Искусство
истинного прощения
«Я могу тебя простить,
но забыть?..» Кто хоть раз произнес эти
слова или услышал их в свой адрес, знает,
что горечь и тяжесть их способны
парализовать обширные области нашей
эмоциональной жизни и понизить активность
жизненных сил человека. Оскорбленный
мучается. Он подавлен. Его одолевают
недобрые мысли, и он становится злым и
раздражительным. В итоге не сам человек
управляет своими чувствами, они
определяются отношением к нему другого.
В Новом Завете называются немногие
грехи и пороки, которые так тяжки, что
закрывают доступ к Царству Божию. Одним
из них является непрощение. В молитве
Господа Иисуса просьба к Богу о прощении
грехов связывается с готовностью
простить и своему должнику.
И непосредственно за
молитвой это высказывание объясняется
и углубляется следующими словами Иисуса:
„...а если не будете прощать людям
согрешения их, то и Отец ваш не простит
вам согрешений ваших” (Матф. 6:15). В притче
о немилосердном заимодавце Иисус
объясняет ученикам эту мысль более
подробно (Матф. 18).
Готовность простить брата или
сестру - это ворота, через которые мы
должны пройти, чтобы получить прощение
наших собственных грехов. Проходящий
этими воротами встретит сочувствие у
Бога. Каждый, кто получил прощение своих
грехов и обрел новую жизнь, а тем самым
Царство Божие, должен овладеть искусством
прощать так, „как Христос простил"
его (Кол. 3:13).
Что, однако, значит истинное
прощение и как оно совершается во
взаимоотношениях людей? Нам знакомы
два вида прощения.
Обычно виновный просит прощения
у того, перед которым он провинился, и
получает его. Тем самым вина аннулируется
и восстанавливаются прежние добрые
отношения. Записанный в книге долг
стирается и больше не виден. Его и не
вспоминают, потому что его уже нет. Мы
знаем, как труден этот процесс. Виновному
приходится склониться перед обиженным
им и просить прощения. Обиженный должен
произнести слова прощения или объяснить
их жестами.
А как быть, когда память
наша говорит: „Простить я тебя могу, но
забыть?.. Нет!" Этим вина не стерта из
памяти навсегда, она просто отложена в
подсознание, в „архив". На обидчика
уже нельзя подать в суд, этой виной
нельзя уже укорять, но память о ней жива,
даже если она прощена. Нарушенные
взаимоотношения можно восстановить
прощением, но след „от ремонта"
остается. Еще более положение может
усложнить то, что некоторые ошибки и
провинности имеют тяжелые последствия.
Рана остается неисцеленной, хотя слова
прощения были произнесены.
Трудно приходится в таком случае
нашей памяти и нашим чувствам. Хотя вина
заключается только в этой конкретно
совершенной ошибке, но она нарушает
внутреннее равновесие человека, задевает
его собственное достоинство. Возникают
чувства разочарования, гнева, ненависти,
сомнения и многие другие негативные
мысли. Эти чувства и мысли ждут компенсации,
по крайней мере оправдания, и нуждаются,
кроме того, еще и в исцелении.
Нередко мы видим, что этот вид
прощения недостаточен.
Если мы остановимся на старой
форме прощения, которая лишь зачеркивает
вину (в сердце она продолжает жить), мы
не полностью свободны. Прощение в Иисусе
Христе означает, что виновный получает
не только облегчение и оправдание, но
и помощь. То есть речь идет не только о
восстановлении прежних взаимоотношений,
а о даровании новых, причем лучших, чем
прежние.
Таким образом прощение становится
актом любви. Виновный становится
человеком, которого любят. Так этот вид
прощения становится прощением сердца.
Только водительству сердца должны
следовать разум и чувства. Одним трезвым
разумом простить невозможно.
Здесь мы прикасаемся к глубочайшей
тайне любви Божией к нам, людям, принесенной
через Иисуса Христа в мир. Ответом Божиим
на виновность человека является не
только погашение вины или помилование,
а начало новых отношений: виновные
становятся детьми Божьими. Это начало
нового качества жизни. Вину не нужно
более стараться забыть или оттеснить,
она становится достоянием опыта.
Несостоятельность и виновность теперь
уже не ведут к удрученности, депрессии,
к чувству неполноценности. Тот, кто
познал и понял прощение Божие, сознает
себя новым человеком с новой способностью
любить.
Особое качество любви, „взошедшее"
из прощения, проявляется в милосердном
обращении с другими людьми и воспринимается
как новый дар. Этот вид прощения дарит
не только уравновешенность и облегчение;
он не только восстанавливает прежние
отношения, бывшие до кризиса, но создает
нечто новое: не компенсацию, а обилие.
С признаками этого нового вида
прощения мы встречаемся в трёх примерах
Нагорной проповеди, где Христос ободряет
подставить другую щеку, идти два поприща
и вместе с рубашкой отдать и верхнюю
одежду (Матф. 5:39-41). С психологической
точки зрения, явление это основывается
на процессе обращения: жертва становится
благодетелем, пострадавший - любящим.
Так нам становится понятным и повеление
любить наших врагов.
Мы охотно определяем виновного
и ожидаем, чтобы он попросил прощения.
Важно ли это? Настоящее прощение
происходит быстрее. Оно опережает
сознание вины и просьбу о прощении.
Такое прощение означает жить настоящим,
а прошлое сделать нашим опытом, чтобы
не повторять прежних ошибок. Так мы
свободны жить с надеждой на будущее,
открыты изменениям, которые предусмотрены
для нас Богом в создании новых
взаимоотношений и в превращении врагов
в друзей.
- - - - -
Безумное
большинство
С ума сходят
не только по одиночке
Отравленный колодец
О массовом безумии
слагают сказки. Одна из них – о том, как
злой колдун отравил целое королевство.
А было это так. В тридевятом царстве
имелся большой колодец, из которого
пили все граждане. Однажды злодей вылил
в него отвар волшебного зелья и вскоре
все жители города сошли с ума. Вменяемыми
остались только король да королева,
потому что у них был свой источник воды
во дворце. Государь издавал указ за
указом, чтобы призвать подданных к
порядку, но все, в том числе полицейские
и министры успели испить отравленной
воды, поэтому считали королевские
директивы бессмыслицей.
Короля уже хотели было свергнуть с
престола, полагая, что это он сошел с
ума, но неожиданно королеве в голову
пришла спасительная идея. «Давай пойдем
к тому колодцу и тоже выпьем из него»,
- сказала она своему мужу. Решили –
сделали. Вскоре король и королева тоже
стали нести околесицу, и в государстве
воцарилось спокойствие.
Что такое хорошо?
Хотя эта история и
вымышленная, она здорово напоминает
нам окружающий мир. Весь мир ведет себя
как обезумевший. Библия называет его
безумным за его безбожие: «Они,
познав Бога, не прославили Его, как Бога,
и не возблагодарили, но осуетились в
умствованиях своих, и омрачилось
несмысленное их сердце; называя себя
мудрыми, обезумели» (Библия,
Послание к Римлянам 1 гл. 21,22 ст.). Прочитайте
это место в контексте, где ниже говорится
о пороках, творя которые, люди не понимают,
что делают плохо. Это и есть безумие.
К сожалению, принято считать, что если
какое-либо явление распространено,
значит к нему нужно относиться хорошо.
Когда-то, к примеру, считалось, что
курящая девушка – это плохо, и это было
редкостью, сегодня таковых можно
встретить на каждом шагу, и это стало
считаться нормой.
Попробуйте начать критиковать пороки,
которые широко распространены – вас
засмеют. По одной простой причине:
большинство их одобряет. Распространенный
порок – это уже не порок. О ваших
умственных способностях плохо отзовутся,
если наберетесь смелости подать голос
против них.
Не так уж редко гнев, месть, гордость,
разврат, эгоизм, идолопоклонство
считаются добродетелями, а смирение,
кротость, целомудрие – недостатками.
Похоже, мир где-то напился отравленной
воды, раз одобрительно кивает головой
на те вещи, которые Бог называет грехом.
Обратитесь к Ходатаю
Безумство не приводит
ни к чему хорошему. Бог будет судить
людей за грехи не по тем критериям,
которые мы сами придумали. Есть Библия,
в которой Бог разъясняет – что такое
хорошо, а что плохо, вот по ней и нужно
ориентироваться.
Но что делать, раз мы уже нагрешили? Кто
теперь поможет нам оправдаться перед
Богом? Нам нужен ходатай. Но такой
ходатай, который действительно на что-то
способен.
Часто мы обращаемся не к тому, кто силен
помочь. Это напоминает одну историю.
Однажды русский писатель Фаддей Булгарин,
который был членом Английского клуба,
пообещал другому писателю – Николаю
Гречу посодействовать его вступлению
в тот же клуб. Фаддей предложил его
кандидатуру для рассмотрения на совете
клуба, но при голосовании она не прошла.
Своему протеже Греч сказал при встрече:
«Единогласно». Булгарин начал было
радоваться, но последовало уточнение:
«Да, именно «едино гласно». То есть
единый голос – мой был в твою пользу, а
остальные – против». Греч был, возможно,
и не плохим ходатаем, но, как видите, у
него ничего не получилось.
Христос не такой ходатай. Одного его
голоса достаточно для того, чтобы вы
стали членами его Вселенской Церкви,
членами Небес, членами общества спасенных
от грехов. Потому что Он хорошо заплатил
за это: дал распять себя на кресте за
грехи человеческие. В Библии написано
о Христе, что : «... Он есть
ходатай нового завета, дабы вследствие
смерти [Его], бывшей для искупления от
преступлений, сделанных в первом завете,
призванные к вечному наследию получили
обетованное» (Евр. 9:15).
Обратитесь к Христу.
Слушайте Христа. Следуйте за ним. Все
иные пути – пути безумия.
Олег Шорсткин
- - - - -
Сучасна
притча
Следы на песке
Жил на земле человек,-
Знал он и радость и горе,
-
В Богом отмерянный век,
-
Доброе знал он и злое.
-
Верность, обман и любовь,
-
Горечь разлук и страданья,
-
И нестерпимую боль
-
В сердце от непониманья.
-
- Все испытал он, но вот,
-
Жизненный путь завершился,
-
Нет больше дел и забот,
-
Где он куда торопился.
-
И бестелесным себя
-
Чувствовал так непривычно,
-
В прошлое глядя, скорбя,
-
Как бы живя в нем вторично.
-
-
Словно следы на песке
-
Видел он жизни дорогу,
-
И различал вдалеке
- Свой он след, и рядышком
Бога.
-
Только недоумевал,
-
Видя следов этих ленты,
-
Что Божий след исчезал
- В трудные жизни моменты.
-
-
И потрясенный, спросил
- Он, свои беды считая:
- «Господи, был я без сил,
- Как мог меня Ты оставить?
-
Как?» И на этот вопрос
- Бог отозвался смиренно:
-
«Я на руках тебя нес
- в трудные жизни моменты».
- - - - -
Влучне
слово
Будь-кому, хто бажає жити як
Христос, не варто дивуватись, якщо колись
натовп забажає його розіп'яти.
Мовчання — це
один з великих засобів вести розмову.
(Вільям Хезліт)
Нам потрібні
не просто голови, наповнені фактами,
нам потрібні серця, наповнені вірою.
Життя має
тільки той сенс, який ми йому надаємо.
(Торнтон
Уайлдер)
- - - - -
Поетичний
куток
Быть
покорным
- Грубить – не по
моей натуре,
-
Переживанья нелегки,
-
Я не хочу быть в волчьей шкуре,
-
Другим показывать клыки.
-
Ведь тяжело бывает вздорным,
-
Как будто бой идёт на смерть,
-
Хочу быть робким и покорным,
-
И мне поможет веры твердь.
-
Пусть на меня поднимет кто-то
-
Бесчестно руку, буду нем,
-
Меня не будет грызть забота:
-
Подставлю щёку без проблем.
-
Не подниму в защиту руки,
-
Не покажу и малых слёз,
-
Терпел страшней без крика муки
-
Распятый Праведник Христос.
-
Пускай я буду трижды правый,
-
Себя унизить захочу,
-
Земной себя не тешу славой,
-
Её на небе получу.
Болутенко
Церква
Христова м. Чернівці