Развлечения и удовольствия в церкви?
Дома мы развлекаемся, проводя различные мероприятия, чтобы расслабиться. Мы играем в игры, слушаем компакт-диски, смотрим видеофильмы и соревнования по телевизору, играем в игры с мячом, ходим в парки отдыха, принимаем гостей и участвуем в других делах, которые подпадают под категорию развлечений, отдыха или удовольствий. Мы, конечно, понимаем, что всё это должно быть такой природы, что никоим образом мы не будем участвовать в нечестивых делах или исполнять похоти плоти (Тит. 2:12).
Да, как муж и отец, я всегда ищу здравой деятельности в вопросах того, что наша семья могла бы делать ради "удовольствия". Однако, как христианин, я никогда не думаю о том, чтобы обратиться к церкви и взывать к ней, чтобы она предоставляла мне и моей семье то, чего мы желаем в сфере развлечений, отдыха и удовольствий. Почему нет? Потому что работа Церкви связана с благовестием, назиданием христиан и благотворительностью, но нигде в Библии мы не читаем, что Церкви позволительно заниматься развлечением, отдыхом и приятным времяпрепровождением для своих членов или других людей.
Если вы об этом не слышали, то вам необходимо знать, что сегодня во всё больших местах церковь становится вовлеченной именно в эти дела. Многие люди желают, чтобы их развлекали, и они хотят, чтобы церковь обеспечивала их и их семьи "удовольствиями". Печально, но немало проповедников и старейшин внимают таким мирским призывам. Как результат этого, в попытках привлечь большее количество людей или, по крайней мере, удовлетворить членов с мирскими взглядами, во многих местах развлечения, отдых, веселье и удовольствия – пожалуйста, в то время как проповедь с точными ссылками на книгу, главу и стих Библии, и обличение тех, кто участвует во грехе и занимается неразрешенной деятельностью, – не надо.
Так в чем же церковь нуждается в наши дни? Ответ: в том же, что и в первом веке – слове живого Бога, которое способно назидать и дать нам наследие со всеми освященными (Деян. 20:32). Да, как и святым почти 2000 лет назад, нам крайне необходимо пребывать в учении Иисуса Христа (2 Иоан. 9). Помня об этом, давайте посмотрим на некоторые вопросы относительно современных тенденций во многих общинах, которые лично нас очень беспокоят.
1. Все члены Церкви, которые любят души людей, всегда думали о том, что необходимо сделать, чтобы "приобрести больше людей". Должны ли мы попытаться привлекать людей развлечениями и взывать к мирским удовольствиям или чем-то ещё? Бог выступает за "что-то ещё". Господь Иисус сказал: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне" (Иоан. 6:44,45). Единственный способ прийти к Иисусу – быть привлеченным Его Отцом. Но как Отец привлекает людей к Своему Сыну? Иисус сказал, что Он делает это, когда люди научаются у Бога, слушая и изучая Его слово.
Мы слышали об огромном количестве всевозможных используемых способов привлечь людей. Такое как приглашение групп певцов или комедийных трупп, припрятывание денег под "счастливым местом", и то, что проповедник толкал банан через подиум носом, и многое другое предпринималось, чтобы привлечь новых людей или осчастливить обращенных.
Друзья, сила Божия ко спасению – это Евангелие Христово (Рим. 1:16). Бог призывает людей из тьмы в Свой чудный свет, царство и славу (1 Пет. 2:9; 1 Фес. 2:12). Средство, которым Он делает это, – Евангелие (2 Фес. 2:14), а не развлечения и ухищрения.
2. За кафедрой нам нужен затейник-проповедник, или просто проповедник? "Затейник-проповедник" – это тот, кто пытается развеселить и развлечь людей своими забавами и шутками. А просто проповедник – это тот, кто проповедует Божие слово везде и при любых обстоятельствах. Что говорит Господь? "Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4:2). Проповедник, поступающий так, совершает "дело благовестника" (2 Тим. 4:5). Увещевание всем проповедникам таково: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1 Тим. 4:16). Можно пролистать Новый завет от и до, но нигде нет идеи, что проповедник должен быть затейником!
3. Необходимо ли в поклонении петь с целью развлечься или с целью прославления Бога? Пение соло, квартеты, хор становятся более и более популярными в церкви. Как бы там ни было, но нигде в Библии нет позволения для такого. Называйте нас "старомодными" или относите к категории проводящих поклонение "традиционно", если хотите, но если в Библии нет позволения на какое-то действие, то мы не будем делать этого (1 Пет. 4:11).
Люди добрые, наше пение в собрании не предназначено для развлечения людей, но для прославления Господа Бога! Нам нельзя забывать этого. Нам повелевается петь псалмы, славословия и духовные песни (Ефес. 5:19; Кол. 3:16). Эти слова определяются лексикографами Тейером и Вайном следующим образом: "псалом" – "религиозная песня", "духовная песня"; "славословие" – "духовная песня", "песня хвалы Богу", "песня хвалы, обращенная к Богу"; "песнопение духовное" – "песня хвалы Богу или Христу". А как насчет "поя и воспевая" в послании к Ефесянам 5:19? Это означает "воздавать хвалу Богу в песне", "петь хвалу". Итак, мы должны петь, чтобы славить нашего Господа, а не ублажать и развлекать людей.
4. Нужны ли церкви спектакли или учение Бога? Мы знаем, что драматические группы очень популярны среди многих братьев. Что касается нас, то мы смотрим на спектакли как на некое шоу, которое разыгрывается ради удовольствия и развлечения людей. Мы знаем, что неизменное слово здравого учения (Тит. 2:1) и "так говорит Господь", не настолько привлекательны для многих людей, насколько привлекательны костюмы, грим и марионетки. Однако неизменная истина такова: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия … то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих" (1 Кор. 1:18,21). Наша задача не заключается в том, чтобы смешить и заставлять людей улыбаться, или чтобы они хвалили наши замечательные шутки. Но мы должны проповедовать Евангелие (Мар. 16:15). Его, и только его, ибо именно оно может спасти тех, кто имеет честное и доброе сердце (Лук. 8:15).
5. Нужна ли нам церковь, поддерживающая бедных, или церковь, финансирующая обеды и вечеринки для членов, которые сами могут позволить себе оплатить угощение? Если христианин находится в затруднительном финансовом положении, то будет уместным, чтобы церковь помогла ему/ей с едой или финансово в общем порядке. Мы должны быть готовы принимать участие в "нуждах святых" (Рим. 12:13). В том же послании мы читаем о помощи от некоторых общин бедным (Рим. 15:26). Сравните также Гал. 2:10; 6:10.
Но если у христиан есть финансовая возможность прокормить себя, то они не должны ожидать или желать, чтобы церковь платила за их пищу, вилки, тарелки или другие атрибуты для еды. Если члены нашей общины желают наслаждаться едой или провести время вместе, то давайте будем делать это. Однако давайте будем делать это за свой собственный счет, а не просить церковь "оплатить счет" за мероприятия, организованные ради нашего удовольствия. Лично мы не видим, что есть библейское позволение на то, чтобы церковь использовала деньги из своей сокровищницы на оплату таких вещей. Церковь не должна заниматься организацией вечеринок и развлечений.
6. Что нам нужно: чтобы церковь оплачивала развлечения и забавы, или чтобы развлечения были за счет семьи? Здравые развлечения, отдых, забавы и мероприятия, приносящие удовольствие, не есть нечто неразрешенное для детей Божиих. Однако это должно быть организовано и оплачено папами и мамами, членами семьи или другими людьми. Всё это просто не является работой церкви.
Кажется, что некоторые "проповедники" наняты, чтобы развлекать молодых людей в церкви. Ожидается, что они должны организовывать пикники, поездки и всевозможные увеселительные мероприятия, чтобы молодежь была счастлива и не скиталась по улицам. Это конечно замечательно, добросовестно работать с молодыми людьми, чтобы учить их и воспитывать духовно, дабы им возрастать во Христе (2 Пет. 3:18). Нам надо больше делать в этом направлении. Однако мы боимся, что в некоторых случаях духовное развитие занимает последнее место по сравнению с развлечениями.
Некоторые семьи становятся членами той общины, в которой проводится "больше мероприятий для молодых". Снова, мероприятия могут быть духовными по природе, но они могут быть и просто ради удовольствия и хорошего времяпрепровождения. Здорово, когда молодым христианам хорошо вместе. Однако прогулки в парки отдыха, походы на природу или путешествие на плотах по реке – это мероприятия, которые должны организовываться и оплачиваться семьей, а не церковью. Если родители желают, чтобы было больше мероприятий, связанных с развлечением, то ОНИ должны заняться этим с другими родителями, чтобы подготовить их. Они могут делать это и в той общине, членами которой являются, и нет необходимости убегать в ту общину, где надеются, что церковь будет организовывать развлечения вместо них.
Развлечения и удовольствия в церкви? Никак. Братья, давайте оставим развлечения, забавы и игры, отдых и удовольствия там, где это и должно быть. Это должно быть делом дома/семьи. Это, конечно же, не является частью работы церкви.
Роджер Кэмпбелл