“Бо
річ добра зміцняти серця благодаттю”
(Євр.
13:9)
Правильне харчування
В одному містечку люди
спостерігали, як пташка колібрі довго намагалась дістати нектар з самої великої
червоної "квітки". Невідомо, скільки часу було потрібно цій пташці,
щоб зрозуміти: від світлофора нектару не дочекаєшся!
В іншому місці сокіл кинувся
на великого кота. Кіт бився за своє життя так відчайдушно, що врешті-решт
рятуватись прийшлось вже не коту, а самому соколу.
Подібним чином в халепу з
харчуванням потрапляють не одні лише птахи. Люди часто також витрачають багато
сил та часу, щоб напхати в свою душу те, що її зовсім не наситить. В кращому
випадку душа залишається такою ж голодною, як була, в гіршому – її саму може
проковтнути те, до чого вона так прагнула. Ось тому дуже важливі слова Господа:
"Нащо будете важити срібло за те, що не хліб, і працю вашу за те, що не
ситить?" (Iс. 55:2). Бог запитує і не залишає Своє запитання без
відповіді. Він переконує нас, що всі самі сокровенні бажання наших сердець
можуть бути виконані, але тільки в Ньому (Іс. 55:1-7). Тому, хто дійсно
сильний, сили додає милість, а не помста, правда, а не обман, мир, а не війна.
Ось чому нам треба йти не за релігією, а за Христом, не за переданнями
людськими, а за Біблією. І коли душа наша буде правильно харчуватись, ми
побачимо, що Господь насправді благий (Іс. 55:2).
Мартін
де Гаан II
------
Доказательства бытия Бога
Этический (нравственный) аргумент
Широко известно
и "этическое доказательство" бытия сверхчувственного мира, которое
исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих
поведение человеческих существ.
Исследования
многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды
только до определенной степени могут предопределять поведение людей и
принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у
человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой
подчиняется неразумная природа, и поступить как свободное существо, то есть как
существо иного, нездешнего мира!
Для иллюстрации
этого можно привести простой пример: почему одни люди подают милостыню, а
другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно — зачем
же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не
получите никакой компенсации?!
Так что же
принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных
размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить
подобное "нелогичное" поведение — это объяснение лежит вне этого, в
сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и
милосердия.
К этому же типу
доказательств бытия Бога относится и знаменитое рассуждение Эммануила Канта,
ясно показавшего, что человек в своих поступках и действиях руководствуется
ценностями, которые не принадлежат материальному миру.
Вот как А. И.
Осипов излагает аргумент, предложенный Кантом и дополненный профессором МДА
В.Д. Кудрявцевым:
«Кант назвал
свое рассуждение постулатом практического разума. Это верно отражает характер
данного аргумента. Сущность его заключается в следующем. Конечная цель, к
которой должно стремиться разумно-нравственное существо, есть высшее благо,
или, по В.Кудрявцеву, абсолютное совершенство. Его основные свойства: познание
Истины (дополнение В.Кудрявцева), осуществление полной добродетельности
(святость) и достижение счастья. Эти три элемента охватывают все стремления
человека как существа разумного, нравственного и чувствующего. Однако видно,
что достижение абсолютного совершенства для человека на земле невозможно. Отсюда
возникает вопрос: является ли стремление к нему всеобщим обманом нашей природы
или оно имеет реально существующий идеал?
Если представить
первое, то "вся деятельность человека была бы жалким, трагикомическим
преследованием теней, стремлением к тому, чего на самом деле и нет" [Кудрявцев
В. Указ. соч. С. 194-195.].
Если полнота
знания, добродетели и счастья есть лишь иллюзия нашего сознания, а не реально
существующий Идеал, то не только стремление к ним обессмысливается, но и сама
жизнь человека теряет всякий смысл. Поэтому, чтобы избежать столь
неестественной алогичности понимания нашей природы, с необходимостью требуется
признать бытие высочайшего блага как Абсолютного Существа, в Котором человек
достигает конечной цели всех своих устремлений. То есть требуется признать
бытие Бога.
С другой
стороны, из усмотрения факта несоответствия в земной жизни между степенью
добродетельности человека и его счастьем столь же необходимо постулировать
бытие Бога как Существа всемогущего, всеведущего и справедливого, Которое хочет
и может установить такое соответствие для всех людей в будущем. "Природа,
- писал Кант, - не может установить согласия между добродетелью и счастьем. Это
побуждает нас признать бытие причины, отличной от природы и не зависящей от
нее. Эта причина должна обладать не только силою и могуществом, но и разумом -
быть такою силою, которая и по мощи, и по воле, и по уму выше природы. А такое
Существо есть только Бог. Он и хочет, и может утвердить союз между добродетелью
и счастьем».
- - - - -
Поетичний куток
Взывай, есть
отвечающий
Взывай, ведь есть
Отвечающий,
И верь, Он поможет тебе.
Молись! Есть молитвам Внимающий,
Он чуток к сердечной мольбе.
Грех в душу
проник? Есть Всепрощающий,
Склонись у изъязвленных ног…
И Он, преступленья Снимающий,
Простит, как прощать может Бог.
Не понят ты? Есть
Понимающий,
Поймёт Он и слово и мысль.
Пал духом? Так есть Поднимающий,
И дух Направляющий ввысь.
Колеблешься? Есть
Утверждающий,
Он наша опора и щит.
Теснят тебя? Есть Защищающий,
Он дивно тебя защитит.
Устал ты? Так есть
Укрепляющий!
И если с трудом ты идёшь –
Есть наши шаги Расширяющий,
В Нём, путник, ты силу найдёшь.
Взволнован? Есть
бури Смиряющий,
Тем паче – взволнованный дух.
Он есть, как и был Ободряющий,
Черпай же в нём бодрость, мой друг!
Ты болен? Есть
боль Унимающий,
И если ты даже умрёшь,
Наш Бог – это Бог Воскрешающий,
Будь верен, и с Ним не умрёшь .
Тебе тяжело?
Помогающий
Поможет тебе в трудный час.
Что делать тебе – Вразумляющий
Советы чудесные даст.
Ты плачешь? Есть
дух Утешающий,
Любви Его нету границ.
И разве Господь Сострадающий
Пройдёт мимо влажных ресниц?
Взывай. Если есть
Отвечающий,
И верь, - Он ответит тебе.
Молись! Есть молитвам Внимающий,
Он чуток к сердечной мольбе.
- - - - -
Церква
Христова м. Чернівці