Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Страдание или стеснение, угнетение или воспитание? (2) 04.04.2009
[ Жизнь христианина ]

Страдание или стеснение, угнетение или воспитание? (2)

Предыдущая часть

Страдание – это горечь, огорчение, отчаяние, уныние, обида, недовольство, досада и т.п. Можно еще перечислить немало негативных состояний души человека. Страдания – это одно или несколько таких негативных состояний или, как правило, сочетание нескольких различной силы, различного напряжения. Как правило, немедленная или естественная реакция человека на боль – появление или усиление негативного состояния души.

У человека будут тяготы и лишения, которые будут причинять боль – физическую и/или душевную. Необходимо помнить, что и то и другое допускает или дает Господь Бог. Но можно, получив боль, терпеть, уповать на Бога (как это делал Иов), смирять себя, просить Бога, чтобы боль ушла, и она уйдет или притупится до такой степени, что не будет удручать. Но можно не терпеть, и боль будет оставаться или даже усиливаться. То есть, можно продолжать идти против рожна. Страдания – это душевная боль, которую человек не пытается гасить. Не гасишь негатив - страдание и боль будут продолжаться. Гасишь негатив – боль уходит.

Страдания – это продукт души, это атрибут и функция человеческой души. Человек страдает – это значит, что так реагирует его духовно слабая, изнеженная или избалованная душа на притеснение плоти. Страдающая душа – это младенческая, неразвитая душа. Именно к такой душе адресованы слова Заблоцкого: “Держи лентяйку в черном теле”.

Возможно и другое понимание понятий “страдать” или “страдание”. Страдание – это также то, что произносит человек о другом человеке, видя у другого тяготы, лишения, стеснение или боль. Я могу говорить о ком-то: “Как он страдает!” или “Сколько он выстрадал!”. Это значения термина “страдать” традиционно используется. В Библии тоже есть такое использование. Как правило, такое применение не совсем корректно потому, что неизвестно, что в душе человека, когда он стеснен или переносит боль. Это допустимо только в определенном контексте. Чаще же можно наблюдать использование, которое определено выше. Мы же можем говорить так о человеке, сострадая ему и подчеркивая его боль и стеснение.

Понимание идеи страдания как негативного отклика на боль может породить иллюзию, что страдания можно победить раз и навсегда. Сильный человек может начать размышлять: “Я теперь всегда буду как можно быстрее брать свои чувства под контроль и держать свою душу в позитивном настроении”. Но это человеческая гордость. Необходимо стараться оставаться в состоянии благодушия. Но это далеко не всегда будет получаться. Бог может допустить такую боль, что страдать будет и исключительно сильный человек: "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10:12). Иову понадобилось чрезвычайно много сил, чтобы не согрешить в часы его мучений. Человеку всегда надо принимать стеснение и боль со смирением, а не упорством.

Страдание – это непрекращающаяся душевная боль, это состояние стесненной и подавленной души человека. Хотя причинять страдания может и физическая боль, и немилосердное и жестокое отношение окружающих, и стихийное бедствие и многое другое. Страданиеэто, прежде всего, состояние души. Христос не обещает своим ученикам и Своим избранным ничего подобного. Христос обещает испытания: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мат. 18:7), испытания, доходящие до претыкания, до согрешения, испытания очень сильные, но остающиеся допустимыми для человеческого духа, испытания преодолимые человеческим духом вместе с Духом Божьим: "...За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас" (Рим. 8:36,37).

Если человек разовьет в своей душе только это качество – страдание – и будет сохранять это состояние души часто и много, то в этом состоянии он и уйдет в вечность. Именно эта боль, душевная боль будет нормальным состоянием грешника в геенне: "...А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мат. 8:12), и "...И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов" (Мат. 13:42), - физической же боли не будет, так как не будет самой человеческой плоти: "...Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь" (Луки 12:5). Пока человек ещё на земле, он имеет возможность побеждать эту боль, имеет возможность находить во Христе мир и душевный покой.

Почему же именно стеснение и именно скорби готовит Бог человеку? Заботливые и серьезные родители допускают для своих детей воспитание, которое дети иногда могут расценить как страдание. Это школьные уроки, это может быть кропотливая работа, которую детям предстоит выполнить, это работа по дому. В селе еще и работа в огороде или в поле. Шаловливых детей останавливают. Упрямых и строптивых детей наказывают. Детей воспитывают, а они могут воспринимать воспитание как страдания. Детей смиряют, а это уже реакция ребенка, как он принимает смиряющее воздействие – как страдание или как естественное воспитание. Воспитательную работу Господа мирской человек, как правило, воспринимает как страдания: “Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью”. Христиане же должны учиться воспринимать боль и стеснение как благо и терпеть, и расти духовно. Человеку Господне воздействие воспринимается болью (физической или/и душевной). Но учение Христа говорит, что это только кажется (δοκεω - это слово отражает субъективное оценивание). Да, порой боль есть, и она очень сильная, но если человек устраняет из души эмоциональное восприятие боли, а еще и противление, то боль существенно уменьшается, а порой и совсем уходит.

Важно то, что положительный результат достигается в том человеке, кто принимает притеснение и угнетение как воспитательную работу Господа: “...Но после наученным через него”, кто смотрит на страдание как на Божий промысел, а не как на досадную случайность, кто смотрит на необходимость тренироваться, упражняться в управлении своей плотской натурой. Идею о том, что Бог учит человека постоянно, настойчиво и непрерывно, косвенно подтверждает стих из книги Иова: "Но никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи, Который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?" (Иов 35:10,11).

Дорогие братья и сестры, боритесь со своими внутренними страстями и страхами, со своим недовольством, всегда радуйтесь и растите духовно. И тогда сподобитесь быть на небесах, быть с Господом: "...Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого" (Луки 21:36).

Предыдущая часть

Валерий Колесник


  << Вернуться

2990716 (+95)
53
0
41, 12
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua