Мудрость и глупость человеческая
Есть поговорка, которая гласит, что рыба ищет где глубже, а человек где лучше. Верно, что человек всегда стремится к тому, что лучше для него, и в этом нет ничего плохого. Вопрос только в том, что является лучшим для человека. Вот здесь-то и начинаются разногласия. Многие считают, что человек должен сладко есть, мягко спать и получать удовольствия в жизни. Поэтому многие и стремятся к такой беззаботной жизни, стараясь достичь её всеми путями. Если человек добился чего-то такого, его называют удачливым, мудрым, тем, кто хорошо устроил свою жизнь. Если человек не устроил своей жизни, то такого называют глупым, нерасторопным и т.п. Давайте сейчас поразмышляем о мудрости и глупости человеческой с точки зрения объективного стандарта, данного Богом, – Библии. Если мы будем пользоваться стандартами человеческими, то не сможем прийти к правильному выводу, ибо, сколько людей, столько и мнений.
Первое, что необходимо отметить, это то, что существует два типа мудрости: человеческая (мирская) и Божия. Брат Иаков, говоря об учителях, говорит: “Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна” (Иак. 3:13-17).
Иегова является мудрым Богом, и всё, что Он делает, правильно и является мудрым: “Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих” (Пс. 103:24). Неудивительно, что источником истинной мудрости является Бог. Прочтите из книги Второзаконие 4:1-9 и отметьте, какой народ воистину мудр. “Итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный”.
Вспомните одного из самых мудрых людей на земле, Соломона. Откуда у него взялась такая мудрость? Во 2 книге Паралипоменон 1:7-12 написано: “В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе. И сказал Соломон Богу: Ты сотворил Давиду, отцу моему, великую милость и поставил меня царем вместо него. Да исполнится же, Господи Боже, слово Твое к Давиду, отцу моему. Так как Ты воцарил меня над народом многочисленным, как прах земной, то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим? И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя”. Может и нам, если и просить чего, то надо просить прежде всего мудрости, а не материальных благ?
Вот ещё пример, царь Персии признал мудрость Иеговы, которая была у Ездры, когда царь давал разрешение иудеям вернуться в свою землю: “Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою, - всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу” (Ездра 7:25,26).
Отметьте признание Даниила, когда он должен был истолковать сон царя, Дан. 2:19-22: “И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного. И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным; он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним”.
Каким же образом Бог дает мудрость человеку, как человек может стать мудрым? Иаков учит, что необходимо просить мудрость у Бога: “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак. 1:5-7).
Псалмопевцы так отвечают на такой вопрос: “Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек” (Пс. 110:10). “Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною” (Пс. 118:98).
А вот что говорит мудрец: “Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум” (Прит. 2:1-6). Прит. 14:16: “Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян”. Прит. 3:7: “Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла”. Прит. 10:8: “Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется”. Итак, Бог дает, а человек принимает.
От кого зависит, будет ли человек мудр в глазах Божиих? Прочтем отрывок из евангелия от Матфея 7:24-27: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Вспомните также притчу о десяти девах со светильниками (Мат. 25:1-13). Только пятеро последовали в дом за женихом, ибо приготовились к встрече и бодрствовали. Итак, мудрый тот, кто знает волю Бога, соблюдает её и всегда готов к пришествию Господа Иисуса Христа.
А какой человек называется глупым в Писаниях? Пс. 13:1: “Сказал безумец в сердце своем: `нет Бога'”. Пожалуйста, прочтите в книге пророка Иезекииля 28:1-10 о глупом правителе, который возомнил о себе более чем должно. Или вспомните безумного богача, у которого выдался хороший урожай, и на него богач решил возложить свои надежды, а не на Бога (Лук. 12:15-21). Прит. 28:26: “Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел”.
Многие люди чрезмерно заняты заботами о материальном. Для них это становится целью их жизни. Но Писания призывают искать прежде царства Божьего и правды его, а необходимые материальные блага приложатся (Мат. 6:33). Давайте ещё раз спросим себя: какой человек блажен и мудр? Прит. 3:13,14: “Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота”. Прит. 8:11: “потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею”. Прит. 16:16: “Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра”.
В погоне за материальным часто человек забывает о кратковременности своей жизни. Послание к Ефесянам 5:15-17: “Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия”. Прочтите песнь Моисея (Пс. 89:2-12) и отметьте такие слова: “Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое” (12).
Часто случается так, что мы смотрим на ошибки других людей и … повторяем их. В чем причина? Один из ответов: неумение делать правильные выводы. Для чего нам записана история прежних поколений? 1 Кор. 10:10-12: “Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть”. Прит. 19:20: “Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым”. Прит. 23:19: “Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь”. Мы часто откладываем на потом духовные дела, посвящая себя материальному. Часто больше времени проводим среди нехристиан, а не среди детей Божиих. Но что мы должны знать и помнить? Прит. 13:21: “Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится”. 1 Кор. 15:33,34: “Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога”.
Братья и сестры, всегда надо помнить и о последствиях. Прит. 3:35: “Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие”. Прит. 15:24: “Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу”. Кто-то скажет: но разве не написано, что “мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим” (Пс.48:11)? Разве не писал екклесиаст в 2:12-16: “И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано? И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. И сказал я в сердце моем: `и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?' И сказал я в сердце моем, что и это - суета; потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым”. Да, но он писал о том, что происходит под солнцем, то есть в этой жизни. Но за смертью стоит вечность. Екклесиаст в конце делает такой вывод: “Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо” (12:13,14).
Итак, будет суд. Имеют ли к нему отношение человеческая мудрость и глупость? Несомненно. Однозначно, необходимо быть мудрым в глазах Бога, что значит знать Его волю и исполнять её. Глупость же человека проявляется тогда, когда человек стремится прожить эту жизнь по своей воле, пренебрегая вечной жизнью на небесах.
Прислушайтесь к словам Иеремии (9:23,24): “Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь”.
К какой категории мы относим себя, что нам ближе? Давайте же постараемся быть воистину мудрыми сами, и будем учить других Евангелию, которое есть мудрость и сила Божия.
Александр Зотов