Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Психологический портрет гордеца (2) 22.05.2009
[ Разное ]

Психологический портрет гордеца (2)

Предыдущая часть

Гордец не стремится захватывать власть. Он просто “правит” независимо от того, есть ли у него в руках фактическая власть. Он по духу “правитель”, “властелин”. И только элементарная рассудительность может подвигнуть его к тому, чтобы свое “неотъемлемое право” руководителя закрепить организационно. Запросто манипулирует людьми, если они это позволяют. Как правило, законничество в общинах порождают гордецы. Это делается для того, чтобы напрягать людей, чтобы порождать у ближних чувство вины. Девизы гордого: “Пусть весь мир прогнется под меня. После меня – хоть потоп. Умри ты сегодня, а я завтра”. Хотя публично он этого не объявляет.

Дискуссии и споры ведет для того, чтобы возвысить себя самого в своих глазах. Дискуссию честно и детально не ведет: “Не с кем и незачем”. Если дерзости и ума хватает, то спорит до посинения. Он неуступчив, неуважителен к собеседнику и легко отступает от истины. Может запросто врать. Где правит гордость, там истина не нужна. Противника или соперника надо заставить молчать. Гордец это будет делать любой ценой – повышать голос, передергивать утверждения из Библии, жаловаться начальству (если такая возможность есть). Противника надо наклонить, поломать, изгнать из общины, уничтожить (3 Цар. 21:13). Если ума или смелости не хватает, чтобы победить в споре, то обиженно отходит в сторону. Гордый никогда не признает себя проигравшим в споре или в конфликте. Будет вспоминать и навязывать разговор о предмете спора, и будет доказывать свою правоту любому встречному. Гордый не умеет проигрывать.

Гордость – мотив мысленных споров с теми, к кому у него неприятие. В этих спорах он пытается себя возвысить или унизить объект спора и этим греет свои амбиции. В отношении соперника у гордеца всегда негатив – это обида, недовольство, раздражение, страх, внутренняя насмешка, гнев, отвращение. Для самого же мнимого соперника причина, мотив неприятия его гордецом будет загадкой.

Гордец, как правило, является причиной конфликтов. Но никогда он не будет инициатором примирения. Гордый легко и непринужденно обижает ближнего, и после очень долго не извиняется. Как правило, вообще не извиняется. Для гордого извинение перед другим – это насилие над его личностью, равное оскорблению. Если обстоятельства вынуждают гордого извиняться или каяться перед людьми, то он максимально снизит драматизм своего покаяния. Он не назовет точно свое согрешение; объявит о том, что слушатели тоже не ангелы; превратит свое покаяние в назидание или даже в обличение слушателей и т.п.

По отношению к объекту зависти гордец никогда не успокоится. С ним невозможно говорить с целью примирения, его невозможно увещевать. («Если его пистолет дал осечку, он собьет вас с ног рукояткой», Оливер Голдсмит.) После любых неприятностей, как только его попускает, он возрождается и поднимает голову, как возрождается из пепла птица феникс. Гордецу нужно быть наверху несмотря ни на что: "Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена" (Авв. 2:4,5).

Если гордому кажется, что поменяв свое мнение, он нанесет ущерб своему авторитету, то он не меняет свои убеждения или свои мнения. В споре будет стоять насмерть. Пусть реально его мнение даже трижды ошибочное. Особенно публично не меняет, даже если в сознании уже изменились представления. Тем не менее, если ему кажется, что надо рассуждать и говорить по-другому, потому что сейчас это важно для его авторитета, то он откажется от своих слов.

Гордый не воспринимает ближнего умелым, знающим или умным и не особенно прислушивается к ближнему. У гордеца позиция: “Как можно прислушиваться к тому, кто не достоин меня”. Гордый все знает лучше других. Гордый все понимает лучше других. Если это действительно так, то он – солнце, а собеседник – пыль на тротуаре. Он искренне верит в то, что он умнее и образованнее других. И также искренне не может допустить, что кто-то может его превосходить в чем-либо. Если же некто знает больше или понимает лучше гордого, то это для него драма: “В этом человеке есть нечто ненормальное. Он какой-то странный, чудак, не наш, он, может быть, даже с психическими отклонениями. И, вообще, кто он такой?”

Конкурентов или соперников, какие бы важные идеи те не говорили, гордый слушает в пол-уха. Их материалы читает по диагонали. Если гордый чего-то не понимает, то по его убеждению, этого не понимает никто. Такая позиция сохраняется, несмотря на то, каким убогим он является реально, в каком бы провинциальном болоте, в каком бы захолустье гордец не жил.

Гордость любит учить других, а сама учиться не любит. Гордость всегда превращает диалог в монолог. Гордец вещает. Осознает гордец или нет, но мотив его учебы – это превозношение. Он не учится ради высоких идеалов или ради эффективного служения ближнему. Когда он чувствует свое превосходство над окружением, то в учебе он застывает. Также перестает усердствовать в учебе и самосовершенствовании, если для этого требуется много усилий.

Дружба двух гордых возможна, но она очень хрупкая. Ситуация для каждого складывается такая: вместо того, чтобы собирать хвалу и комплименты, их надо отдавать кому-то. Искренние и справедливые люди рядом с гордецом не задерживаются. Доходит до того, что гордец их просто выдавливает из своего круга. Гордый в дружбе должен быть лидером. Иной вариант дружеских отношений ему не нравится. Хотя может быть и дружба с равным или даже с превосходящим его человеком, но это только в плане исключения. Дружба обычно продолжается до первого “что-то не понравилось” – до первого замечания, или до первого “непослушания”. Далее он уже не дружит. Он даже избегает того, кто ему не нравится. Дружба двух гордецов по ситуации, только если выгодно. Обычно гордец – одиночка и эгоист.

У гордеца негативное отношение к тому, кто, по его мнению, в чем-то его превосходит. Гордый завидует, если рядом некто другой, по его мнению, выглядит лучше. Он мысленно с ним спорит, преуменьшает его достоинства. Но так как, как правило, самоконтроль его не развит, его мысли иногда прорываются наружу и их можно услышать. С объектом своего мысленного препирательства гордец легко срывается на спор, легко такого человека обижает, отпускает шпильки и шуточки. Гордец, движимый завистью или раздражением, легко может предать ближнего. Можно не сомневаться, Иуда был гордец.

Гордые предъявляют высокие требования к ближним. Окружающие должны относиться к нему как ангелы – кротко, нежно, любя. Хотя он остается таким как есть, не предъявляя самому себе никаких требований. При этом если ближние и ведут себя как ангелы, он считает их людьми обычными, заурядными и убогими. Ангелом же считает себя.

Гордец не умеет встречать неприятности. В случае неудачи будет настойчиво объяснять причину неудачи. Гордый долго и настойчиво оправдывает свою неудачу или свой грех, оправдывает себя. Будет радоваться, если рядом с ним кто-то тоже согрешил или у кого-то неудача. Гордый страдает всегда «незаслуженно», всегда по вине других людей. В момент, когда гордому наносят урон, ущерб, обиду – Бог всегда спит. Обижается гордый долго и гневается сильно.

Гордец остается гордецом независимо от того, в каких обстоятельствах он существует. Если он стеснен, беден, болен или обделен талантами, то это обиженный гордец. Если он не стеснен, а наоборот, обладает чем-то, то это вознесшийся гордец. Гордец со властью – тиран и самодур. Есть гордецы-мятежники, гордецы-предатели.

Гордый никогда никому не открывает свои существенные проблемы. Хотя по пустякам может ныть и жаловаться. В духовном плане у него всегда все хорошо. Гордый никогда не исповедуется перед другими. Гордый “никогда не согрешает”, и потому нет необходимости исповедоваться. Хотя у него могут быть жалобы на недомогание или дискомфорт в быту. Человек, исповедуясь перед другими, смиряет себя. Гордый не умеет себя смирять. Гордость смиряется в отношениях с другими людьми. Но рядом с гордым нет достойных людей (!), людей, в отношениях с кем можно было бы смиряться. Как быть ему несчастному?

Перед гордецом, как и перед всяким человеческим существом, постоянно встает выбор между добром и злом, между грехом и правдой, и он запросто согрешает. Только старается не показывать перед другими. Но в какой-то момент его грех, фальшь и лицемерие становятся видимыми всем.

Гордый не видит ни в себе, ни в других духовную личность. В других он видит только плоть. Уверенность гордого только во внешнем отношении людей к нему. Он не имеет уверенности в себе или в Боге. Его уверенность в видимом, а не в невидимом. Душа гордого – это комплексы неполноценности, сомнения, страхи, обеспокоенность, обиды, раздражение, гнев. Обычно же гордец труслив. Гордец по своему эмоциональному и волевому уровню – это подросток в переходном возрасте. В своем развитии он застрял где-то там, между тринадцатью и пятнадцатью годами.

Гордость – мотив многих человеческих страстей и слабостей. Гордость – причина сплетен; причина карточных, компьютерных и прочих игровых зависимостей; причина любых соревнований; мотив любопытства.

Гордость постоянно стремится узнать о себе нечто приятное: “Ты умный, ты умелый, ты сильный и т.п.” Гордость постоянно стремится узнать о других нечто негативное: “Тот хуже, тот слабее, тот оплошал, того пристыдили и т.п.”

Гордость не позволяет признать истинный источник своих возможностей – Бога. И поэтому искренне не служит ни ближнему, ни Богу. Гордость не особенно уповает на Бога и старается всего добиться своими собственными силами. Когда же результат не достигается, то к гордецу приходит уныние, озлобленность и зависть. Гордец не задумывается о том, что Бог есть наша истинная сила. Гордость препятствует духовному росту. Гордец не растет духовно. Гордость мешает человеку признать себя грешником и обратиться к Богу с покаянием. Гордый не признает того, что он гордый. Если даже осознает свою слабость, если даже предпринимает попытки к исправлению, то изменения все равно происходят медленно, в течение столетий. Только Господь может изменять гордеца эффективно. Таким образом, гордость является стеной между нами и Богом. Бог гордецу противится, и поэтому мир Христов на нем не пребывает. Он существенно ограничен в благодати Божьей. Гордец обеспокоен. Из-за этого он заряжен на поиск удовольствий плоти. Для него это есть утешение. Это есть суррогатная замена покоя и утешения, которые дает Бог. В противовес гордецу, духовная смиренная личность – спокойная, мирная, благодушная.

Предыдущая часть

Валерий Колесник


  << Вернуться

2995661 (+42)
59
0
51, 8
(С) 2008-2025, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua