Страдание или стеснение, угнетение или воспитание? (2)
Страдание – это горечь, огорчение,
отчаяние, уныние, обида, недовольство,
досада и т.п. Можно еще перечислить
немало негативных состояний души
человека. Страдания – это одно или
несколько таких негативных состояний
или, как правило, сочетание нескольких
различной силы, различного напряжения.
Как правило, немедленная или естественная
реакция человека на боль – появление
или усиление негативного состояния
души.
У человека будут тяготы и
лишения, которые будут причинять боль
– физическую и/или душевную. Необходимо
помнить, что и то и другое допускает или
дает Господь Бог. Но можно, получив боль,
терпеть, уповать на Бога (как это делал
Иов), смирять себя, просить Бога, чтобы
боль ушла, и она уйдет или притупится
до такой степени, что не будет удручать.
Но можно не терпеть, и боль будет
оставаться или даже усиливаться. То
есть, можно продолжать идти против
рожна. Страдания – это душевная боль,
которую человек не пытается гасить. Не
гасишь негатив - страдание и боль будут
продолжаться. Гасишь негатив – боль
уходит.
Страдания – это продукт души, это атрибут
и функция человеческой души. Человек
страдает – это значит, что так реагирует
его духовно слабая, изнеженная или
избалованная душа на притеснение плоти.
Страдающая душа – это младенческая,
неразвитая душа. Именно к такой душе
адресованы слова Заблоцкого: “Держи
лентяйку в черном теле”.
Возможно и другое понимание понятий
“страдать” или “страдание”. Страдание
– это также то, что произносит человек
о другом человеке, видя у другого тяготы,
лишения, стеснение или боль. Я могу
говорить о ком-то: “Как он страдает!”
или “Сколько он выстрадал!”. Это значения
термина “страдать” традиционно
используется. В Библии тоже есть такое
использование. Как правило, такое
применение не совсем корректно потому,
что неизвестно, что в душе человека,
когда он стеснен или переносит боль.
Это допустимо только в определенном
контексте. Чаще же можно наблюдать
использование, которое определено выше.
Мы же можем говорить так о человеке,
сострадая ему и подчеркивая его боль и
стеснение.
Понимание идеи страдания как
негативного отклика на боль может
породить иллюзию, что страдания можно
победить раз и навсегда. Сильный человек
может начать размышлять: “Я теперь
всегда буду как можно быстрее брать
свои чувства под контроль и держать
свою душу в позитивном настроении”. Но
это человеческая гордость. Необходимо
стараться оставаться в состоянии
благодушия. Но это далеко не всегда
будет получаться. Бог может допустить
такую боль, что страдать будет и
исключительно сильный человек: "Посему,
кто думает, что он стоит, берегись, чтобы
не упасть"
(1 Кор. 10:12). Иову понадобилось
чрезвычайно много сил, чтобы не согрешить
в часы его мучений. Человеку всегда надо
принимать стеснение и боль со смирением,
а не упорством.
Страдание – это непрекращающаяся
душевная боль, это состояние стесненной
и подавленной души человека. Хотя
причинять страдания может и физическая
боль, и немилосердное и жестокое отношение
окружающих, и стихийное бедствие и
многое другое. Страдание – это,
прежде всего, состояние души. Христос
не обещает своим ученикам и Своим
избранным ничего подобного. Христос
обещает испытания: "Горе
миру от соблазнов, ибо надобно придти
соблазнам; но горе тому человеку, через
которого соблазн приходит"
(Мат. 18:7), испытания, доходящие
до претыкания, до согрешения, испытания
очень сильные, но остающиеся допустимыми
для человеческого духа, испытания
преодолимые человеческим духом вместе
с Духом Божьим: "...За
Тебя умерщвляют нас всякий день, считают
нас за овец, обреченных на заклание. Но
все сие преодолеваем силою Возлюбившего
нас" (Рим.
8:36,37).
Если человек разовьет в своей душе
только это качество – страдание – и
будет сохранять это состояние души
часто и много, то в этом состоянии он и
уйдет в вечность. Именно эта боль,
душевная боль будет нормальным состоянием
грешника в геенне: "...А
сыны царства извержены будут во тьму
внешнюю: там будет плач и скрежет зубов"
(Мат. 8:12), и "...И
ввергнут их в печь огненную; там будет
плач и скрежет зубов" (Мат.
13:42), - физической же боли не
будет, так как не будет самой человеческой
плоти: "...Но
скажу вам, кого бояться: бойтесь того,
кто, по убиении, может ввергнуть в геенну:
ей, говорю вам, того бойтесь"
(Луки 12:5). Пока человек ещё
на земле, он имеет возможность побеждать
эту боль, имеет возможность находить
во Христе мир и душевный покой.
Почему же именно стеснение и именно
скорби готовит Бог человеку? Заботливые
и серьезные родители допускают для
своих детей воспитание, которое дети
иногда могут расценить как страдание.
Это школьные уроки, это может быть
кропотливая работа, которую детям
предстоит выполнить, это работа по дому.
В селе еще и работа в огороде или в поле.
Шаловливых детей останавливают. Упрямых
и строптивых детей наказывают. Детей
воспитывают, а они могут воспринимать
воспитание как страдания. Детей смиряют,
а это уже реакция ребенка, как он принимает
смиряющее воздействие – как страдание
или как естественное воспитание.
Воспитательную работу Господа мирской
человек, как правило, воспринимает как
страдания: “Всякое наказание в
настоящее время кажется не
радостью, а печалью”. Христиане же
должны учиться воспринимать боль и
стеснение как благо и терпеть, и расти
духовно. Человеку Господне воздействие
воспринимается болью (физической или/и
душевной). Но учение Христа говорит, что
это только кажется (δοκεω - это слово
отражает субъективное оценивание). Да,
порой боль есть, и она очень сильная, но
если человек устраняет из души
эмоциональное восприятие боли, а еще и
противление, то боль существенно
уменьшается, а порой и совсем уходит.
Важно то, что положительный результат
достигается в том человеке, кто принимает
притеснение и угнетение как воспитательную
работу Господа: “...Но
после наученным через него”,
кто
смотрит на страдание как на Божий
промысел, а не как на досадную случайность,
кто смотрит на необходимость тренироваться,
упражняться в управлении своей плотской
натурой. Идею о том, что Бог учит человека
постоянно, настойчиво и непрерывно,
косвенно подтверждает стих из книги
Иова: "Но
никто не говорит: где Бог, Творец мой,
Который дает песни в ночи, Который
научает нас более, нежели скотов земных,
и вразумляет нас более, нежели птиц
небесных?"
(Иов 35:10,11).
Дорогие братья и сестры, боритесь со
своими внутренними страстями и страхами,
со своим недовольством, всегда радуйтесь
и растите духовно. И тогда сподобитесь
быть на небесах, быть с Господом: "...Итак
бодрствуйте на всякое время и молитесь,
да сподобитесь избежать всех сих будущих
бедствий и предстать пред Сына
Человеческого" (Луки
21:36).
Валерий Колесник