Сила слів
По
лісі стрибали кілька жаб. Раптом
дві з них впали в яму. Всі
інші зібралися навколо. Побачивши, яка
глибока яма, вони стали кричати родичам,
що їм прийшов кінець. Але дві нещасні
не звертали уваги на ці зауваження і з
усіх сил намагалися вистрибнути з ями.
Решта продовжували кричати, що їм все
одно прийшов кінець.
Нарешті,
одна з жаб, що були в ямі, прислухалася
до голосів родичів і, опустивши лапки,
впала і померла. Інша ж продовжувала з
усіх сил стрибати. Чим більше кричала
юрба, тим сильніше стрибала жаба, поки,
нарешті, вона змогла вистрибнути з ями.
Коли вона вибралася з пастки, родичі
запитали її: «Ти що, не чула нас?» І тоді
жаба пояснила їм, що була туга на вухо
і думала, що весь цей час родичі
підбадьорювали її не здаватися, а
продовжувати боротися.
Ця
історія навчає нас двом урокам:
1.
У
словах є сила життя і смерті. Слово
підбадьорення, звернене до того, хто
знаходиться у відчаї, може надихнути
людину, принести втіху та силу.
2.
Руйнівне
слово, сказане тому, хто знаходиться у
відчаї, може вбити.
Слідкуйте
за тим, що говорите. Говоріть живе слово
всім, хто зустрічається на вашому шляху.
Будь-хто може сказати щось таке, що
позбавить іншого бажання вистояти під
час тяжких випробувань. Але блаженна
людина, котра
приділяє час, щоб підбадьорювати.
- - - - -
Анатомия слова
"Ибо
от слов своих оправдаешься, и от слов
своих осудишься" (Матф.
12:37)
Бог
не использует грязную речь для проповеди
Евангелия, как бы заманчиво это не
выглядело. Ведь одним из атрибутов
возрожденного человека является чистая
и богоугодная жизнь, приятная и красивая
речь. Почему? Он - письмо Христово, а не
бульварный роман неизвестного автора...
В городе, где я живу, есть дом культуры,
в котором по совместительству располагается
клуб детского творчества.
Это большое старое здание, которое,
по-видимому, было построено в начале
прошлого века, пережившее немецкую
оккупацию, перестройку и несколько раз
капитальный ремонт. На втором этаже -
разбитые металлопластиковые окна,
заклеенные скотчем и картоном, а на
нижнем стоят решетки. Напротив парадного
входа находится огромная лужа, которая
при определенных географических условиях
могла бы стать небольшим прудом с
камышами и утками. За зданием стоят
несколько мусорных бачков с крышками,
которые служат хорошим местом для
встречи граждан нашего города, страдающих
алкогольной зависимостью. И в довершение
этой картины, на фасаде здания красуется
большая надпись, которая содержит в
себе не только политический предвыборный
контекст, но и две синтаксических и одну
стилистическую ошибку. Видимо, депутат
в погоне за электоратом как-то недосмотрел,
что у людей из его окружения отсутствует
даже обязательное для всех среднее
образование. Но, в общем, это здание
позитивно отличается от других тем, что
на нем вы не встретите привычных для
нашего взгляда нецензурных выражений
и граффити, что не может не радовать
взгляд культурного человека. Вот такой
вот "этюд в багровых тонах", который
является реалией в миниатюре, ярко
отображающей состояние морали и культуры
не только в моем городе, но и в обществе
в целом.
Но
даже если мы на минуту закроем глаза и
не будем обращать внимания, как выглядят
наши города, то наш слух все равно
подвергнется атаке бескультурья и
грубости, которые исходят из сердца
человеческого через уста.
Слова - вот первый показатель нашего
культурного уровня, социального положения
и духовного состояния. И я согласен с
моими коллегами, братьями и сестрами,
работающими на радио, что душа народа
сокрыта в его словах. В Библии, в книге
притчей Соломоновых, написано: "Кто
хранит уста свои, тот бережет душу свою"
(Пр. 13:3). И слова Христа: "Говорю же
вам, что за всякое праздное слово, какое
скажут люди, дадут они ответ в день суда:
ибо от слов своих оправдаешься, и от
слов своих осудишься" (Мтф.12:36-37). Эти
древние истины дают нам понять, что за
слова мы будем нести такую же
ответственность, как и за совершенные
поступки.
У всякой сложной вещи, которые окружают
нас в повседневной жизни, от калькулятора
до стиральной машины, даже самый маленький
винтик выполняет свою узкопрофильную,
но ничем не заменимую функцию. Работая
со словами, я обнаружил, что всякое слово
имеет свою цель и свою среду, в которую
оно попадает. Несмотря на то, что в нашем
языке много синонимов, каждое слово
исполняет свою особенную задачу, плохую
или хорошую. И нет разницы, будь то
бранное слово или вековая мудрость,
проклятие или благословение. Буква,
цепляясь к букве, образуют слово, которое,
в свою очередь, воссоединившись с другими
подобными ему, составляют предложение.
Из предложений мы формируем свое
послание, исходящее из нашего внутреннего
мира и адресованное миру внешнему. На
мой взгляд, слова служат трем целям.
Во-первых,
через слова мы передаем информацию
другим людям.
Человек создан для общения, а поэтому
он не может находиться долго в одиночестве,
когда рядом нет таких же, как и он. Человек
нуждается в передаче информации, которая
накапливается в течение дня, недели,
месяца, года. Бог устроил человека так,
что он подобно губке впитывает в себя
все хорошее и плохое. И этот процесс
беспрерывен, он не имеет пауз. Если
человек не учится хорошему, то автоматически
он воспринимает негативную информацию.
Если он отказывается слушать одного
человека, то обязательно найдет другого,
на которого возложит функцию учителя.
Можно сказать, что в определенной степени
мы созданы для того, чтобы слушать и
говорить, получать информацию и
воспроизводить ее. Попробуйте лишить
человека чего-то одного, его жизнь тотчас
потеряет смысл. Поэтому слова выполняют
для нас незаменимую услугу, помогая
понять истину, осмыслить ее и передать
другим.
Второе.
Через слова мы демонстрируем свой
внутренний мир, интеллект.
Слова показывают нас такими, какие мы
есть изнутри. Они помогают нашему
внутреннему миру выбраться на поверхность
и отобразить сокровенное: услышанное,
пережитое и осмысленное нами в течение
всей нашей жизни. Возьму на себя смелость
перефразировать крылатый афоризм,
известный большинству читателей:
"Поговори со мной - и я скажу тебе, кто
ты". Несколько минут разговора помогают
нам понять, кого мы видим перед собой,
чем живет человек, какова его профессия.
Не секрет, что люди определенного рода
деятельности, помимо общего лексического
запаса, используют профессиональные
термины или словарные сокращения. К ним
относятся медики, программисты, служители
церкви, сотрудники правоохранительных
органов и даже уличная шпана. Интеллигентный
человек, носитель нравственности и
религиозности, использует свой лексический
запас, позволяющий в полной мере общаться
с себе подобными. И, напротив, он стыдится
использовать те фразы и реплики, которые
бы его дискредитировали в глазах
общественности, в то время как человек
без крепкого морального стержня учит
и запоминает те слова, которые позволят
ему на равных общаться в его субкультуре
на должном уровне. Именно поэтому многие
дети, я уж не говорю “подростки”,
используют нецензурную брань, чтобы
заслужить благосклонность старших и
вызвать уважение у младших, чем и
показывают свой уровень развития.
И
третье: мы говорим для того, чтобы
выразить свои желания и эмоции.
Нам мало выразить словами то, что мы
знаем и слышим. Мы жаждем рассказывать
о том, что переживает наше внутреннее
"я". Человек социален и эмоционально
зависим от других, поэтому он нуждается
в том, чтобы открыть свое сердце кому-то
или поделиться своими переживаниями.
Когда ему плохо, он жалуется, когда
хорошо - смеется и говорит без умолку.
Некоторые люди без помощи психолога не
могут выразить то, что лежит у них на
сердце. Иногда причина кроется в
ограниченном лексиконе человека. У
Ильфа и Петрова в произведении "Двенадцать
стульев" есть персонаж по имени
Эллочка-людоедка, известная многим по
причине ограниченности своего словарного
запаса. Она лишь несколькими фразами
могла выразить свои желания, свой
внутренний мир и ощущения. За пределы
этих фраз она никогда не выходила, да и
не имела в этом никакой нужды. К сожалению,
в нашей стране достаточно много людей,
которые не в состоянии точно выразить
то, что лежит у них на сердце. А если и в
состоянии, то часто это происходит с
использованием непечатных слов или
элементарной грубости.
Но от "словесной философии" я снова
хотел бы вернуться к словам Христа: "Ибо
от слов своих оправдаешься, и от слов
своих осудишься". Если верить Писанию,
всякое произнесенное нами слово отзовется
в вечности, доброе оно или злое. "В
начале было Слово...", писал Иоанн
Богослов, называя Иисуса Предвечным
Логосом, то есть Словом. В философии
греческого мыслителя Гераклита "логос"
- божественный источник всего сущего.
У греков слово было таким же материальным
предметом, как дело или какая-нибудь
вещь. Оно имеет величайшую созидательную
и в то же время разрушительную силу.
Поэтому тем более немаловажно то, какими
словами пользуемся мы, христиане, каждый
день, общаясь с окружающими. В послании
к Ефесянам в четвертой и пятой главах
апостол Павел, говоря о святости и
послушании Богу, отмечает один из
аспектов праведника - это чистая речь.
Человеку, в чьем сердце нет Бога, с ветхой
природой, свойственно лгать, сквернословить,
произносить дурные слова. В его природе
заложено произносить слова, пропитанные
ядом ненависти, пустословить и насмехаться
над святостью. Далее апостол указывает
на то, что вместе с верой в Иисуса Христа
в нашей душе созидается "новый
человек", рожденный от Бога, чтобы
жить справедливо и свято. И слова,
очищенные печатью святости, которые
слетают с его уст, несут уже совсем иной
характер.
(Окончание
в следующем номере)
Ростислав
Бабенко
- - - - -
Характер
и честность
Когда
генерал Уильям Дин попал в плен, ему
разрешили написать лишь одно письмо
домой, и он написал своему сыну: «Билл,
запомни: Честность
— самая важная вещь в мире. Пусть она
станет твоей целью».
Честность
есть составляющая морального
кодекса человека, часть его характера.
А характер, это нечто большее, чем
отдельное свойство человека — честность.
Репутация
это то, что вы есть
в глазах других людей, а характер это
то, что вы есть для Господа.
Сегодня
мы не очень много думаем о характере и
честности. Недавно в газете сообщалось
о том, что один город принял решение
узаконить проституцию и мэрия
гарантировала, что там будут работать
только девушки с хорошим характером. В
соответствии с постановлением, городские
власти должны были выдавать девушке
разрешение работать в публичном доме
«только после ясного доказательства,
что кандидатка
имеет хороший характер».
Поскольку
в постановлении не уточнялось, что же
имеется в виду под «хорошим характером»,
это доказывает,
что сегодня никто особо не пытается
выяснить, что же такое характер.
Основа
слова «характер» происходит от греческого
слова «отмечать», «запечатлевать». Это
слово
часто использовалось по отношению к
выдающимся произведениям искусства,
как, например, фрески великого Парфенона
в Афинах. А также использовалось в связи
с добродетелями, которые украшают
человека.
Хотя
мы часто оцениваем
человека
по количеству его денег или по результатам
его деятельности, Господь же оценивает
нас по тому, что мы на самом деле из себя
представляем.
Характер
— это мера измерения человека Господом.
Ничто
не делает нас более привлекательными,
чем репутация человека с хорошим
характером. Глубоко внутри себя
мы знаем, что Господь знает, кто мы такие
на самом деле.
Пусть
Его великодушие сделает нас такими же
хорошими, как мы сами о себе думаем.
Дж.
Сейла
- - - - -
Парадокс
Ми
помічаємо асфальт під ногами, але
забуваємо подивитись на небо ...
Дивимося
в сотні очей, забуваючи колір потрібних
...
Рвемо
фотокартки, розуміючи, що образи
залишаться в серці назавжди ....
Розмірковуємо
про складні речі, не розуміючи елементарних
...
Говоримо
неправду, тому що боїмося правди ...
Зберігаємо
сотні номерів телефонів, стираючи один
самий необхідний ...
Говоримо
мільйони слів, але не можемо сказати
найголовніших ...
Розповідаємо
про жахливі сни, забуваючи найсолодші
...
Робимо
вигляд що нам все одно, але самі розуміємо,
що це не так ...
Говоримо
що ненавидимо, коли насправді любимо
...
Ляскаємо
дверима, розуміючи, що повернемося не
раз ...
Впевнені,
що бажання не збудеться, але все одно
кидаємо у фонтан монети ...
Бачимося
з різними людьми, але забуваємо зустрітися
з однією єдиною ...
Ми
посміхаємося, коли насправді хочемо
заплакати ...
Говоримо,
що все добре, коли справи «гірше
нікуди» ...
Ховаємо
руки в кишені, коли хочемо взяти за руку
...
Вмикаємо
музику, коли боїмося тиші ...
Даємо
обіцянки, не маючи наміру їх виконувати
...
Говоримо
про недоліки, забуваючи перерахувати
досягнення ...
Робимо
вигляд, що зайняті, хоча просто хочемо
побути на самоті ...
Даємо
безліч порад, розуміючи, що ніколи не
застосуємо їх у своєму житті ...
Думаємо,
що все безнадійно, при цьому не намагаючись
хоча б щось зробити ...
Думаємо,
що розуміємо, навіщо живемо, вважаючи
все вищеперелічене безглуздим ...
- - - - -
Поетичний
куток
Бремена
Других носите бремена,
Чтоб
жизнь наполнить светом,
Ведь
ноль у слов пустых цена,
Хоть
говорим об этом.
Когда
пробьёт беды набат
И
встретит час печали,
Хоть
говорим: сестра и брат,
Откликнутся
едва ли.
Не
нужно страстно говорить
Вязь
слов в пустой молитве,
Добро
приятнее творить,
Чтоб
с сатаной быть в битве.
Мы
ложь в молитвах говорим,
Слова
неправды сеем,
Ведь
мы по действиям своим
Подобны
фарисеям.
Поём
восторженно псалмы,
Молитвой
день венчаем,
Но
почему, коль братья мы,
Других не замечаем?
Анатолий
Болутенко
- - - - -
Церква
Христова м. Чернівці