“Бо
річ добра зміцняти серця благодаттю”
(Євр.
13:9)
Миф о
десятине
В современных
протестантских церквах уже давно
укоренился термин «десятина» для
обозначения «добровольных материальных
пожертвований». Что интересно, эти
термины друг другу противоречат, ибо
жесткая привязка к размеру денежного
взноса (десятина — это 10%) явно противоречит
понятию «добровольность».
Множество проповедников
так называемого «евангелия процветания»
сделали учение о «десятине» краеугольным.
В харизматических церквах даже существует
специальный гомилетический жанр:
«проповедь о десятине», произносимая
в начале каждого богослужения. Это
неудивительно, ведь от регулярности
пожертвований зависит благосостояние
церкви и пастора. Только вот имеем ли
мы право использовать термин «десятина»
во времена Нового Завета? Вправе ли мы
требовать, чтобы христиане отдавали
Богу именно 10% от своего дохода?
Давайте разберемся…
В древнем мире, еще до Закона
Моисеева было известно пожертвование
в виде десятой части от дохода. Десятину
Мелхиседеку отдал Аврам (Быт 14:20), Иаков
пообещал Богу десятую часть своих
доходов (Быт 28:22) — правда непонятно,
куда девал Иаков свою десятину… Не
исключено, что или приносил в жертву,
или раздавал бедным…
С пришествием Закона Моисеева
порядок взимания десятин значительно
ужесточился. Десятин было несколько. И
не всегда они равнялись 10%. В денежном
эквиваленте десятина равнялась 12% (Лев.
27:31), кроме того десятиной называлось
пожертвование для левитов, и приношение,
совершаемое раз в три года, отдаваемое
сиротам, вдовам и беднякам (что составляло
4% от ежегодного дохода; см. Лев. 27:30-33;
Чис. 18:20,21; Втор. 12:17-18; 14:22).
Итак, 12% — десятина + 12% —
пожертвования левитам + 4% — вдовам,
сиротам и бедным. Всего 28% (!)
А если «платить» не деньгами, а
животными и плодами, то 24%, но не 10!
Кроме десятин еще существовали
и добровольные приношения, размер
которых закон не регламентировал.
Таким образом, любителям бездумно
перенести ветхозаветное учение о
десятине в Новый Завет нужно быть
последовательными и жертвовать Богу
не 10%, а 28% своих доходов. Причем всех
доходов! Вам подарили компьютер? Отдайте
28% его стоимости в церковь! Получили в
наследство квартиру? Четверть ее рыночной
стоимости внесите в приходскую кассу!
И т.д.
Но, на самом деле мы должны с вами
честно признаться, что в Новом Завете
нет требования о «десятине». В Новом
Завете всего четыре раза используется
существительное δεκάτη
(десятина) — все четыре раза это слово
использовано в 7 главе послания к евреям
и не в форме заповеди для христиан, а в
форме рассказа о том, что произошло
между Авраамом и Мелхиседеком. Причем
явно доказывается преимущество Нового
Завета перед Ветхим и их нетождественность.
Кроме этого в Новом Завете еще
4 раза встречается глагол ἀποδεκατόω
(давать десятину), который буквально
можно перевести, как «отдесятить».
Причем один раз этот
глагол встречается в той же седьмой
главе послания к евреям. Один раз в
притче о фарисее и мытаре, где гордый
фарисей хвалится перед Богом тем, что
отдает десятину (Лук.18:12). И два раза этот
глагол встречается в Господнем проклятии
фарисеям и книжникам:
«Горе вам, книжники
и фарисеи, лицемеры, что даете десятину
с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее
в законе: суд, милость и веру; сие надлежало
делать, и того не оставлять»
(Матф. 23:23).
«Но горе
вам, фарисеям, что даете десятину с мяты,
руты и всяких овощей, и нерадите о суде
и любви Божией: сие надлежало делать, и
того не оставлять» (Лук.
11:42).
Сторонники перенесения
ветхозаветной заповеди о десятине в
церковь часто говорят, что Господь якобы
тут не отменяет десятину, а говорит, что
надо было и десятину платить и не
оставлять суд, милость, веру и любовь
Божью.
Но в том-то и дело, что Господь
употребляет прошедшее время: «сие
надлежало делать». Не «надлежит»! Это
осталось в прошлом.
Всякий трезвомыслящий христианин
понимает одно железное герменевтическое
правило, касающееся ветхозаветных
постановлений: Ветхий Завет — это Слово
Божье для нас, но более не заповедь для
нас!
Некоторые заповеди Ветхого
Завета обновлены в Новом, но среди них
нет заповеди о десятине.
Новый Завет нигде не требует,
чтобы христиане приносили Богу десять
процентов своих доходов! Более того,
такое законническое требование совершенно
противоречит духу Нового Завета.
В Новом Завете существует учение
о пожертвованиях, из которых складывается
церковный бюджет, необходимый для оплаты
труда служителей и осуществления
благотворительной деятельности. Но
нигде не регламентируется размер
пожертвований.
Разумеется, такое учение не
означает, что пожертвования должны
ограничится «червонцем» в воскресенье.
Учение Нового Завета о финансовом
служении христианина складывается из
нескольких принципов:
1. Жертвенность.
Христос хвалит бедную вдову за
то, что она пожертвовала Богу 100% своего
ежедневного дохода. Я слышал об одном
американском бизнесмене, который всю
свою жизнь жертвовал Богу 90% своего
дохода, а жил на 10% (правда, надобно
признаться, что его ежемесячные 10% были
существенно больше годового дохода
среднего россиянина).
Писание говорит нам, что каждый
из нас богат: «Имея пропитание
и одежду, будем довольны тем»
(1 Тим. 6:8). В сравнении с Втор. 24:10-13 мы
имеем понятное библейское определение
того, кто является «богатым» и кто
«бедным». Здесь мы видим, что если у
человека есть две смены одежды и дневное
пропитание на начало дня, тогда он
считается нормальным человеком и не
нуждается ни в чем из руки Божьей. Все,
что сверх этого, считается «богатством»,
а все, что меньше — «бедностью».
Большинство российских христиан
соответствуют определению «богатый»,
поэтому учение о жертвенности применимо
и к нам: «Богатых в настоящем
веке увещевай, чтобы они не высоко думали
[о] [себе] и уповали не на богатство
неверное, но на Бога живаго, дающего нам
все обильно для наслаждения; чтобы они
благодетельствовали, богатели добрыми
делами, были щедры и общительны»
(1 Тим. 6:17,18).
Кроме того, процесс сбора
пожертвований описан Павлом в тексте:
«В первый день недели каждый
из вас пусть отлагает у себя и сберегает,
сколько позволит ему состояние, чтобы
не делать сборов, когда я приду»
(1 Кор. 16:2). А это еще несколько принципов:
2. Оно должно быть регулярным и
последовательным: «В первый
день недели».
3. Оно должно быть личным и
индивидуальным: «пусть
каждый».
4. Оно должно быть систематическим
и спланированным: «отлагает
и сберегает».
5. Оно должно быть пропорционально
вашему благополучию: «сколько
позволит ему состояние».
Ветхий Завет — это источник образов
для нас (1 Кор. 10:11). Десятина — это
приблизительный ориентир нашего размера
пожертвований, но ни в коем случае не
закон. Ну и еще несколько принципов:
6. Добровольность и душевный
комфорт жертвующего: «Каждый
[уделяй] по расположению сердца, не с
огорчением и не с принуждением; ибо
доброхотно дающего любит Бог»
(2 Кор. 9:7).
7. Использование на доброе дело
(2 Кор. 9:6-11).
На что Новый Завет учит нас
тратить свои пожертвования? Вот несколько
ответов: финансовое попечение о родителях
(1 Тим. 5:3,4). Поддержка тех служителей,
которые непосредственно служат нам
(Гал. 6:6, 1 Кор. 9:9-14). Поддержка нуждающихся
братьев и сестер (Гал. 6:10, Иак. 2:15,16). Любое
служение, выполняющее хорошее библейское
дело для Бога (2 Кор. 8:1-6, 1 Тим. 6:18,19).
Ясно, что десяти процентов
тут не хватит. Поэтому Новый Завет
говорит нам о том, чтобы мы рассматривали
свои деньги, как принадлежащие Господу
на 100% — все Господне. Но Он же дает нам
мудрости как правильно пользоваться
этим богатством, чтобы «в Бога богатеть».
Так что «десятина» — это понятие
устаревшее и из церковного лексикона
должно быть изъято. Учение о жертвенности
— вот настоящее библейское учение. И
не всегда наградой за эту жертвенность
будет земное благосостояние, но всегда
— Божье благословение на небесах, где
моль и ржа вынуждены поститься и у воров
срываются планы о подкопах!
Павел Бегичев
- - - - -
Чума в Бергамо
У датского писателя
Якобсена есть очень интересная новелла:
«Чума в Бергамо». Бергамо — маленький
итальянский город, расположенный вблизи
Равенны, на склоне горы. К нему ведет
узкая горная тропа. Якобсен пишет, что
в этом городке в середине века разразилась
чума. Жутко! День и ночь звенели похоронные
колокола. Люди взывали к Богу. Они
взывают о помощи, но все бесполезно,
чума лишь сильнее свирепствует. И тогда
им становится все безразличным. Они
говорят: «Бога нет!» Они выкатывают
бочки из трактиров, и начинается великое
пьянство. Пьяные до безумия, они впадают
в развратный разгул. Начинается
вакханалия, оргия отчаяния. И так изо
дня в день. Полное безразличие. Разгул
всех страстей. Иногда, посреди танца,
кто-нибудь падал с почерневшим лицом.
Его так и оставляли лежать. Оргии
продолжались: «Будем есть и пить, ибо
завтра умрем». Однажды они насторожились.
Они услышали пение хорала. Подойдя к
городским воротам, они увидели вереницу
кающихся, поднимающихся по горной тропе
людей и поющих : «Господи, помилуй!
Господи, помилуй!» Впереди шел молодой
монах, который нес черный деревянный
крест.
Процессия прошла через городские
ворота. Жители Бергамо стояли и смеялись:
«Вы, идиоты! Здесь Бога нет! Прекратите
свою глупую литанию! Пойдемте, будем
есть и пить, ибо завтра умрем». Но монах
впереди шествия продолжал путь со своим
большим деревянным крестом. Двери
церкви были открыты. Все равно в нее
больше никто не заходил. Процессия
беспрепятственно входит в нее. Монах
прислонил крест к колонне. А затем
врывается свора необузданных, смеющихся
и ревущих смертников. Один буйный мясник
в кровавом фартуке становится на алтарь,
поднимает золотую чашу вечери и ревет:
«Пьянствуйте! У нас Бога нет!» Но вот
на кафедру становится бледный монах и
призывает к молчанию. Стало тихо, и в
этой тишине он сказал: «Я хочу вам
кое-что рассказать. Когда Сын Божий
умирал на кресте, к которому Его гвоздями
прибили за руки, то толпа тоже издевалась,
глумилась, надсмехалась. И даже оба
разбойника, висевшие справа и слева,
тоже смеялись. Тогда Сын Божий подумал:
„Я должен умереть ради этих людей,
которых моя смерть вовсе не трогает?!
Я должен положить свою жизнь за этих
дрянных людей, расположение которых
ничем невозможно привлечь?!" И Сын
Божий решил: „Чур, не я! Чур, не я!" Он
Божественной силой вырвал гвозди из
дерева, спрыгнул со креста, вырвал у
воинов свою одежду так, что игральные
кости, которыми они бросали жребий,
покатились с горы Голгофы, одел свои
одежды и вознесся на небо, сказав: „Чур,
не я!" И крест остался пустым! Поэтому
теперь нет никакого освобождения,
милости к людям и спасения. Теперь
остаются лишь смерть и ад!» Так
проповедовал монах. Наступила мертвая
тишина. Мясник давно спрыгнул с алтаря,
он встал внизу, под кафедрой. Чаша выпала
из его рук. «Нет больше спасения, нет
милости!» — как эхо пронеслось в его
мыслях. Вдруг одичавший мясник делает
три шага вперед, протягивает руку к
монаху и кричит срывающимся голосом:
«Эй, ты! Повесь Спасителя снова на крест!
Повесь Спасителя снова на крест!»
Друзья мои, монах рассказал
историю о Спасителе неверно. Но самое
трогательное то, что Сын Божий не сказал:
«Чур, не я!» Он страдает на кресте до
сих пор, несмотря на то, что люди говорят:
«Работа, развлечения и все прелести
этого мира нам намного важнее спасения
нашей души».
Буш В.
- - - - -
Так говорили две свечи
"Жаль мне тебя", - сказала
незажжённая свеча своей зажжённой
подруге. - "Короток твой век. Ты всё
время горишь, и скоро тебя не станет. Я
много счастливее тебя. Я не горю, и,
следовательно, не таю; лежу спокойно на
боку и проживу очень долго. Твои же дни
сочтены".
Отвечала горящая свеча: "Я
нисколько не жалею об этом. Моя жизнь
прекрасна и полна значения. Я горю и
воск мой тает, но от моего огня зажигается
множество других свечей, и мой огонь от
этого не убывает. И когда воск и фитиль
сгорят, то огонь мой - душа свечи -
соединится с огнём пространства, частицей
которого он являлся, и я снова вольюсь
в свой великолепный и сияющий огненный
дом. А здесь я светом своим разгоняю
мрак ночи; радую глаз ребёнка на
праздничной елке; оздоровляю воздух у
постели больного, ибо возбудители
болезней не выносят живого огня; возношусь
символом молитвенного устремления
перед священными изображениями. Разве
короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне
жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка
твоя участь. Ты не выполнила своего
назначения; и где душа твоя - огонь? Да,
ты пролежишь в сохранности долгие годы,
но кому ты нужна такая, и какая радость,
и польза от тебя?"
Право, "лучше гореть, нежели почивать",
потому что в горении жизнь, а в спячке
- смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро
сгорю и перестану жить, но ты, в твоём
сохранном бездействии и не начинала
существовать, и так и умрешь, не начав.
А жизнь пройдёт мимо".
- - - - -
Поетичний куток
Екологія душі
На помiч природi!
Земля наша гине!
Вже дихати важко, кругом все димить.
Отруєнi рiки, озернi глибини,
З кислотними хмарами вiтер летить.
На вищому рiвнi збирають наради,
Шукають шляхи, як планету спасти.
А технiка ставить все новi шаради,
Й пiдкорений атом лиш сiє хрести.
По радiо, в пресi кричать-закликають
Природу спасти i вiдвести бiду...
Ось тiльки чомусь усе бiльш забувають
Сердець екологiю, душ чистоту.
Кругом в атмосферi грiха та неправди
Затруєне людство. Природа душi
В смертельному стані без Божої правди
Зiв’яла i зблiдла в могильнiй тишi.
Спасайте людину!
Духовний Чорнобиль
Грiха iзотопи вже сiє в серцях.
Як часто бувають намарними спроби
Знайти порятунок i правильний шлях.
Спасайте планету вiд диму невiр’я —
Духовного кисню шукають серця.
За хмари зайшло вiфлiємське сузiр’я,
I людство без напрямку йде до кiнця.
Вкажiть їм шляхи, де джерела духовнi
Для спрагнених воду прозору дають.
Це пахощi миру, святi й невимовнi,
Здоров’я i силу по свiтi несуть.
На помiч людинi!
Земля наша гине!
На кожному кроцi неправда гнiтить.
Отруєнi душi i серця глибини,
I людство без Бога у вiчнiсть летить.
Юрій Вавринюк
- - - - -
Церква
Христова м. Чернівці