Что такое учение Христово (2)
В прошлой статье мы отметили, что же означает выражение "учение Христово", и то, что пребывать в учении Христа означает жить согласно воле Божией, что выражается в соблюдении заповедей, данных Иисусом. Итак, продолжим рассмотрение этой темы.
3. Каковы последствия того, что человек пребывает или не пребывает в учении Христовом
2 Иоанна 9 ("Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына") говорит об отношениях человека и Бога, как с негативной, так и позитивной точек зрения: преступать учение – не иметь Бога; пребывать в учении – иметь Бога. Давайте сравним это с отрывком из евангелия от Иоанна 14:23: "Иисус сказал ему (Иуде - не Искариоту) в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим".
2 Иоан. 9 |
Иоан. 14:23 |
- Условие: пребывать в учении Христовом
|
Любить и соблюдать слово Иисуса |
- Благословение: иметь и Отца и Сына
|
Божество будет с ним |
И ещё сравним 2 Иоанна 9 и 1 Иоанна 5:12,13: "Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную".
Пребывать в учении Христовом – иметь Отца и Сына |
Иметь Сына – иметь жизнь вечную |
Вывод однозначен: пребывать в учении Христовом – означает иметь жизнь вечную. Так как существует только две возможности (вечная жизни и вечное наказание, Мат. 25:46), то не пребывающий в учении Христовом будет испытывать вечные мучения. Это просто и понятно, и необходимо, чтобы каждый человек понимал, каковы последствия того, что он не пребывает в учении Господа Иисуса Христа.
4. Каково должно быть отношение верных христиан к преступающим учение Христово
Ответ находится во 2 Иоанна 10: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его". Не принимать в дом и не приветствовать (греч. "хайро" – это слово несет в себе идею радости и веселья). Причина такого отношения и поведения показана в 11 стихе: "Ибо приветствующий его участвует в злых делах его". Более того, Библия учит, что мы должны не только не участвовать в бесплодных делах тьмы, но и обличать (Ефес. 5:11).
Прочтите из 3 Иоанна 5-11: ("Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак, мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине. Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога") и отметьте, что верность Гаия проявлялась в гостеприимстве к братьям и странникам (3,5). Иоанн хвалит его за это и воодушевляет его поступать так и в дальнейшем (6,8). Диотреф же, наоборот, не принимал братьев и запрещал принимать их желающим (10). Такое поведение Диотрефа Иоанн называет злом (11). Обратите внимание, во 2 Иоанна принимать – зло, а в 3 Иоанна не принимать – зло. В чем разница? Вопрос в том, кого принимать!
Определяющим в таком поведении по отношению к приходящим является учение, которому следуют приходящие к вам! Если это верные братья, их должно принимать. Если неверные, то принимать нельзя (если это не касается помощи им, как просто людям, сравни Рим. 12:20,21: "Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром").
5. Что поможет нам не следовать за лжеучением
Главная идея 2 и 3 посланий Иоанна (это упоминается и в 1 послании апостола): похвала за верность и предупреждение относительно лжеучителей. Прочтем из 2 Иоанна 7,8: "Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду". Иоанн констатирует факт, что есть лжеучения, и призывает христиан наблюдать за собой, чтобы им не потерять спасение и Бога (сравни Евр. 12:15: "Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией..."). Стих 9: "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына" ясно показывает, по какому стандарту они (и мы, живущие в конце 20 века) должны наблюдать за собою – по учению Христову. А чему учит 2 Иоанна 8: "Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду"? а) существует опасность отпасть от веры; б) необходимость исследовать себя; в) быть бдительным относительно ошибок и лжеучений.
Что же поможет нам и защитит нас от ошибок и заблуждений? Чистое неизвращенное учение Христово, которое проповедовали апостолы от начала.
Обратите внимание на выражение "от начала" в последующих стихах и подумайте, на какое время оно указывает. Деян. 1:1: "Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала". 1 Иоан. 1:1-3: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом". 1 Иоан. 2:7: "Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала". 1 Иоан. 2:24: "Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце". 1 Иоан. 3:11: "Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга". 2 Иоан. 5,6: "И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней".
Фраза "от начала" здесь указывает на время, когда Иисус начал проповедовать Свое учение. Иоанн призывает христиан принимать то, чему апостолы учили от начала, а не следовать лжеучениям, которые появились позже.
Итак, как мы можем знать, что есть истина и кому верить? Вот богодухновенный ответ: 1 Иоан. 4:1,6: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире ... Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения". Это учение Христово, которое проповедовали апостолы, которые были свидетелями жизни и учения Иисуса от начала.
А теперь давайте сделаем некоторые выводы:
1. Необходимо ясно понимать, что учение Христово включает себя не только учение о Христе (факты из Его жизни), но и является учением, пришедшим от Бога, которому учил как Иисус, находясь на земле, и так и Его апостолы, будучи ведомы Духом Святым, после вознесения Иисуса.
2. Верить, любить, пребывать в учении, согласно Писаниям, – означает повиноваться учению Христа, что выражается в соблюдении конкретных заповедей Божиих.
3. Преступление учения Христова ведет к потере правильных отношений с Богом и вечному наказанию. Пребывать в учении – иметь Бога сейчас и жизнь вечную с Ним потом. Если христиане ходят в истине (пребывают в учении Христа), то это путь к небесам, и это радует других верных святых.
4. Мы не должны поддерживать тех, кто не пребывает в учении Христовом, и не должны участвовать в их делах (иметь духовного общения, сотрудничать с ними как с верными христианами), чтобы не быть участниками в их злых делах.
5. Чтобы не отпасть от спасения и не потерять Бога, мы должны знать учение Иисуса, практиковать его, обучать этому других, всё, сравнивая с верным стандартом, учением Нового Завета.
И пусть Бог помогает нам быть твердыми в своей вере, которая основывается на учении Иисуса и Его апостолов, исполняя Его заповеди во всем, чтобы нам иметь Отца и Сына.
Александр Зотов