Библейское времясчисления
Времясчисления
библейское начинается с
сотворения мира и человека. Единицами,
служащими для определения и измерения
времени событий в Библии.
В Библии представляются: дни,
недели,
месяцы
и годы.
День
у Евреев считался от одного вечера до
другого, или от солнечного заката до
другого заката (Быт 1:5, 8:13, 19, 31). И
был вечер и было утро, говорит
священное бытописатель, и сими словами
разделяет дни творения один от другого.
Евреи, по Флавию, принимали два вечера:
один начинался около 3-х часов, а другой
около 5 часов пополудни. Господь умер
при начале первого вечера, а при начале
второго снят с креста. Измерение времени
по солнечным часам, именно, по солнечной
тени на часах, издавна употреблялось в
Вавилоне (Дан 4:16), и отсюда, вероятно,
были заимствованы Ахазом солнечные
часы (4Цар 20:9-12). Сначала по ним узнавали
только полдень, а затем и различные часы
дня. Дневные часы мало помалу делались
известными и между Евреями, а ко времени
Иисуса Христа день у них делился
обыкновенно на 12 часов, считавшихся от
восхода солнца до заката. Не
двенадцать ли часов во дне?
сказал сам Господь, шествуя в Иудею для
воскрешения Лазаря (Ин 11:9). Части дня,
называемые у Авзония тричасиями,
назывались первым, третьим, шестым и
девятым часом. Подобно дневным тричасиям,
и ночное время у Евреев делилось, по
крайней мере со времен владычества
Римского, на четыре ночные стражи (Мф
14:25, Мк 13:35) по три часа в каждой.
Первые следы недели,
как определенного периода времени,
состоящего из семи дней, встречаются у
Евреев уже в повествовании о потопе
(Быт 7:10, 8:12), и за тем в истории патриархов
Иакова и других местах (Быт 29:27, Дан
9:27). Дни недели считали со времени
воскресения Господа с воскресенья и
оканчивали субботой, и целая неделя в
позднейшие времена называлась также
субботою, а прочие шесть дней считались
днями субботы; седьмой день, называемый
также субботою, соответствовал в
собственном смысле нашему воскресному
дню (Мк 16:2, Лк 24:1). Таким образом, Еврейские
дни недели не имели особенных названий,
но у Египтян они носили названия семи
известных планет. У Евреев считался
также единицею период времени, состоящий
из семи седмиц от Пасхи до Пятидесятницы,
называемый потому праздником
седмиц а равно и период
времени, состоящий из семи седмиц годов,
или из 49 годов, за которыми следовал
50-й год - юбилейный (Исх 23:10, Лев 25:1-17 и
др.).
Из библейского
повествования о потопе видно, что
счисление времени по месяцам
также ведет свое начало из глубокой
древности. У Евреев обыкновенно год
делился на 12 месяцев, но эти месяцы были
лунные, определяемые течением луны, в
которых попеременно находилось 29 и 30
дней, потому после каждых 12-ти месяцев
оставалось еще несколько часов, минут
и секунд, из которых чрез несколько лет
составлялся лишний месяц - тринадцатый.
Этот месяц для согласования лунного
года с солнечным Евреи вводили в счисление
обыкновенно через несколько лет, большею
же частию через три, а иногда и в третий
год. Определение года и числа месяцев
лежало на обязанности священников.
Определенным признаком, по которому
можно было видеть надобность вставки
13-го месяца, служило следующее предписание
Закона: в 16-и день первого
месяца церковного года должно было
приносить в жертву созревшие снопы
жатвы; посему если священники
видели, что к 16-му дню этого месяца жатва
еще не поспела, то должны были прибавлять
вставочный месяц, чрез что лунный год
уравнивался с солнечным.
Счисление времени по
годам
также ведется издревле. Год Еврейский
(шана), как мы уже видели, был лунный,
состоящий из 12-ти, а иногда из 13-ти
месяцев. Год у Евреев был двоякий:
гражданский и церковный. Гражданский
у них начинался с осени, с месяца тисри,
соответствующего нашему сентябрю,
церковный же, по установлению Моисея,
с месяца авива
(нашего марта) в память того, что в 15-й
день сего месяца Евреи вышли из Египта.
По гражданскому году у Евреев велись
договоры, производились выборы властей,
означалось время рождения детей, начало
царствования и т.п., по церковному же,
или священному, считались праздники и
священные времена (Исх 12:2, Лев 23). Этим
же годом пророки означали время своих
пророчеств и видений (Зах 7:1). Счет годов
у Евреев от сотворения мира идет вместе
с историею жизни патриархов и с историею
судеб народа Божия, потому летосчисление
народа Еврейского от сотворения мира
до Рождества Христова, на основании сих
данных, долженствовало бы быть у всех
одинаковым, но на деле мы видим противное.
По Еврейскому тексту Библии время
Рождества Христова не восходит далее
3761 г. от сотворения мира, а по тексту
Вульгаты оно относится к 3984 году, по
тексту же LXX - падает на 5508 год от сотворения
мира. Разница в этих счислениях главным
образом происходит от несогласия в
счислении времени от сотворения мира
до исхода Израильтян из Египта.
Время
I:
1) одно из важнейших
библейских. понятий, связано с идеей
время,
выражено греч. словом эон,
которое может обозначать как вечность
в значении "бесконечность", так и
особо продолжительный отрезок времени.
Значение этого слова в каждом конкретном
случае выступает из контекста, но
очевидно, что в отношении Самого Бога
(Быт 21:33; Ис 40:28) и Его свойств (Милость,
Пс 88:3; 137:8; Милосердие, 2Пар 5:13) "вечность"
может пониматься только как "бесконечность".
Это же относится к Его слову (1Пет 1:25),
Его спасению (Ис 45:17) и Его Царству (Пс
144:13). Под словом эон
может подразумеваться и большой отрезок
Священной истории, который, закончившись
однажды, начинает принадлежать вечности.
Так, Аароново священство считается
"священством по уставу на веки"
(Исх 29:9). То же относится и к установлениям
культа, которые были лишь тенью грядущего
и с его наступлением были отменены (Евр
7:11-22; 9:11 и след.);
2) Время
имеет власть над всем, что сотворено
Богом, но для Самого Бога оно не существует.
Время и
вечность не следуют одно за другим, как
бы объединенные одной линией. Неверно
полагать, что до сотворения мира
существовала вечность и после конца
света она наступит вновь. Время и вечность
- два различных способа бытия, относящиеся
к разным мирам, которые сосуществуют,
но имеют коренные отличия, как мир
видимого и мир невидимого (2Кор 4:18). Но
эта граница прозрачна, вечность проникает
в то, что сковано узами времени. Хотя
присущие вечности блага спасения
пребывают на небесах (1Пет 1:4), но избранию
они доступны уже в их земной жизни (2Тим
1:12,14; 4:8). Люди могут быть удостоены
временного перехода через эту границу
(2Кор 12:2,4); тогда они пребывают "в духе"
(Откр 4:2), слышат и видят то, чего нельзя
изречь ни на одном из земных языков.
Миры вечности и времени различаются не
столько по продолжительности, сколько
по содержанию. Там, где надо подчеркнуть,
что речь идет о бесконечности, в греч.
языке употребляются другие слова;
3) собственно время
в греч. языке обозначается словами
хронос и
кайрос. Слово
хронос
обозначает момент, когда совершилось
то или иное событие (Мф 2:7,16; Мк 2:19 и след.;
9:21; Лк 1:57; Деян 1:6 и след.), или время,
на протяжении которого кто-либо или
что-либо пребывает в определенном
состоянии (Лк 8:27; Ин 7:33). Слово же кайрос
обозначает определенный. срок или
отрезок времеми
(Мф 24:45; Лк 12:42; 20:10). Так, люди, услышав
слово Божье, могут уверовать на какое-то
время (Лк 8:13). Совершенное послушание
Христа проявляется в том, что Он все
совершает в точно определенное время
(Ин 7:6,8; ср. Мф 11:25; 12:1; Лк 13:1), зная об
установленных Ему Отцом сроках (Мф
26:18). Сатане также отведено свое время
(Лк 4:13). Но люди, как правило, не различают
своего время
(Мф 16:3; Лк 12:56; 19:44), хотя все указывает на
то, что им дано время
спасения (Еф 5:16; ср. 2Кор 6:2); с другой
стороны, ничего нельзя предпринимать
раньше установленного. времени
(ср. 1Кор 4:5). Сам Бог определяет это
время
для всего, что подчинено Ему (Мк 13:33; Лк
21:24; 2Фес 2:6; 1Пет 4:17; 5:6; ср. Еккл 3:1-8; Авв
2:3).
II:
1)как и другие народы,
израильтяне делили время
на годы (Календарь), месяцы, дни и часы,
но у них это деление связывалось
преимущественно с Богом и богослужением.
Слово "ежегодно" встречается почти
исключительно в указаниях к богослужениям
и в сообщениях о них (Исх 13:10; 30:10; Втор
15:20; 1Цар 1:3; Зах 14:16). Бог упорядочивает
течение лет, деля его на отрезки, в
которые Его заповедь прерывает привычную
жизнь субботними годами и юбилейным
годом;
2)исторические книги Библии не
знают сквозной хронологии, где отсчет
времени
начинался бы с определ. момента
(Летосчисление). Годами измеряется
только продолжитсть перехода через
пустыню. За точку отсчета времени
взят исход из Египта,
подобно тому как в Риме отсчитывали
годы от основания города. В книгах Царств
и Пара-липоменон год того или иного
события обозначается как год царствования
соотв. царя. Перед лицом Бога, для Которого
"один день, как тысяча лет, и тысяча
лет, как один день" (2Пет 3:8), событие
оценивается как исполнение Божьей воли,
а не как "всемирно-исторический"
момент. Только однажды библейское
событие сознательно вводится в мировую
историю: рождение Сына Божьего (Лк 2:1) и
начало Его служения (Лк 3:1) знаменуют
собой начало новой эры в истории
человечества;
3)отсюда становится
понятным, почему день, как строго
определенного календарная дата,
встречается в Библии только как срок
установл. Богом праздника. Но понятие
"час" никогда не встречается в
Етхом Завете как указание на время
и лишь однажды как указание длительности
происходящего (Дан 4:16); в остальном оно
замещает понятие "в данный момент",
"до данного момента" или "с этого
момента". И лишь одно из описываемых
событий хронометрируется в Евангелиях
по часам: смерть Иисуса на кресте (Мк
27:45 и след.; Мк 15:25,33 и след.; Лк 23:44). Часы
суток указаны и в повествованиях о таких
событиях, как сошествие Святого Духа в
день Пятидесятницы (Деян 2:15), первое
чудо, совершенное учениками Господа
(Деян 3:1), видение Корнилия и молитва
Петра (Деян 10:3,9,30).
III. Из сказанного выше следует,
что Библия рассматривает время
не как процесс, внутренне присущий миру,
например, как круговорот, в котором все
повторяется, возвращаясь к своему
началу, или как течение из ничего в
ничто, а как нечто, данное Богом и
направленное к определенной цели. Бог
определяет продолжитсть жизни (Иов
14:5; Пс 30:16), только Он может продлить
жизнь людей сверх предусмотренного
срока (4Цар 20:6; Ис 38:5; ср. Мф 6:27). Но Бог
определяет и содержание каждого
временного отрезка, ибо Он записывает
в Свою книгу все дни жизни человека
начиная с его рождения (Пс 138:16). По Своей
воле Бог определяет во время
события в жизни Своего и других народов
(Быт 15:16; Иер 25:11; Деян 17:26). Как для отдельных
людей и народов, так и для всего мира
Бог определяет цель [греч. телос]
их существования (Приход Царства Божиего
на землю). Час последнего решения известен
только Ему. Все жившие на земле предстанут
тогда пред Божьим судом (Откр 20:11 и след.)
и должны будут дать отчет об использовании
отмеренного им времени
земной жизни. Правильное использование
времени
откроет путь к вечному блаженству,
злоупотребление им приведет к вечному
проклятию (ст. 15). Так время
обретает свой смысл как время
милости, предназначенного для принятия
спасения и подготовки к тому, чтобы
выдержать испытание в день Божьего
суда.