Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Нормальное и анормальное использование Библии (1) 03.03.2009
[ Библия ]

Нормальное и анормальное использование Библии (1)

Из всех исторических книг самое большое влияние на человечество – как в положительном, так и в отрицательном смысле – оказывала Библия. С начала третьего века нашей эры эта книга оказывает влияние, которое невозможно отрицать, на историю Европы, Америки, Африки, Страны Ближнего и Дальнего Востока. В то же время Библия является, пожалуй, наиболее неправильно используемой, цитируемой, применяемой и истолкованной книгой во всей человеческой истории. Большинство проблем возникает из-за отвержения того, что говорит Библия: ведь принять сказанное в ней подразумевает необходимость (для человека или государства) полностью пересмотреть свой собственный образ жизни.

В своей работе я хотел бы поговорить о том, как Библия может быть лучше использована теми, кто с ней не согласен. Даже если вы не дружите с Библией и не верите ей, знание о том, как правильно ей пользоваться, будет вам полезным. Я не хотел бы, чтобы кто-либо использовал эту Книгу анормально. Должен заметить, что анормальное использование Библии встречается не только среди неверующих. И, уверен, что мое определение нормального использования Библии вызовет немало разногласий и у верующих. Один мой знакомый биолог-креационист по имени Гарри Паркер говорил, что в каждом из нас генетически заложены свои проблемы, и мы можем называть друг друга нормальными лишь по общему согласию. С другой стороны, всем нам встречались люди, усомниться в нормальности которых у нас были весомые основания.

Большинство несогласий по вопросу нормального и анормального использования Библии возникает из-за той или иной личной предрасположенности или индивидуальных убеждений человека. Полагаю, что лучше всего начать с меня. Поскольку я представляю этот доклад, то у меня есть возможность дать определение того, что есть норма; и так как я считаю себя нормальным, то именно мой взгляд на вещи становится для этой работы нормативным взглядом.

Позвольте мне изложить мой взгляд на Библию. По ходу я попытаюсь рассмотреть и то, что я называю анормальным в каждом из подходов, а также опасности этих взглядов. Если у человека нет правильного понимания какой-либо вещи, ее использование, скорее всего, окажется бесполезным, а возможно, обернется и во вред себе и окружающим. Например, если у вас неправильное представление о молотке, соответствующем его применении, надлежащих мерах безопасности, то вы представляете определенную опасность как для себя, так и для других. Вы, наверное, не очень-то обрадуетесь, если я начну использовать молоток в качестве мухобойки, чтобы убрать комара у вас на лбу. То же самое происходит и с Библией. Если вы используете ее неправильно, подобно молотку, чтобы избавится от комара, то вы можете больше навредить, чем принести пользы.

I. Я считаю, что нормальный взгляд на Библию, как для верующих, так и для неверующих, заключался бы в признании ее уникальности среди других мировых книг – по содержанию, форме, литературному стилю, историчности, авторству и влиянию на человечество. Относиться к Библии как еще к одному произведению литературы, временами вдохновляющему людей и оказывающему на человечество благотворное влияние, считая ее при этом спорной книгой с точки зрения фактов – означает неправильно воспринимать эту Книгу, и сознательно отказываться от интеллектуальных усилий для ее анализа. Не найдется ни одной книги, которая бы достигла большей высоты и более полного отображения реальности, чем Библия. Составленная на протяжении более чем 1400 лет, с участием множества авторов с самым разнообразным жизненным опытом и образованием, Библия представляет единое неразрывное повествование об истории искупления с точки зрения одного Автора. Но ни один человек не прожил 1400 лет, чтобы создать единое и непротиворечивое повествование. Такой Автор должен быть вне времени.

- Библия – единственная книга древности, которая дает описание особого сотворения всего из ничего. Другие древние космогонии никогда не подвергались анализу с точки зрения современной науки, однако трудов с заглавием “Книга Бытия и современная наука” издано большое количество.

- Библия – единственная книга, которая последовательно описывает исторические события, начиная от первого человека до сегодняшнего дня.

- Библия – единственная книга древней истории, усматривающая и раскрывающая конкретную цель исторического процесса в целом.

- Библия во многом превосходит самую высоконравственную религиозную литературу, поскольку имеет самые высокие моральные стандарты по сравнению со всеми другими религиозными книгами древнего мира.

- Библия – единственная книга религиозного содержания, подробно пророчествующая о грядущих событиях.

- Библия – единственная книга древности, которая имеет силу раскрыть человеку глаза на его греховность, а также привести людей к Тому, Кто может освободить их от греха.

Поэтому я считаю, что каждый, кто не верит, что автором Библии является Бог Авраама, Исаака и Иакова – Творец этого мира, имеет анормальное представление о Библии и, очевидно, будет неправильно использовать ее.

II. Я считаю что нормальный подход к Библии, как у верующих так и у неверующих, состоял бы в признании того, что авторы первоначальных рукописей были вдохновлены Богом через Святого Духа при выборе событий и слов для их описания, а также при раскрытии нашей роли в истории искупления. Даже если человек неверующий не разделяет этого убеждения, ему необходимо учитывать эту позицию для правильного пользования Библией. Иногда такую точку зрения на вдохновленность Библии называют “полным словесным вдохновением”. Существует несколько неадекватных или анормальных теорий вдохновения, о которых необходимо иметь представление. Эти теории можно упрощенно разделить на четыре категории: (1) натуралистическая теория; (2) частная теория; (3) динамическая теория; (4) теория случая.

Натуралистическая теория говорит, что Библия была вдохновлена в том смысле, что великие писатели и художники получают вдохновение, когда создают произведения искусства.

Частная теория предполагает, что отдельные части Библии были вдохновлены, а другие нет. Что касается описаний исторических событий и научных явлений, то их запись происходила без вдохновения, в то время как духовные и молитвенные отрывки, возможно, были вдохновлены сверхъестественным образом. Но как определить разницу при таком подходе?

Динамическая теория придерживается того, что путем вдохновения получены “мысли”, а не слова. В соответствии с этой идеей, важным является то, что великие духовные истины передаются читателю, а какие слова используются – не имеет значения, как и то, происходили ли описанные события на самом деле или нет. Но если слова не важны, тогда мысли, которые излагаются при помощи слов, полностью субъективны. Каждый может вкладывать какой угодно смысл в читаемый отрывок.

Теория случая считает, что Библия является лишь механизмом откровения, а не божественным откровением как таковым. Она становится “вдохновленной” тогда, и только тогда, когда “вдохновляет” читателя. Отрывок, который при этом оказывается “вдохновленным”, может являться таковым для одного читателя и совершенно не содержать вдохновения для других, и не существует объективного канона, по которому можно было бы это оценить.

Очевидно, что каждая из вышеупомянутых теорий позволяет человеку быть единственным судьей Писания.

Поэтому любой читатель, который подходит к Библии с одной из описанных выше теорий, какими бы ни были его устремления и цели, узурпирует место Бога, Которого Библия называет своим автором, – и такая узурпация анормальна.

Единственным правильным и истинным взглядом на вдохновленность оригинальных рукописей Библии является то, что они полностью и буквально вдохновлены, непогрешимы, и передают именно то, что Бог хотел сказать людям, являясь полным словесным вдохновением.

Продолжение

Дин Хаффман


  << Вернуться

1451899 (+768)
35
3
24, 8
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру