Психологический портрет гордеца (1)
Гордость
есть худшее из зол в человеческом
характере: "Ибо
люди будут самолюбивы, сребролюбивы,
горды, надменны, злоречивы, родителям
непокорны, неблагодарны, нечестивы,
недружелюбны, непримирительны, клеветники,
невоздержны, жестоки, не любящие добра,
предатели, наглы, напыщенны, более
сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие
вид благочестия, силы же его отрекшиеся"
(2 Тим. 3:2-5). Гордецов много в миру, но, к
сожалению, они есть и среди христиан. В
большей или меньшей степени каждый
человек поражен этим духовным недугом
(«Есть три разряда людей: высокомерные,
гордые и прочие. Прочих я еще никогда
не встречал». Огюст Детёф). Если человек
сам себя не смиряет, то гордость
окончательно разрушает его личность,
ведет его к погибели и к духовной смерти.
Гордецы своим поведением наносят
серьезный ущерб христианской общине.
Столкновение двух или более гордых
характеров может привести к разрушению
общины. Поэтому каждый христианин должен
уметь видеть в своей душе проявление
этого недуга и лечить себя от него. Какие
же признаки гордости и гордеца?
Гордый гордится всем, что умеет
и всем, что имеет – образованием (если
есть), стажем работы, опытом, возрастом
(тем, что молод или тем, что в возрасте),
городом, где родился; родителями, супругой
(супругом), детьми, квартирой, ремонтом,
машиной, вещами, отдыхом за рубежом. Он
гордится и материальными вещами, и
природными дарованиями, и тем, чего
добился. Это подобно тому, о чем можно
прочитать в 4 Царств 20:13.
Поведение гордеца
проявляется в его отношениях с ближними.
Гордец ждет от ближних к себе такого
отношения:
Его должны
посещать.
Его должны слушать.
У него должны спрашивать советов.
От гордого должны принимать
советы и следовать им.
Его должны
просить о помощи.
Его должны
благодарить за все, за любую мелочь.
Ему должны говорить комплименты.
Им должны восхищаться.
За ним должны следовать, на него
должны равняться.
Перед ним должны
извиняться по каждому пустяку, даже
если в этом нет нужды.
У кого такое отношение к гордецу,
тот для него хороший. А у кого не такое,
к тому у гордого пропадает интерес. К
таким даже может быть неприязнь. Если
того, что перечислено в списке, гордый
не находит в своей жизни, то у него
рождаются негативные эмоции: уныние,
раздражение, недовольство, гнев, обида.
Гордый постоянно должен быть в
центре внимания. Он постоянно должен
быть под лучами софитов. Для гордого
очень важно всем нравиться. У гордого
есть постоянная потребность в том, чтобы
его хвалили. Он постоянно стремится к
получению удовольствия по плоти. Внимание
ближних, похвала от ближних для гордого
– наркотик, и он в нем нуждается постоянно.
Вокруг гордого постоянно должна быть
стайка подхалимов. Без этого ему неуютно.
Без внимания и восхищения он вянет, как
комнатное растение без воды. Существует
симбиоз – гордец и подхалим. Они –
нераздельны. Как нет раба без рабовладельца
и рабовладельца без раба, так нет гордеца
без подхалима и подхалима без гордеца.
Одни и те же люди и одни и те же похвалы
гордецу приедаются. Ему нужны новые и
острые ощущения, новые слова от новых
людей. Постоянные подхалимы для гордеца
уже наполовину отработанный материал.
Такой человек – это жмых, порода, мякина.
Хотя гордец таких не отталкивает. Они
ему нужны в качестве балласта.
Если некто является для гордого
источником приятного, и в какой-то момент
сделает или скажет нечто неприятное,
то такой человек становится плохим
безусловно. Все его “добро” забывается
и не учитывается. Гордый пренебрегает
также родственниками и друзьями такого
человека. Он их не замечает, не здоровается
и т.п.
Гордецу не интересны люди
самодостаточные, умные и с развитым
чувством достоинства. Они ни в чем не
нуждаются, они никогда не будут
подхалимами.
Гордец преувеличивает свои
достоинства и преуменьшает свои слабости.
Такое поведение у него и перед собой, и
перед людьми. При этом он о себе старается
говорить часто и долго. В саморекламе
он настойчив и инициативен. Крайняя
форма самовыдвижения – нарциссизм.
Гордец часто осуждает других.
Декларируемая им оценка другого: “Он
неправильный, он не достаточно набожный”.
Реальная же оценка его осуждения – он
не такой, как нужен ему. Гордому нужны
марионетки и подхалимы. Для гордеца не
существенно, любит ли его ближний. Важно,
чтобы ближний поступал так, как надо
гордецу. А любовь ближнего его не
интересует. Он сам никого не любит и не
ожидает любви от людей.
Гордый недоволен, когда в нем
сомневаются. Он всегда прав (!). Внутренняя
позиция гордого такая: “Я – мать Тереза.
Мои инициативы, мое служение достойно
только восхищения. Даже молчание обо
мне – это неуважение ко мне”. Или такая:
“Я – Иоанн Креститель. Мой аскетизм:
посты, молитвы, смирение – выше, чем у
Христа”. Он вполне может даже верить
этому.
Гордый относится к ближним так:
Не слушает ничьих советов. Он не
любит и не умеет слушать советы. Если
же поступает по чьему-то совету, то не
благодарит за это. Для него ситуация, в
которой надо кого-то поблагодарить,
унизительная, и поэтому он крайне редко
кого-либо благодарит.
Если гордый намерен что-либо
предпринять, сделать, и кто-то вдруг
посоветует ему то же самое, то он не
будет этого делать, либо сделает позже.
Если кто-либо будет ему настоятельно
рекомендовать или навязывать какую-то
идею, то он из противности её не примет.
Он никогда никого ни о чем не
просит. Скорее заплатит, чтобы сделали
что-то для него, но при этом будет строгим
и требовательным.
Он огорчается, если отвергают
его советы или слушают его советы и
поступают по-другому (сравни 2 Цар.
17:23).
Он огорчается, если за оказанную
им помощь не благодарят. Благодарить
гордого надо активно, публично и несколько
раз.
Он огорчается, если за его
предложения не голосуют.
Он никого всерьез и искренне не
хвалит. Если и хвалит, то либо сквозь
зубы, либо с умыслом: “Когда хвалят
автора, перевирают фамилию, когда ругают
– никогда”.
Он избегает общения с теми, кто
говорит ему неприятное (например,
обличает).
Он не любит тех, кто ему противится,
кто с ним спорит и доказывает свою
правоту.
Он не сострадательный. Не видит
чужой боли, не осознает её, не хочет о
ней думать. Чужие проблемы в глазах
гордого – всегда мелкие и никчемные.
Он не доволен, если не удалось
человеку навязать свою волю, не удалось
использовать человека.
Он любит, чтобы
люди зависели от него. Стремится к этому.
Готов для этого оказать человеку услугу,
потратить деньги, усилия, внимание и
т.п.
Гордому категорически нельзя
делать никаких замечаний, упреков,
обличений. В ответ на замечания, упреки,
обличения или подозрения сильно
огорчается, раздражается или даже
гневается. В ответ, как правило, пререкается
и ссорится. Гордец готов пререкаться
даже со Христом. Люди должны иметь только
такое мнение, как у него. Любые другие
мнения – неправильные. Гордость – это
нетерпимость. Носителя иного мнения
необходимо уничтожить.
Гордец редко кому помогает. Если
и помогает, то не выкладывается. Если
помогает, то кое-как, хотя “звонит” об
этом много и громко. В принципе он может
сделать кому-то услугу и при этом
потрудится, но только в том случае, если
видит от этого выгоду в будущем. Случается,
что окружающие часто полагаются на
гордеца и во многих ситуациях напрямую
зависят от него. В таких случаях у гордеца
рождается чувство, что ему все должны.
Очень скрытное и опасное проявление
гордости в христианской общине –
служение для похвалы и самовозвеличения,
или для того, чтобы обязывать людей. В
таких делах гордец может проявить
достаточно много усилий. Такое служение
не просто распознать, не просто обличить
гордеца.
В христианской общине, в любом
коллективе, гордец продвигает свои
инициативы, как правило, не советуясь
– “Некогда и незачем”. В процессе
продвижения своих “проектов” навязывает
свое мнение, спорит, нагнетает обстановку.
Валерий Колесник