Что мы должны делать с братьями, уклонившимися от истины? (2)
“Посему, кто думает,
что он стоит, берегись, чтобы не упасть”
(1 Кор. 10:12). Это и другие подобные
предупреждения в Библии ясно показывают
нам, что возможно для дитя Божьего
отпасть от Его благодати. Какое же
действие должна предпринять церковь,
когда один из её членов становится
неверным, оставляя истину? В нашей
прошлой статье мы отметили, что церковь
сначала должна быть уверена, что человек
действительно живет во грехе, прежде
чем будет предпринимать шаги в попытке
обратить его/её. Мы также сказали, что
церковь должна иметь соответствующее
отношение к отпавшим, потом она должна
решить приложить максимум усилий, чтобы
обратить их ко Христу.
В процессе того, как мы
пытаемся обратить согрешающего брата,
что же должна делать церковь? Мы видим,
что он живет во грехе, и что же нам делать
далее? Кто-то из общины должен пойти к
этому брату, выразить заботу о нем и
любовь к его душе, и показать из Писаний,
каким образом его настоящая жизнь не
соответствует воле Господа. Иисус
сказал: “... пойди и обличи его ...” (Мат.
18:15). Мы понимаем, что Иисус говорил о
конкретном случае, когда один брат
обижает другого брата частным образом,
или между ними возник конфликт. Однако,
принцип, когда один проявляет заботу о
том, кто согрешил, собираясь сказать
ему об этом деле, применим в общем, когда
кто-то стал неверным в любом аспекте
своего служения Христу. Показывая этому
брату с помощью Библии, в чем его ошибка,
возможно, есть необходимость в том,
чтобы наставить его точнее на путь
истины (Деян. 18:26). Иногда христиане
совершают ошибки из-за неведения, но
если у них чистое и доброе сердце (Лук.
8:15), то они примут истину относительно
своего греха, если мы покажем его им на
основании слова Божьего.
Если член
церкви, живущий во грехе, кажется, не
готов принять истину, которую мы
показываем ему на основании Библии, то
с нашей стороны было бы уместным показать
ему последствия того, когда человек
продолжает жить во грехе без покаяния.
“Ибо возмездие за грех - смерть ...”
(Рим. 6:23). Наряду с этим мы должны увещевать
их покаяться, как Иисус увещевал церковь
в Ефесе, говоря: “Итак вспомни, откуда
ты ниспал, и покайся, и твори прежние
дела; а если не так, скоро приду к тебе,
и сдвину светильник твой с места его,
если не покаешься” (Откр. 2:5). Заметили
ли вы, что в этом стихе также есть и
предупреждение? Иисус ясно показал им,
что произойдет, если они не покаются.
Да, иногда строгие предупреждения могут
быть осень полезны: “Умоляем также вас,
братия, вразумляйте бесчинных ...” (1
Фес. 5:14).
Учитывая обстоятельства,
если наш брат во грехе всё ещё не показал
своей готовности покаяться, то нам
необходимо будет обличить его. Иисус
сказал: “Наблюдайте за собою. Если же
согрешит против тебя брат твой, выговори
ему; и если покается, прости ему” (Лук.
17:3). Снова, мы понимаем, что Иисус говорит
о конкретном деле, связанном с личной
проблемой или конфликтом между двумя
Его учениками, но принцип будет применим
и тогда, когда брат живет во грехе. Что
сказал Иисус? “Выговори ему”. Павел
увещевал Тимофея: “Согрешающих обличай
перед всеми, чтобы и прочие страх имели”
(1 Тим. 5:20). Позвольте предостеречь вас.
Если нам необходимо обличить брата или
сестру во Христе, то мы должны быть
уверены, что делаем это с правильным
мотивом. Мы не должны обличать кого-то
с идеей, что это показывает, что мы лучше
их. Очень ясным отрывком о правильном
мотиве относительно обличения согрешающих
является отрывок из послания к Титу
1:12,13: “... Критяне всегда лжецы, злые
звери, утробы ленивые. Свидетельство
это справедливо. По сей причине обличай
их строго, дабы они были здравы в вере”.
Почему Тит должен был обличать живущих
во грехе? Чтобы они были здравы в вере,
другими словами, чтобы они покаялись и
жили правильно пред Богом.
Печально,
когда дитя Божие оставляет стадо
Христово. Однако, более трагично, когда
другие овцы (христиане) видят, что одна
отпала, но ничего не делают, чтобы
попытаться обратить её! Мы благодарны
Богу, что многие христиане усердно
трудятся, пытаясь помочь обратить тех,
кто оставил истину. Но даже если мы
делаем всё возможное, часто случается,
что отпавшие братья и сестры отказываются
покаяться. Если мы посещали таких
братьев, выражали свою любовь и заботу
о них, обучали их при помощи Библии тому,
в чем заключается их ошибка, увещевали
их, предупреждали их, обличали их и ясно
показывали им последствия в вечности,
но если они не покаяются и не обратятся
к своей первой любви, то что ещё мы можем
или должны сделать? Конечно же, мы будем
желать молиться о них, не о том, чтобы
Бог простил их прежде, чем они действительно
покаются, но чтобы их сердце переменилось,
и они обратились к своему любящему
Спасителю. После того, как мы предупреждали
и обличали их, то как долго нам следует
ждать, чтобы предпринять следующее
действие? Библия не дает конкретного
ответа, поэтому это вопрос мудрости,
ибо связан он с тем, как лидеры церкви
посчитают поступать лучше в каждом
конкретном случае. Однако, на примере
Господа мы видим, что должен быть
промежуток времени, когда находящиеся
во грехе имеют возможность покаяться.
Говоря об Иезавели, Христос сказал: “Я
дал ей время покаяться в любодеянии ее,
но она не покаялась” (Откр. 2:21).
Когда все попытки церкви
обратить согрешающего члена не увенчались
успехом, чтобы привести его к покаянию,
то церковь должна прекращать духовное
общение с ним. Господь заповедует нам
поступать так, как мы видим из 1 послания
к Коринфянам 5. Когда Павел писал о брате
в церкви в Коринфе, который был блудником,
именем, т.е. властью Христа, он увещевал
других членов церкви в Коринфе предать
этого брата сатане (5:4). Далее он сказал
им не сообщаться с этим братом (5:9) и
извергнуть его из среды их (5:13). Этот
блудник всё ещё был членом церкви, и всё
ещё братом во Христе, однако, когда он
стал неверным братом, церковь не могла
поддерживать его в его грехе, продолжая
иметь общение с ним. Во 2 Фессалоникийцам
3:6 мы читаем: “Завещеваем же вам, братия,
именем Господа нашего Иисуса Христа,
удаляться от всякого брата, поступающего
бесчинно, а не по преданию, которое
приняли от нас”. Как мы сказали раньше,
Господь повелевает нам удаляться от
тех членов церкви, которые поступают
бесчинно, то есть, не живут согласно
учению Иисуса Христа. Далее в той же
главе 2 Фессалоникийцам написано: “Если
же кто не послушает слова нашего в сем
послании, того имейте на замечании и не
сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
Но не считайте его за врага, а вразумляйте,
как брата” (3:14,15). Возможно, что некоторые
сегодня не согласны с тем, что Дух Святой
заповедал в этих стихах посредством
апостола Павла, или они могут думать,
что прекращение общения либо устарело,
либо это - слишком
радикальное решение, но слово Божие
читается сегодня так же, как и в первом
веке: “удаляться от всякого брата,
поступающего бесчинно”. “Ибо это есть
любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди
Его; и заповеди Его не тяжки” (1 Иоан.
5:3). Братья и сестры, если мы любим Бога
и души отпавших святых, то будем
повиноваться тому, что заповедал Бог
делать нам, и будем удаляться от
непокорных, если они отказываются
покаяться. Мы признаём, что неприятно
прекращать общение с теми, кого любим
всем сердцем, но если именно это Господь
небес и земли говорит делать нам, то мы
должны делать это, и должны делать это
охотно.
-
С кем община должна
прекращать общение? Со всеми, кто не
живет в согласии с учением Евангелия
Христова и отказывается каяться (2 Фес.
3:6,14). Сюда включаются те, кто ленивы и
не работают, но не только они (3:10-12).
Церковь не должна иметь общения с теми
членами, которые являются блудниками,
любостяжателями, вымогателями,
идолослужителями, злоречивыми и
пьяницами (1 Кор. 5:10,11). Церковь не должна
иметь общения с теми братьями, которые
не пребывают в учении Христовом. “Всякий,
преступающий учение Христово и не
пребывающий в нем, не имеет Бога;
пребывающий в учении Христовом имеет
и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не
приносит сего учения, того не принимайте
в дом и не приветствуйте его. Ибо
приветствующий его участвует в злых
делах его” (2 Иоан. 9-11). Церковь не должна
иметь общения с теми, кто является
еретиком, то есть, тем, кто ведет к
разделениям в теле Христовом (Тит.
3:10,11). Снова, вот основной принцип: если
дитя Божие не повинуется вдохновенному
учению Нового Завета, то церковь должна
того иметь на замечании и не сообщаться
с ним (2 Фес. 3:14). И это не просто наше
мнение по этому вопросу, но именно это
говорит Библия!
Почему церковь должна
удаляться от тех членов, которые отпали?
Прежде всего, церковь должна делать
это, чтобы угодить Господу. Он заповедал
нам делать это (2 Фес. 3:6,14), поэтому если
мы хотим угодить Ему, то должны повиноваться
Ему в этом. Во-вторых, церковь должна
удаляться от бесчинствующих, чтобы
попытаться спасти их души. Вот наш мотив:
“... чтобы дух был спасен в день Господа
нашего Иисуса Христа” (1 Кор. 5:5). Павел
также сказал, что мы должны предпринять
такое действие, чтобы устыдить того
члена, с кем прекращаем общение (2 Фес.
3:14), но понимаем, что конечной нашей
целью является не просто устыдить этого
человека, но чтобы его стыд привел его
к покаянию и к спасению души (2 Кор. 7:10).
Вот ещё причина для того, чтобы прекращать
общение с теми, кто оставил истину, —
хранить церковь в чистоте. Когда у
человека опасная болезнь ноги, которая
могла бы распространяться по всему телу
и, в конце концов, стать причиной смерти,
то иногда необходимо, чтобы доктор
сделал операцию и удалил ногу, желая
сохранить остальное тело и жизнь
человеку. Таким образом происходит и в
церкви. Иногда необходимо удалить
нечестивое влияние, которое опасно для
духовного здоровья церкви. В случае с
братом в Коринфе, который был блудником,
Павел писал: “Нечем вам хвалиться. Разве
не знаете, что малая закваска квасит
все тесто? Итак очистите старую закваску,
чтобы быть вам новым тестом, так как вы
бесквасны ...” (1 Кор. 5:6,7).
И ещё одной причиной,
по которой церковь должна удалятся от
отпавших членов, является то, чтобы
показать миру, что церковь не будет
терпеть греха в своем “стане”. Церковь
должна иметь и сохранять добрый моральный
облик в обществе. Она потеряет его, когда
мир видит, что церковь позволяет греху
продолжать править в жизни её членов,
и при этом церковь не предпринимает
каких-либо действий, чтобы наказывать
тех, кто поступает бесчинно. Наконец,
мы полагаем, что церковь должна прекращать
общение с теми членами, которые поступают
бесчинно, чтобы это могло служить
предупреждением другим христианам.
Какое предупреждение? Неверная жизнь
— не допустима! Помните ли вы реакцию
церкви, когда она увидела, что Господь
убил брата и сестру во Христе за ложь
(Ананию и Сапфиру)? Написано: “И великий
страх объял всю церковь и всех слышавших
это” (Деян. 5:11). Прекращение общения с
неверными святыми побуждает всех других
христиан серьезно исследовать себя (2
Кор. 13:5).
Является ли
прекращение общения с неверными членами
церкви важной темой? Без всякого сомнения!
Если наш Бог говорит нам удаляться от
бесчинствующих, то мы должны быть готовы
делать это. Если пресвитеры или мужчины,
которые ведут общину, членом которой
являюсь и я, решат, что церковь должна
прекратить общение с некоторыми членами,
оставившими веру, то моей обязанностью,
и обязанностью каждого брата и сестры,
является поддерживать такое решение!
Мы должны поддерживать такое решение,
почитая членов церкви, с которыми
прекратили общение, за мытарей (за
неверных в глазах Бога, Мат. 18:17), не
защищая их, и не одобряя их грех, не
сообщаясь с ними, даже не принимая пищу
в их компании (1 Кор. 5:9-11). Те братья,
которые продолжают иметь общение с
теми, с кем церковь прекратила духовное
общение, почитая их за верных детей
Бога, сами грешат и должны покаяться
пред Богом и церковью!
Роджер Кэмпбелл