Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Кто есть Бог? 10.06.2009
[ Бог, Божество ]

Кто есть Бог?

Очень часто люди задают себе вопрос: "есть ли Бог?", особенно, если что-то необычное происходит в их жизни. Некоторые просто гонят от себя идею, что Бог существует – так проще жить, когда не надо подчиняться кому-то, снимая с себя дополнительную ответственность перед Создателем. Но как бы себе люди не думали, существует достаточно доказательств тому, что Бог есть. Знать о Его существовании можно, рассматривая окружающие нас творения (Рим. 1:19,20). Рассматривая природу вокруг нас, мы можем видеть, что Творец могущественен, разумен, должен иметь моральные качества, так как каждый человек является моральным существом. Но какие ещё качества есть у Него, в чем заключается Его воля, каков Он, – это Бог открывает нам, людям, в Своем слове – Библии.

"Кто такой Бог", то есть триединство Бога, является одним из самых загадочных и трудных вопросов в Библии. Почему? Потому что нет краткого и точного определения Бога на страницах Писаний. Нет каких-то аналогий, чтобы просто объяснить это. И так как это бесконечное духовное понятие, то человек не в состоянии своим материальным мышлением полностью осознать Божество. Все, что мы знаем о Боге, Бог дал нам в Библии. В Писаниях есть две ясные идеи: 1) существует рациональный праведный Дух с неограниченными качествами; 2) этот Дух самосуществует в трех лицах, но является одной сущностью, где Личности находятся в абсолютном и совершенном единстве.

Это трудно осознать, поэтому и вызывает множество вопросов. Вот один из них: "Понятие "Троица" в Библии не встречается, откуда оно возникло и когда?" Надо согласиться с тем, что слово Троица действительно не встречается в Писаниях, но это понятие библейское. Само слово встречается у Феофила Антиохийского, Тертуллиана (160-200 гг.), Григория Чудотворца, Оригена (185-254 гг.), Афанасия Александрийского и др., а также в древних символах веры. Давайте попробуем разобраться в таком вопросе: "Кто такой Бог?", т.е. Божество. Слово Божество встречается в Библии три раза: Деяния 17:29: "Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого". Римлянам 1:20: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны". Колоссянам 2:9: "ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно". Что же делает Божество Божеством? Божественные качества (характеристики, природа Бога). Вот некоторые из них: 1) предвечность – "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его", Ис. 57:15; 2) неизменность"Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь", Мал. 3:6; 3) истинный"Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному", 1 Фес. 1:9; 4) верный"Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен", Втор. 32:4; 5) любовь"Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками", Рим. 5:8; 6) милостивый"И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный", Исх. 34:6; 7) благий"Благ и благодетелен Ты, [Господи]; научи меня уставам Твоим", Пс. 118:68; 8) святой"Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят", 1-е Пет. 1:16; 9) праведен"во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса", Рим. 3:26; 10) всемогущий"Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен", Быт. 17:1; 11) вездесущий"Разве Я - Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали. Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь...", Иер. 23:23; 12) всезнающ"Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим", Пс. 146:5.

Божество проявило Себя в трех личностях, это видно из Писаний:

1. Бог Отец. "Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него ..." (1 Кор. 8:6). "Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых" (Гал. 1:1). Сам Иисус молился Ему: "Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам" (Мат. 11:25). "Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы" (Иоан. 17:11). Иисус говорит о поклонении Богу: "Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Иоан. 4:23,24). Иисус, говоря об истинной пище, к которой надо стремиться, отмечает: "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог" (Иоан. 6:27). На последнем суде всякий язык исповедает, "что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2:11).

2. Бог Сын. О Христе читаем: "и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь" (Рим. 9:5). "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9). По воскресении Иисуса Фома назвал Его Богом: "Господь мой и Бог мой!" (Иоан. 20:28). Иисус этому не противился, хотя говорил: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мат. 4:10). Слова и дела Иисуса заставляли иудеев признать Его Богом, хотя этого они не сделали: "И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Иоан. 5:18). Павел называет Иисуса Богом: "ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Титу 2:13). Иоанн пишет: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоан. 1:1). Это ясное место указывает на божественную природу Христа, а значит Иисус, называемый Сыном, является истинным Богом.

3. Бог Святой Дух. Когда Анания солгал Святому Духу, то Петр сказал: "Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5:3,4). Эта Личность называется также "Духом Божиим" (1 Кор. 2:11, 12:3). Эта Личность является частью единого имени, в которое человек крестится: "во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мат. 28:19). Отметьте: имя в единственном числе, состоящее из трех отличительных Личностей. Здесь подчеркивается "множественность единства". Как и в приветствии Павла: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь" (2 Кор. 13:13).

Беспристрастное чтение Писаний заставляет признать, что существуют три Личности, являющиеся Божеством, так как все обладают Божественными качествами.

Три, но всё же один Бог. Некоторые полагают, что вера в Троицу, – это равносильно вере в трех богов (одна из форм пантеизма). Но Писания учат, что существует только одно вечное самосуществующее высшее Существо со всеми божественными качествами.

Народу израильскому было сказано: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" [указывается на единство] (Втор. 6:4). "Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь [Бог твой] есть Бог [указывается на количество], [и] нет еще кроме Его ... Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]" (Втор. 4:35,39). Исаия восклицает: "Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, вечный" (44:6).

Может это все-таки глупость верить в Троицу? Грамматика Ветхого и Нового заветов рассеивает подобные сомнения. Например, еврейское слово "Элохим" используется для русского "Бог". Когда сказано: "Господь, Бог наш, Господь един есть", то глагол стоит в единственном числе, а Элохим во множественном числе. И это притом, что иудеи были очень придирчивы к грамматике и правописанию. 2 Фессалоникийцам 2:16,17: "Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом" (подлежащее во множественном числе согласуется со сказуемым в единственном числе, то же 1 Фес. 3:11). Возможно, таким образом, Святой Дух учит нас о природе Бога.

Употребление местоимений во множественном числе по отношению к Богу. Бытие 1:26: сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему ..." Бытие 3:22: сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно". Исаия 6:8: "И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня".

Отец, Сын и Дух являются Личностями. О Боге можно думать как о том, кто является личностью, или как о нечто неодушевленном (абсолютная истина, неограниченная сила, бесконечное знание). Кто же является личностью? Это тот, кто обладает: 1) разумом; 2) волей и целью; 3) совестью (сила без морали даже несравнима с думающей машиной); 4) отличительными чертами (индивидуальностью) и 5) является живым. Поэтому мы поклоняемся не какой-то безликой силе, но живому разумному моральному Богу. Да, мы можем видеть подчиненность Личностей в Божестве (Отец посылает Сына, а Сын Духа – Гал. 4:4; Иоан. 15:26; 1 Кор. 11:3), но при этом видно совершенное равенство по природе (Фил. 2:5-10).

В жизни некоторые вещи приходится воспринимать на веру, не особенно понимая всех моментов. Попробуйте дать определение некоторым понятиям. Что такое жизнь? Электричество? Свет? Любовь? Способность мыслить? Это не всегда просто объяснить, но это не мешает нам пользоваться этими понятиями и извлекать пользу для себя в повседневной жизни. Иногда мы пытаемся проводить аналогии, чтобы понять что-то, хотя в отношении Божества использование различных аналогий скорее порождает больше проблем, нежели проясняет картину. Как-то один человек пытался показать мне, что триединство Бога подобно "твердому веществу, жидкости и газу". Но если это так, то Божество можно сравнить с развитием насекомого: " яйцо --> личинка --> бабочка", а это уже слишком.

Нам надо быть осторожными, чтобы не пытаться "втиснуть" Бога в человеческие рамки. Давайте принимать Бога таким, каким Он открыл Себя людям, помня, что сказано Богом: "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис. 55:8,9).

Александр Зотов


  << Вернуться

2987595 (+202)
55
0
37, 18
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua