Нормальное и анормальное использование Библии (2)
III. Я считаю,что Библия является конечным источником Божьего откровения, что Библия – это та Книга, о которой написано в книге Иуды, стих 3: “Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым”. В греческом оригинале определенный артикль, стоящий перед словом “вера” указывает на одну, единственную веру. Другой нет! Другие стихи Нового Завета говорят о том же – Галатам 1:23, 1 Тимофею 4:1. Другой ключевой фразой в этом месте Писания (послание Иуды 3), является фраза “однажды навсегда”. Греческое слово hapax, используемое здесь, относится к чему-то, соделанному на все времена, окончательному и не нуждающемуся в повторении. Нет необходимости добавлять что-либо к вере, которая была предана “однажды навсегда”. Это будет нормальным взглядом.
Некоторые современные богословы хотели бы оставить место тому, что они называют “продолжающимся вдохновением” или “продолжающимся откровением”. Некоторые из этих учителей верят, что некоторые знаменитые гимны, исполняемые в церкви, стоят в одном ряду с Псалмами. Некоторые друзья Библии делают разноречивые утверждения о том, что Господь говорит с ними посредством многих методов; таких как “иные языки”, пророчества и видения. Такого рода явления сводятся к дискуссии о “прогрессивном” или “продолжающемся” откровении. Но тут существует опасность заблуждения и ошибок.
Исторически церковь придерживалась краеугольного камня, Sola Scriptura – принципа, что Божье Слово является единственным основным источником откровения. Если мы перестаем относиться к Писанию как к конечному авторитету в вопросах веры и жизненной практики, мы открываем дверь для богословского хаоса, ведущего к возникновению культов и псевдо-христианских верований. Отбросить уникальность Писания, его нормативную природу как единственного Божьего Слова, означает позволить духовную вседозволенность. Я думаю, что даже неверующие обращали на это внимание, пытаясь разобраться, о чем говорят верующие.
Одна из ключевых мыслей моей работы является та, что верующие не должны вольно толковать значение вдохновения и откровения, а неверующим следует попытаться рассматривать Библию так же, даже если они и не разделяют это убеждение. Толкование является другой стороной нормативного вопроса о правильном использовании Библии.
IV. Я считаю, что Библия написана таким образом и настолько взаимосвязано, что любой искренний искатель истины, верующий или неверующий, может при корректном применении принципов толкования, понять и оценить то, что говорит Библия. Ни одна организация или учреждение не обладают правом навязывать свое толкование Писания другим. Правильное толкование приходит только через личное усилие, труд и познание, как об этом сказано во 2 Тимофею 2:15: “Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины”. И верующие, и неверующие способны относиться к Библии правильно.
Какая польза от того, если мы, считая Библию окончательным и полным Божьим откровением, при этом примемся неправильно толковать ее? Результат будет тот же – мы упустим Божию истину. Бессмысленно прибавлять к Писанию “дальнейшее откровение”, но не менее бессмысленным будет и толкование и подразумевание в Библии того, чего она никогда не говорила. Я называю это “насилием” над Писанием.
В процитированном выше стихе из 2-го послания Тимофею говорится, что нам следует правильно преподавать слово истины. Позвольте мне привести по крайней мере три ошибки, которых необходимо избегать:
1. Не пытайтесь доказывать что-либо в ущерб правильному толкованию. С целью получения желаемого отклика легко придать какому-нибудь тексту нужное вам значение.
2. Избегайте поверхностного изучения. Основательное, глубокое изучение Библии – работа нелегкая, но подвластная каждому. Возможно, отдельные различия в толковании так никогда и не разрешатся, все же это не снимает с нас ответственности за прилежное изучение.
3. Важно всеми силами стремится избегать излишней аллегоризации Писания. Зачастую вместо того, чтобы постараться узнать, что же именно говорит Библия, мы пускаем в ход свое воображение и используем отрывки Писания для внушения другим какой-либо собственной мысли. Вместо того, чтобы извлекать что-то из Писания, мы пытаемся в него что-то вкладывать.
Все вышеприведенные советы хороши в общем смысле, но они мало помогут вам в конкретной работе над отрывком. Поэтому я бы хотел предложить пять основных принципов здравого толкования Библии, которые мы можем использовать.
1. Буквальный принцип – это понимание Писания в его натуральном, нормальном смысле.
2. Исторический принцип также важен при толковании Писания. Необходимо представлять себе и учитывать историческую обстановку, в которой был написан тот или иной отрывок.
3. Грамматический принцип также необходим. О чем говорится в данном отрывке, учитывая грамматическое построение слов и предложений?
4. Принцип синтеза, называемый ранними реформаторами Церкви, или “аналогия Писания”. Принцип синтеза основан на идее, что ни одна часть Библии не противоречит другой.
5. Принцип практического применения заключается в том, чтобы применять библейские истины к своей собственной жизни. При изучения Писания в заключение всегда необходимо задать себе вопрос: “Какое отношение все это имеет ко мне?” Во 2 Тимофею 3:16 говорится: “Все Писание богодухновенно и полезно...”, т.е. имеет непосредственное отношение к нашей жизни.
При всей ценности этих пяти принципов толкования, без вдохновения Духа Святого они совершенно бесполезны. Святой Дух будет действовать через слова Писания даже в душе человека, не считающего себя верующим. В 1 Коринфянам 2:12,14 апостол Павел говорит, что только Дух Святой может открыть нам истину. Как это происходит, я затрудняюсь объяснить, но это происходит. Работа Святого Духа посредством Слова уже сама по себе удивительна. Когда я изучал историю благовестия мусульманам, я был поражен множеством свидетельств тех, кто обратился ко Христу, читая Библию – обычно самостоятельно. Дух через страницы Писания касается души любого, кто искренне ищет Истину.
В отрывке, процитированном ранее (2 Тим. 2:15), апостол Павел говорит о правильном преподавании слова истины. Буквально в греческом используется выражение “точно разрезать”. Павел занимался изготовлением палаток, и, возможно поэтому он использовал выражение, связанное с его профессиональной деятельностью. При изготовлении палатки он, вероятно, использовал определенные выкройки. В те дни палатки изготавливали из шкур и шерсти животных подобно тому, как шьют лоскутное одеяло. Каждая часть вырезалась точно, чтобы подходить к другой. Павел хорошо знал: если неточно отрезать, ничего не получится. Используя нашу терминологию, можно сказать, что это была бы анормальная палатка.
То же самое может произойти и с Библией. Если Библия толкуется неверно, либо в неверном ракурсе, смысл всего послания будет неверным. В изучении, использовании и толковании Библии христиане должны “разрезать точно”. Нам необходимо быть точными и аккуратными. Мы должны использовать Библию нормально, чтобы получать правильные результаты.
Дин Хаффман