Ну... Почти
Почти. Слово ужасное в любом языке.
"Почти". Оно из одной компании с "приблизительно", "в следующий раз", "если бы только" и "около". У этого слова привкус упущенных возможностей, потерпевших неудачу попыток и неумело использованных возможностей. "Почти" - это лишь благодарность в приказе, это игра в дублирующем составе, это скамейка для запасных, это второе место в состязании, это подгоревшая выпечка.
Почти - это то, что ускользнуло: только что закончившаяся распродажа, почти окупившееся рискованное предприятие. Почти.
Скольких людей вы знаете, чьи притязания на славу сосредоточены в "почти"?
- "Я вам когда-нибудь рассказывал, как меня чуть было не выбрали Предпринимателем года?"
- "Говорят, что он чуть было не попал в высшую лигу".
- "Я поймал сома больше меня! Ну... почти".
Сколько живут люди, столько же существует "почти". Люди, почти выигравшие сражение, почти покорившие вершину, почти сделавшие открытие.
Одно из самых знаменитых "почти" в Библии у Пилата. Да, он упустил то, что было намного значительнее, чем крупная рыба или присуждаемый приз.
Он чуть было не совершил величайший в истории акт милосердия. Он почти простил Князя Мира. Почти освободил Сына Божьего. Почти остановился на решении оправдать Христа. Почти! У него была власть. У него была возможность выбора. Он носил кольцо с печатью. Возможность дать свободу Сыну Господа была в его руках... и он сделал это.... почти.
Почти! Как часто эти пять ужасных букв оказываются в эпитафиях отчаяния?
"У него чуть было не получилось..."
"Она уж было согласилась остаться с ним".
"Они почти договорились начать всё с начала".
"Мы почти выполнили эту работу".
"Он был близок к тому, чтобы стать христианином".
Что делает почти таким могущественным словом? Почему между "он почти" и "он сделал" существует такой широкий разрыв?
В случае с Пилатом нам не нужно ходить далеко, чтобы найти ответ. В главе 23 Евангелия от Луки имеется точное объяснение данного случая. Давайте послушаем со стиха 22:
А он (Пилат) в третий раз сказал им (толпе): какое же зло сделал Он? Никакой вины, достойной смерти, я не нашёл в нем; и, так наказав Его, отпущу. Но они настаивали с громкими криками, требуя, чтобы Он был распят. И их крики усиливались.
Вы правы, доктор Лука. Их крики преобладали. И, в результате, торжествовала Пилатова гордыня. Торжествовала Пилатова жажда власти. Пилатов страх одержал верх.
Но вы знаете, их голоса не были единственными. Было, по крайней мере, три других голоса, которые Пилат не мог не слышать.
Он не мог не слышать голоса Иисуса... Пять раз Пилат откладывал решение, надеясь воздействовать на чернь и кнутом, и пряником. Но Иисуса вновь и вновь отправляли к нему. Пилат оставался с Ним с глазу на глаз и три раза разговаривал наедине с этим притягивающим к себе Назаретянином, пришедшим в мир, чтобы свидетельствовать об истине. "Что есть истина?" - риторически вопрошал Пилат (а может, вопрос-то звучал искренне?). Иисус молчал, но Его молчание было громче требований толпы. Однако Пилат не услышал.
Не услышал он и голоса жены. Она умоляла его "ничего не делать Праведнику Тому! Я сегодня в сновидении много пострадала из-за Него". Любой должен был помедлить и поинтересоваться о причине такого сна, заставившего знатную даму назвать праведником этого человека из маленького городка в Галилее. Но Пилат не услышал.
Он мог бы также прислушаться к собственному голосу. Несомненно, он умел видеть то, что скрывается за фасадом: "Вы никчёмные людишки, Анна и Каиафа, бросьте свою дутую преданность; знаю я, в чём ваши интересы". Наверняка совесть твердила Пилату: "Этот человек не сделал ничего дурного. Возможно, немного мистики, но это не причина, что бы повесить Его".
Несчастный Пилат, он мог бы услышать и другие слова. Но он не слышал, то есть почти слышал. Но не до конца. Голоса Зла одержали победу.
Действительно, голос Зла часто торжествует. Узнаёте его увещевания?
"От одного раза ничего не будет".
"Она никогда не узнает".
"Другие делают вещи и похуже".
"Послушай, не будь ханжой".
Риторика его умствований не имеет конца. Отец лжи тихо напевает и уговаривает. Как бродячий коробейник он обещает луну с неба и избавление от несчастий. "Приходите, не стесняйтесь. Попробуйте мой напиток удовольствий и спойте мою песнь чувственности. В конце концов, кто знает будущее?"
Между тем, Бог никогда не вступает в словесную перепалку с отцом лжи. Истине не нужны крики. Бог совершенен, присутствует вечно и спокойно свидетельствует. Никаких трюков, никакой показухи, никаких соблазнов, простое, открытое доказательство.
Но люди реагируют по-разному на искушения. Некоторые мгновенно проглатывают яд искусителя-коробейника. Другие так же быстро обращаются к Князю Мира. Однако, многие из нас застигнуты и болтаются где-то с краю сатанинской орды, но всё же в пределах слышимости послания Господа.
Пилат познал тяжкий путь того, что позиция "почти" является самоубийственной. Победят другие голоса. Их приманка слишком обольстительна. Их призыв слишком притягателен. К тому же Пилат узнал, что нет ада темнее, чем ад угрызения совести. Мойте руки хоть тысячу раз, это не освободит вас от вины упущенной возможности. Простить себя за то, что вы могли бы сделать, - это одно. Попытаться простить себя за то, что вы могли бы сделать, но не сделали, - это другое.
Иисус знал это с самого начала. Для нашего собственного блага Он требовал и требует абсолютного повиновения. В Его речи никогда не было места для "почти". Вы либо с Ним, либо против Него. С Иисусом "приблизительно" должно стать "точно". "Иногда" должно стать "всегда". "Если бы только" должно стать "невзирая на". "В следующий раз" должно стать "на этот раз".
Нет, у Иисуса никогда не было места для "почти", да и сейчас нет.
Возможно, "почти" имеет значение в игре "подковки", но, что касается Мессии, "почти" всё равно, что "никогда".
Макс Лукадо