Что мы должны делать с братьями, уклонившимися от истины? (1)
"Братия!
если кто из вас уклонится от истины, и
обратит кто его, пусть тот знает, что
обративший грешника от ложного пути
его спасет душу от смерти и покроет
множество грехов" (Иак. 5:19,20). Этот
отрывок показывает, что брат во Христе,
живший по истине или в ней, может
уклониться от неё (5:19). Святой Дух называет
оставившего истину "грешником"
(5:20) и описывает его состояние как
"смерть" (5:20). Другими словами, дитя
Божие, более не пребывающее в истине, —
духовно мертво, т.е. отделено от Бога
(Ефес. 2:1). Когда такое случается, что мы
с вами должны делать? Да, мы должны с
великой ревностью проповедовать
Евангелие тем, кто вне Христа, но в то
же время мы должны уделять особое
внимание тем братьям и сестрам, которые
оставили веру. В этой статье, и если даст
Бог, то и в следующей, нам хотелось бы
обсудить нашу обязанность по отношению
к тем членам Церкви, которые перестали
жить верной жизнью.
Мы должны
признать, что так как Церковь состоит
из людей, то иногда будут проблемы и
даже грех в ней. Христиане - люди, а люди
иногда делают неправильный выбор,
который иногда является нарушением
Божьей воли. Вот библейская истина
относительно христиан: "Если говорим,
что не имеем греха, - обманываем самих
себя, и истины нет в нас" (1 Иоан. 1:8).
Некоторые святые, которым первоначально
было написано послание Иакова, согрешали,
будучи лицеприятными (Иак. 2:1-9). Некоторые
в Риме вносили разделения и были камнем
преткновения в церкви (Рим. 16:17,18). В
церкви в Коринфе были члены, которые
были плотскими, а один брат был блудником
(1 Кор. 3:1-4; 5:1-13). Церкви в Галатии беспокоили
извращающие Евангелие (Гал. 1:6-8). В
Фессалониках некоторые члены церкви
поступали бесчинно и не работали (2 Фес.
3:10-12). Иисус ясно указывал на грех,
существовавший в церквях Азии, и призывал
виновных к покаянию (Откр. 2,3).
Что
же вышеупомянутые примеры показывают?
Доказывают ли они, что Бог одобряет
грех? Нет! Показывают ли они, что Церковь
должна терпеть грех? Нет! Они показывают
то, что из-за слабости плоти дети Божьи
иногда согрешают. Может ли что-то сделать
Церковь, чтобы помочь своим членам не
отпадать от Христа? Она может прилежно
обучать Библии всех членов, чтобы
укрепить их. Она может приложить максимум
усилий, чтобы увещевать и воодушевлять
каждого члена быть верным Христу, и
может обеспечивать атмосферу любви, в
которой все члены Церкви будут чувствовать
себя действительно "одной семьей".
Вот это некоторые основные, но необходимые
шаги, которые Церковь (это означает мы
с вами) может предпринять, чтобы обеспечить
здоровую духовную атмосферу в местной
общине. Но реальность такова, несмотря
на такие действия, всё равно время от
времени члены Церкви будут согрешать.
Когда дитя Божие согрешает, как же надо
решать проблему? Согрешающий должен
исповедать свой грех (1 Иоан. 1:9), покаяться
и помолиться Богу о прощении (Деян.
8:22). Если другие люди знают о грехе,
который он совершил, то он должен
исповедать его как пред ними, так и пред
Богом (Иак. 5:16). Бог обещает простить нам
всякую неправду, если мы действительно
отворачиваемся от греха.
Но
а как быть в случае, когда член Церкви
согрешает, не хочет каяться и продолжает
жить во грехе? Как мы должны относиться
к таким братьям и сестрам? Прежде всего,
мы должны определить
их. Это значит, что сначала нам необходимо
наверняка узнать, что они живут во грехе,
прежде чем определять их в "список
неверных". Иногда мы слышим слухи о
других людях, но когда мы начинаем
разбираться в этом, то находим, что это
всего лишь слухи. Конечно же, мы не хотим
обвинять кого-то бездоказательно в том,
что они оставили истину. Царь Саул желал
убить Давида, частично потому, что
поверил сказанному некоторыми о Давиде,
хотя это не было правдой. "И сказал
Давид Саулу: зачем ты слушаешь речи
людей, которые говорят: `вот, Давид
умышляет зло на тебя'? Вот, сегодня видят
глаза твои, что Господь предавал тебя
ныне в руки мои в пещере; и мне говорили,
чтоб убить тебя; но я пощадил тебя ..."
(1 Цар. 24:10,11). Этот пример ясно показывает,
что слухи - это не доказательство! Прежде
чем мы начнем говорить о члене Церкви,
как о том, кто живет "неверно", нам
надо выслушать всё, другими словами,
собрать всю информацию прежде, чем
делать какой-то вывод. Давайте помнить
такую истину: "Кто дает ответ не
выслушав, тот глуп, и стыд ему" (Прит.
18:14). Снова, давайте наверняка узнаем,
что человек действительно не ходит во
свете (1 Иоан. 1:7), прежде чем начнем
говорить о том, чтобы “обратить его”.
Мы знаем о некоторых случаях, когда
общины слышали и принимали ложную
информацию, в результате чего обвиняли
братьев и сестер во грехе, хотя в
действительности обвиненные братья
оказывались совершенно невиновны.
Братья, давайте будем очень осторожны
в этом и уверены в том, что пытаемся
“обратить” только тех, которые
действительно живут во грехе.
После
того, как мы удостоверились, что брат
или сестра действительно не живут в
гармонии со словом Божиим, то что тогда?
Необходимо, чтобы у нас было правильное
отношение
к такому человеку. Во-первых, подумайте
о том, какое отношение будет неуместным
в таком случае. Когда мы видим, что член
тела Христова живет во грехе, то точно
будет неуместным радоваться тому, что
он отпал! Не должно быть радости в том,
чтобы видеть человека отделенным от
его Творца и Спасителя. Также будет
неправильным, чтобы мы были безразличны
к духовной опасности нашего брата или
сестры. Если нам всё равно относительно
отхода других от Господа, то наше
собственное сердце не право пред Богом.
И ещё, когда мы видим члена Церкви,
живущего во грехе, то будет неуместным,
чтобы мы одобряли его поступок,
поддерживали его в нем и защищали его
беззаконие. Хотя именно это делают
некоторые сегодня. Такое действие не
правильно!
Ну, а каким
будет правильное отношение к братьям,
живущим во грехе? Каждый из нас должен
быть исполнен печали, когда мы думаем
о члене Божьей семьи, сбившемся с пути,
как овца, оставляющая своего пастыря.
Это должно побуждать нас сострадать,
чтобы помочь им. Когда умирает член
нашей физической семьи, то естественно,
что мы скорбим по поводу смерти и нашей
потери. Церковь — это семья Божия (1 Тим.
3:15), то не будет ли уместным печалиться
и плакать об одном из Его детей, умершем
духовно? Конечно, да. Мы должны продолжать
любить тех братьев, которые живут во
грехе. Три притчи Иисуса о Божьей любви
к грешникам записаны в евангелии от
Луки 15: притча о потерянной овце, притча
о потерянной драхме и притча о потерянном
сыне (“блудном сыне”). Если мы будем
подражать отношению, которое наш небесный
Отец имеет к погибшим, то мы будем
продолжать любить наших братьев,
оставивших истину. Наконец, правильное
отношение к согрешающим будет включать
в себя понимание и признание того факта,
что они нуждаются в помощи, помощи Бога
и нашей. Они нуждаются в верных христианах,
которые помогут им нести их бремя.
"Братия! если и впадет человек в какое
согрешение, вы, духовные, исправляйте
такового в духе кротости, наблюдая
каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Носите бремена друг друга, и таким
образом исполните закон Христов"
(Гал. 6:1,2).
Когда
мы видим, что дитя Божие оставило веру,
то мы должны решить в своем сердце
действовать. Мы должны приложить
все усилия,
чтобы обратить их ко Христу. Когда член
Церкви стал неверным, то у нас должна
быть одна цель: помочь им обратиться к
своей первой любви, чтобы их душа могла
быть спасенной! Помните ли вы, что мы
читаем в послании Иакова 5:20? “... обративший
грешника от ложного пути его спасет
душу от смерти ...” Вот, что мы должны
хотеть сделать — помочь спасти душу!
Павел увещевал церковь в Коринфе
предпринять действия против блудника
в церкви, "чтобы дух был спасен в день
Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор.
5:5). Мы должны попытаться обратить
согрешающих (Гал. 6:1,2). Правда, что мы не
добьемся успеха всякий раз, когда
пытаемся обратить людей к их первой
любви, но все же мы должны постараться
изо всех сил. Мы не должны просто сидеть
и ничего не делать, пока наши братья и
сестры идут по дороге в геенну. Мы должны
действовать, чтобы помочь им, и чтобы
их кровь не была на наших руках (Деян.
20:26).
Итак,
как мы можем действовать, чтобы помочь
тем, кто отпал? Кажется, некоторые думают,
что нам ничего не надо делать, а просто
надеяться, что согрешающий когда-то сам
решит покаяться, ибо, как вы знаете, мы
не можем заставить людей поступать
правильно. Правда, мы не сможем заставить
людей покаяться, но если мы действительно
заботимся о них, то мы не будем спокойно
сидеть, но будем действовать! Чтобы
обратить неверного ко Христу, также
будет неуместным обещать ему, что если
он вернется, то мы позволим ему проводить
библейские занятия. Мы слышали о таких
случаях, что так происходило, но мы
должны отметить, что когда человек живет
во грехе, то у нас нет права “договариваться”
с ним или “подкупать” его. Если брат
действительно кается, то, возможно,
после определенного периода верного
служения лидеры в церкви могли бы
попросить его провести библейский урок,
но это не должно быть мотивом к тому,
чтобы он обратился. Иногда предлагают,
что если неверному брату позволить
проводить молитвы или пение во время
служения, может быть, это воодушевит
его покаяться. Братья и сестры, порядок
вышеупомянутых действий как раз
противоположен тому, каким должен быть!
Брат во грехе должен прежде
покаяться,
потом, и только потом, нам следует просить
его проводить какую-то часть публичного
служения, ибо те, кто проводит молитвы
(и другое в служении), должны быть святыми
(1 Тим. 2:8). Совершенно также будет
неуместным сказать согрешающему члену
церкви: “если вы просто вернетесь и
будете регулярно посещать служения, то
мы просто забудем о случившемся”. Где
в Библии такая идея? Если кто-то не кается
от всего сердца в своем грехе, то не
имеет значения, что мы с вами могли бы
обещать ему, ибо он все ещё мертв во
грехах и отделен от Бога. Мы не должны
терять из виду этого факта. Когда
христианин оставляет Господа и не
кается, то он является погибшим!
В некоторых общинах, когда член церкви
отпадает, и проходит определенный период
времени, то просто снимают фотографию
отпавшего со стены (или вынимают её из
папки с фотографиями членов церкви) и
удаляют его имя из списка общины. Хотя
такое действие может и быть уместным
как-то в будущем, но оно не должно быть
первым, и при этом абсолютно не единственным
действием, предпринимаемым нами. Если
мы действительно любим тех, кто оставил
веру, то их отход стоит гораздо большего
нашего времени и усилий, чем просто
удалить фотографию или имя из списка!
Нам хотелось бы видеть все 100% членов
церкви верными, но так не происходит.
Так что же нам делать с теми братьями и
сестрами, которые живут во грехе? Если
будет воля Божья, в нашей следующей
статье мы продолжим обсуждать эту крайне
важную тему.
Роджер Кэмпбелл