Что такое грех и как он вошел в мир
В прошлой нашей статье мы
начали рассматривать, что такое грех и
как человек может согрешать. Иногда
очень полезно рассматривать и значение
слов, которые встречаются в тексте
оригинала, для того, чтобы лучше понимать
какую-то тему. Мы знаем, что Ветхий Завет
был написан на древнееврейском и
халдейском, а Новый Завет на разговорном
греческом того времени, когда жил Иисус.
Поэтому давайте рассмотрим слова,
встречающиеся в оригинале, и которые
имеют отношение к теме греха.
В Ветхом Завете самыми часто
встречающимися словами, связанными с
темой греха, являются такие слова: (1)
преступление, (2) беззаконие, (3)
грех (Исх. 34:7; Пс. 31:1,2; 50:2-5; Ис. 59:1,2).
"Псалом Давида, когда приходил к
нему пророк Нафан, после того, как Давид
вошёл к Вирсавии. Помилуй меня, Боже, по
великой милости Твоей, и по множеству
щедрот Твоих изгладь беззакония(1)
мои. Многократно омой меня от беззакония(2)
моего, и от греха моего очисти меня,
ибо беззакония(1) мои я сознаю, и грех
мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому
согрешил(3) я, и лукавое пред очами
Твоими сделал, так что Ты праведен в
приговоре Твоём и чист в суде Твоём"
(Пс. 50:1-6). В этом отрывке встречаются
такие три еврейские слова: (1) "пеша",
(2) "эвон", (3) "хата"
(1) Грех - это преступление.
Еврейское "пеша" означает
"преступление, противление", именно
таким образом человек выступает против
воли и закона Бога. Грешник - это тот,
кто противится Господу, "потрясая
сжатыми кулаками пред лицом Иеговы"
(50:6). Это слово подчёркивает презрение
к законодателю, а слово "эвон"
подчёркивает презрение к самому закону.
(2) Грех - это беззаконие. Еврейское
"эвон" означает "извращение,
перекручивание". В действительности
это является развращённым поведением,
когда из прямого пути Божьего делают
кривую. Слово Господа проводит прямую
линию, и наша обязанность - идти параллельно
ей, не уклоняться ни налево, ни направо
(Втор. 5:32,33; Иис. Н. 1:7). Один брат сказал:
"Самое короткое расстояние от Земли
до небес - это прямая линия".
(3) Грех - это "грех". Еврейское
"хата" означает "согрешить,
ошибиться, не попасть в цель", поэтому
грех - это не исполнить задачу, не достичь
цели, которую ставит пред нами Бог. Нашей
целью должна быть жизнь, подобная жизни
Иисуса. Если мы не живём по Божьему
стандарту, то согрешаем. Можно сказать,
что грешник - это неудачник, тот, кто не
добился главной цели в своей жизни, а
эта цель выражается в нескольких словах:
"бойся Бога и заповеди Его соблюдай,
потому что в этом всё для человека"
(Еккл. 12:13). Об этом говорил и другой
пророк: "О, человек! сказано тебе - что
добро, и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела
милосердия и смиренномудренно ходить
пред Богом твоим" (Мих. 6:8).
Рассматривая некоторые слова,
употребляемые в Новом Завете, которые
относятся ко греху, мы замечаем следующее:
(1) Грех - это непопадание в цель. Эта
идея выражается греческим словом
"amartia" (хамартиа).
Это слово встречается и в других отрывках
(Рим. 3:23; 1 Кор. 8:12; 15:34; Ефес. 4:26; 1 Иоан.
1:10; 2:1).
(2) Грех - это преступление или пересечение
границы (закона). Греческое слово
""
(парабасис) выражает эту мысль. Это слово
встречается в таких отрывках как: Рим.
4:15; Гал. 3:19; 1 Тим. 2:14; Евр. 2:2; 9:15. На нас
лежит ответственность стоять именно
на той стороне границы, на которой нас
хочет видеть Бог - на границе между
истиной и ошибкой, между правильным и
неправильным, Церковью и конфессиями,
чистотой и аморальностью, духовным и
мирским.
(3) Грех - это падение, когда человек
должен был бы стоять. Это греческое
слово ""
(параптома). Это слово есть и в таких
местах: Рим. 4:25; 5:15,16,17,18,20.
(4) Грех - это беззаконие (греческое
"" - аномиа).
Это слово встречается в таких отрывках
- Мат. 7:23; 13:41; 24:12; Титу 2:14.
(5) Грех - это перекручивание правильного
так, чтобы сделать искривлённым (греческое
"" - адикиа).
В следующих отрывках мы видим это слово:
Деян. 8:23; 1 Кор. 13:6; 2 Тим. 2:19.
Рассмотрев значения слов, связанных с
грехом, мы должны ясно понять, что грех
- это совсем не пустяковое дело, но
противление Богу, нарушение закона
Иеговы, извращение истины, невыполнение
своего предназначения.
Давайте теперь найдём ответ на вопрос:
"Как же грех появился в мире?" Читая
о сотворении мира, мы можем отметить,
что в начале всё было прекрасно: "И
увидел Бог всё, что Он создал, и вот,
хорошо весьма" (Быт. 1:31). И так было
до тех пор, пока грех не вошёл в мир (Рим.
5:12). Не самое последнее место в этом
занимал сатана. Рассмотрите действия
и тактику сатаны (Быт. 3:1-5,13; 2 Кор. 11:3).
Во-первых, заметьте, какое
время выбрал змей. Похоже, что это
было время, когда Ева была одна, без
поддержки мужа. Конечно же сатане гораздо
легче влиять на людей, когда они одиноки.
Поэтому мы, как христиане, всегда должны
стремиться быть вместе с другими братьями
и сёстрами, и особенно с теми, которые
являются верными во Христе. Давайте не
будем упускать возможности проводить
больше времени с другими христианами,
воодушевляя и поддерживая друг друга
(Пс. 132:1; Евр. 3:13; 10:24,25). Но даже если вы
одни, то это не повод для того, чтобы
согрешать. Примером тому является наш
Господь. Он отразил нападки диавола,
будучи искушаемым в пустыне (Мат. 4:1-11).
Во-вторых, отметьте вкрадчивый
с намёком вопрос: "подлинно ли
сказал Бог...?" Сатана не отрицал
существования Бога, но свой вопрос он
задал так, чтобы посеять сомнение в душе
Евы относительно того, что имел в виду
Господь, говоря о правах и обязанностях
первых людей. Да, сатана стремится
посеять недоверие к слову Иеговы. Как
тогда, так и сейчас диавол желает
поставить знак вопроса после слова
Божьего. Он понимает, что истина стоит
у него на пути, и что вера в Писания
является мощным барьером для греха
(Лук. 8:12; Иоан. 8:32; 1 Пет. 5:9).
В-третьих, кажется, что в
словах сатаны есть подразумевание, что
Бог несправедливо относится к людям.
Сатана как будто говорит Еве: "Явно
Бог не дал такого несправедливого
ограничения". Сегодня диавол пытается
убедить христиан, да и нехристиан в
первую очередь, что служение Богу - это
непосильное бремя, лишения и постоянные
ограничения. Мы же должны помнить, что
заповеди Господни не тяжки, и что нашим
ответом на любовь Бога к нам является
соблюдение Его заповедей (1 Иоан. 5:3;
4:19).
Далее, сатана прямо и откровенно
лжёт. "Нет, не умрёте" (Быт. 3:4).
Иисус, разговаривая с иудеями, заявил:
"Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять
похоти отца вашего; он был человекоубийца
от начала и не устоял в истине, ибо нет
в нём истины; когда говорит он ложь,
говорит своё, ибо он лжец и отец лжи"
(Иоан. 8:44). Заметьте, что эта ложь отличается
от истины одним маленьким словом - "не"
(Быт. 2:7; 3:4). Также и служители сатаны
прибавляют одно слово "не" к ясным
заявлениям Господа. Писание утверждает,
что крещение спасает (1 Пет. 3:21), а
лжеучителя говорят, что "не спасает".
Поэтому всем нам крайне необходимо
твёрдо знать волю Бога и постоянно
возрастать во Христе, сохраняя своё
звание и избрание (2 Пет. 1:10; 3:18).
Сатана всегда использовал три способа
искушать человека: похоть плоти, похоть
очей и гордость житейскую (1 Иоан.
2:15-17). И в случае с Евой была (а) похоть
плоти - она увидела, что дерево хорошо
для пищи, (б) похоть очей - приятно для
глаз, (в) гордость житейская - это дерево
было вожделенно, ибо давало знание (Быт.
3:6). Можно также увидеть и три шага,
приведшие к грехопадению человека:
человек услышал ложь, поверил лжи и
повиновался ей. Ева разговаривала с
сатаной, хотя ей следовало бы сказать
ему: "отойди от меня, сатана". Наша
безопасность покоится на полном
повиновении воле Господа.
Почему же человек согрешил?
Не потому, что не знал воли Творца, а
потому что хотел свободы, независимости
от Бога. Гордость человеческого сердца
привела человека ко греху. Часто задаётся
вопрос: "Неужели Бог не мог сотворить
человека, неспособного грешить?"
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
признать, что человек имеет моральную
свободу выбора, то есть выбирать
добровольно между злом и добром. Если
бы человек не мог согрешать (сделать
неправильный выбор), то он утратил бы
свободу выбора и стал бы просто роботом,
а не был бы человеком. Человек не может
не грешить и иметь моральную свободу
выбирать одновременно, так как это
взаимоисключающие вещи. Также спрашивают,
почему Бог не предотвратил грех, остановив
Еву? Ответ тот же, чтобы не лишить человека
права выбирать. Если Иегова вмешался
бы тогда, то Он должен был бы вмешиваться
и в других подобных случаях, отстраняя
естественный порядок вещей, установленный
Самим Богом. Но что бы произошло со
свободой человека? Ответ очевиден - ни
о какой моральной свободе человека не
могло бы быть и речи.
Итак, что мы видим? Было время, когда на
Земле не было греха. Человек, будучи
творением с моральной свободой выбора,
поддавшись на искушения сатаны, согрешил,
и таким образом грех вошёл в мир, и из-за
последствий греха все люди стали умирать
физически. Но слава Богу за Его любовь
к Своему творению, проявившуюся в жертве
Иисуса Христа за каждого человека (Рим.
5:8; Евр. 2:9). Бог даёт каждому человеку
возможность примириться с Ним, а теперь
выбор за вами, быть ли с Господом в
вечности.
Александр Зотов