Троянская доверчивость
Знаменитая греческая легенда гласит,
что на десятом году Троянской войны
греки, которые безрезультатно пытались
взять Трою, решили прибегнуть к военной
хитрости. По предложению Одиссея был
сооружен большой деревянный конь, внутри
которого спрятался небольшой отряд из
отборных солдат во главе с самим Одиссеем.
Остальная армия погрузилась на корабли
и отплыла в море, чтобы усыпить бдительность
защищавших город. На берегу остался
только лазутчик Синон, которому удалось
убедить троянцев, что если коня забрать
в город, то Трое будет гарантировано
покровительство богини Афины и полная
безопасность. Троянцы поверили обману
и втащили коня в город. Ночью Одиссей
со своими солдатами выбрался наружу и
изнутри открыл главные городские ворота,
прямо навстречу вернувшейся армии
греков. Троя пала, а словосочетание
«троянский конь» стало обозначать некое
приобретение, которое, изначально имея
все признаки приятного или полезного,
на самом деле приводит к неминуемой
гибели.
Современные раскопки Трои показали,
что около 1260 до н.э. город действительно
испытал длительную осаду и был разрушен,
что является неким подтверждением факта
его поражения в войне против Греции.
Согласно легенде, Трою погубила
доверчивость и недальновидность. Кто-то
может сказать, что это была просто
глупость. Может быть, но как тогда
расценивать поступки тех, кто точно
также, как троянцы открыли ворота своего
города перед деревянным конем, распахивают
двери души навстречу греху?
Троянцы вошли в историю как очень
доверчивые люди, но кто сказал, что наши
соотечественники менее доверчивы? Не
секрет ведь, каким источником обогащения
для своих владельцев служат, к примеру,
спиртзаводы, табачные фабрики или залы
игровых автоматов. Наверное, существует
достаточно хороший спрос и на различного
рода лотереи, на гадалок и целительниц
с задумчиво-запухшими лицами, на
работодателей, обещающих легкую и хорошо
оплачиваемую работу, если все эти
«услуги» так быстро плодятся в нашей
стране и так широко и богато рекламируются.
Похоже, что в своем большинстве
представители украинского этноса
доверчивы ко всему и всем, включая даже
политиков, которые в своем роде ведь
тоже “проповедуют” некое учение.
«Не все то золото, что блестит», - гласит
народная мудрость. В ней отголосок
библейской мудрости: «Есть пути,
которые кажутся человеку прямыми; но
конец их путь к смерти» (Прит. 14:12).
Если бы люди хоть немного пытались
отличить, что правильно и полезно, а что
нет, то не оказывались бы так часто в
плену греха. Грех же неминуемо приводит
к духовной смерти: «Ибо возмездие за
грех смерть…» (Рим. 6:23).
Греховные мысли и поступки так часто
рекламируются как правильные и
богоугодные, что они становятся
фактическим стандартом мышления и
поведения. Когда же вдруг речь заходит
о Божьих заповедях, то тогда их понимание
просто задним числом подгоняется под
уже установившиеся стандарты жизни
общества.
Оказывается, Писание осуждает доверчивую
простоту: «Глупый верит всякому слову,
благоразумный же внимателен к путям
своим» (Прит. 14:15). Если бы люди хоть
иногда пытались отличить, где истина
Евангелия, а где нет, то не оказывались
бы так часто одураченными различными
религиозными лжеучениями и псевдо-библейскими
баснями. Некоторым людям, наверное,
просто нравится, когда их обманывают.
Как часто случается, что вместо того,
чтобы использовать данный нам Богом
разум (именно то, что отличает нас от
всего остального Божьего творения), мы
с готовностью верим всему и вся и
радостно, на собственных же руках, тащим
к себе в дом (или в душу) очередного
“троянского коня”.
Писание нигде не говорит, что мы должны
быть недоверчивыми и подозрительными,
но оно указывает на полезность
осмотрительности и дальновидности в
принятии представляемых нам понятий.
Что же касается людей, то о них мы должны
составлять мнение по их поступкам и
отношению к тому, что имеет в жизни
важность: «Видите ли, что человек
оправдывается делами, а не верою только?»
(Иак. 2:24).
Если бы Синон из греческой легенды жил
сегодня, он наверняка стал бы знаменитым
експертом в области рекламы. Надо же
было умудриться так убедить троянцев
в том, что именно в коне их единственная
надежда, что они, не долго думая, сами
втащили его в город! Вообще-то, мы редко
бываем в ситуации, когда нас заставляют
грешить - большей частью мы просто
поддаёмся искушению по собственному
желанию. Сатана не заставлял Адама и
Еву, не заставляет он и нас. Он просто
хороший специалист по рекламе.
Иногда сатана обращается к
нам именно через тех, кого мы скорее
всего готовы слушать: через наших лучших
друзей, может быть даже через родственников.
«Отойди от Меня, сатана, - сказал
Иисус, обращаясь к апостолу Петру, -
потому что думаешь не о том, что Божие,
но что человеческое». Нигде здесь нет
речи о том, что в Петра вселился злой
дух. Он просто по своей слабости и
непониманию говорил то, что было угодно
как раз сатане. Иисус не поддался
искушению.
Так стоит ли доверять людям? Безусловно,
но только прежде проверив их утверждения
мудростью Божьего Слова!
Ярослав Савковский