая радость. Мы часто
вспоминаем то, как и мы когда-то были
молодыми, иногда мы находим в «углах»
нашей квартиры старые игрушки и письма
из нашего прошлого, долго смотря на
которые мы вспоминаем, как все это
когда-то было…
И вот приходит
день, о котором большинство из нас
предпочитают не думать. День, который
так же неминуем, как и день рождения,
день, при мысли о котором многим из нас
становиться не по себе. Мы уже проходили
этот день, когда уходили наши дедушки
и бабушки, когда уходили наши родители,
когда уходили друзья, теперь пришло
время, когда уйдем и мы.
Мы не знаем,
что будет дальше, и немного боимся этого.
Но когда этот день наступает, когда мы
уже у самой грани этого мира, мы понимаем,
что это совсем нестрашно, как-то легко
и даже заманчиво. Нас чем-то непонятно
влечет туда, в тот другой мир, мир, где
более нет места страху, где тишина и
покой... и мы с радостью делаем наш
последний шаг. Нас провожают под звуки
марша, который на этот раз играет в нашу
честь. Здесь заканчивается наш путь, на
который мы когда-то так радостно вступили,
прийдя в этот мир.
И там, в тишине
и безмолвии, мы начинаем смотреть на
все, что мы сделали при жизни, смотреть,
как мы прожили жизнь, анализировать то,
к чему стремились в этой жизни, что
считали ценным, что приобретали и о чем
заботились. Теперь мы истинно понимаем
смысл слов «жизнь - это так много и так
мало…». Смотря на пройденный нами путь,
мы спрашиваем себя: «Что же было в этой
жизни? Что я сделал? Какой след оставил
я после себя в этом мире? Что принес в
этот мир? Зачем я прожил жизнь?»
Я пришел в
мир, пошел в школу, закончил институт,
женился, родил детей, воспитал внуков...
И это все, что сделал я при жизни здесь,
на земле. Построил дом, вырастил дерево,
воспитал себе подобных? Мы начинаем
понимать истинный смысл нашей жизни,
начинаем вспоминать о любви. Первый раз
мы вспоминали о ней, когда встречали
любимого человека. Второй, когда провожали
в последний путь тех, кто был нам дорог,
когда жалели о том, что недостаточно
любили и уделяли времени нашим родителям,
когда они еще были с нами. Третий, когда
наши дети покидали наш дом. Любовь… Все
это время она была как-то очень близка
и как-то очень далека от нас.
И сейчас,
глядя на свою прожитую жизнь, мы многое
хотели бы переделать, многие исправить,
возможно, не делать многое из того, что
сделали. Как бы мы хотели дать больше
любви людям, которые окружали нас, больше
заботиться о тех, кто был рядом с нами.
О, как бы мы хотели чтобы у нас был еще
один шанс все исправить, все сделать
по-другому, начать понимать и ценить
каждый миг нашей жизни здесь, на земле,
каждый миг нашего общения с людьми,
использовать каждый шанс, чтобы подарить
нашу любовь, подарить тем, кто были
нашими «попутчиками» по этому миру.
Явить свою
любовь и наполнить ею мир, пусть даже
это будет капля, горячая капля в ванне
холодной воды,
но от нее
эта ванна станет чуть-чуть теплее и
ощутимо станет теплее всем тем, кто
будет рядом,
рядом с
этой теплой каплей.
Все так
просто. Мы наконец начинаем все это
понимать, понимать ответы на издревле
возникавшие у нас вопросы «Зачем я
пришел в этот мир? Какой смысл моей
жизни? Для чего я живу?», которые мы
поспешно отгоняли от себя прочь, или о
которых рассуждали часами за чашкой
кофе или кружкой пива. Мы начинаем
видеть, более чем видеть – знать, как
прожить жизнь, что сделать и к чему
стремиться, что ценить и как поступать,
мы всей душой хотим… но увы… все это
уже недоступно для нас.
Наше время
ушло, и память о нас предается забвению.
Нас еще помнят, но это время быстро
уходит, и только осколок старой, некогда
нашей любимой детской игрушки, лежащий
в углу на антресоли нашего дома,
является
сумрачным напоминанием о том, как
когда-то мы играли во дворе и познавали
этот прекрасный мир.
Заброшенный
среди прочей макулатуры табель напоминает
о том, что мы когда-то ходили в школу.
Старые
поломанные погремушки напоминают о
том, что мы когда-то растили детей.
Все, что было
и все, что не было в нашей жизни, теперь
уже просто тень прошлого и предано
забвению. И оттуда, свысока, мы видим,
как в этот мир приходят новые и новые
люди, как они делают свои первые шаги,
как вступают на этот путь для того, чтобы
как некогда и мы, пройти его.
Как бы мы
хотели подсказать им, помочь им, научить
их, чтобы они не делали всего того, что
делали мы, чтобы ценили каждый миг жизни,
чтобы любили и дарили свою любовь людям,
чтобы заботились друг о друге,
чтобы
проживали каждый день своей жизни,
наполняя его любовью и смыслом, чтобы
они поняли,
поняли
главное, - жизнь нам дается только один
раз, и мы свою уже прожили.
- Эх! Будь у нас только
еще один шанс, все было бы совсем
по-другому…
20.09.2006
Владимир Олейник