Можем ли мы знать ответы на вопросы жизни
Так как Библия является вдохновенным словом Божиим (2 Тимофею 3:16), она отвечает на вопросы о жизни. Пётр писал: “Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию” (2 Петра 1:3).
Так как Бог сказал, что дал нам “всё потребное для жизни и благочестия”, мы полагаем, что ответы на вопросы о жизни мы можем найти в Его откровении человеку – в Библии. Вот три вопроса, которые мы задаём, размышляя о жизни:
1. Каково наше происхождение?
2. Почему мы существуем на этой земле?
3. Куда мы идём?
Библия отвечает на вопрос: “Каково наше происхождение?”
В этом мире утверждают, что человек произошел от обезьяны. Однако, рассуждая так, можно прийти ко многим неутешительным выводам. Самый первый и основной вывод заключается в том, что в этом случае утрачивается смысл жизни. Если придерживаться такого суждения, то у человека нет цели в жизни, нет смысла в жизни. Да и сам человек является не более чем каким-то капризом природы. Подобное рассуждение приводит к отчаянию и безнадежности. Если придерживаться теории эволюции, то второй вывод заключается в следующем: нет смысла уважать какие-либо законы. Если человечество является причудой природы, то жизнь не представляет собой никакой ценности. Подобное мышление должно привести к неизбежному логическому выводу: уничтожить слабую часть рода человеческого для того, чтобы его сильная часть могла стать ещё сильнее. Поэтому, имея такие взгляды, если вы сильны, нет ничего плохого в том, чтобы уничтожать слабых. Однако какими бы ни были выводы, связанные с верой в эволюцию, факт заключается в том, что эволюция невозможна! Нельзя поместить два камня в ящик и трясти его в течение миллиона лет, ожидая при этом, что вместо камней появятся двое часов, способных к воспроизводству. Подобное мышление просто абсурдно.
Библия отвечает на вопрос о происхождении жизни, утверждая, что жизнь дана Богом. В книге Бытие 1:27 Моисей написал: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”. В противовес мышлению эволюционистов, это заявление делает нашу жизнь ценной и ведёт нас к надежде. Далее, оно даёт нам веру и уважение к закону и морали. Так как Бог существует, то мы должны жить согласно Его закону. И если мы будем жить по Его стандарту, мы будем вознаграждены надеждою и обещанным от Бога.
Библия отвечает на вопрос: “Почему мы существуем на этой земле?”
Этот вопрос можно поставить и по-другому: “В чем смысл жизни?” В книге Екклесиаста Соломон рассматривает жизнь с двух сторон. Во-первых, он рассматривает жизнь с точки зрения человечества без Бога. Екклесиаст в 1:4-7 говорит: “Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь”.
В этом отрывке Соломон рассматривает труды человеческие “под солнцем” (то есть жизнь с физической точки зрения, бездуховность, жизнь без Бога). В этом случае мы видим жизнь как замену одного поколения другим; она подобна ветру, солнцу, рекам, которые возвращаются на круги свои, то есть жизнь идёт в никуда. И вот вывод при таком взгляде на жизнь: “...суета сует, - всё суета” (Екклесиаст 1:2). Или, говоря другими словами, жизнь не имеет смысла без Бога!
Во-вторых, Соломон рассматривает человечество с точки зрения жизни с Богом. Когда Бог занимает важное место в нашей жизни, то и сама жизнь приобретает новое значение. Например, смерть является частью жизни, и теперь смерть имеет свою ценность (Екклесиаст 7:1-4). Если рассматривать смерть с точки зрения жизни без Бога, то это полная безнадежность; смерть же с точки зрения Бога даёт великую надежду. Смерть приводит нас к размышлениям, к здравым мыслям о том, что же действительно является важным в жизни. Смерть уравнивает всех нас, она великий примиритель, так как мы ничего не приносим в этот мир и, конечно же, ничего не возьмём из него. В то же самое время смерть отделяет нас от настоящего мира.
Рассмотрев жизнь с этих двух точек зрения, Соломон делает вывод. В книге Екклесиаста 12:13 он пишет: “Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека”. Сама суть предназначения человечества выражена кратко и предельно ясно: “бойся Бога и заповеди Его соблюдай”. Вот в чем цель и назначение жизни. Вот почему мы существуем на этой земле. И воистину, это ужасная трагедия, если человек проведёт свою жизнь подобно солнцу, ветру и рекам, движение которых кажется бесконечным в этом материальном мире. Мы должны устремлять свои взоры за рамки этого материального мира, но туда, где обитает Бог. Уже в следующем стихе Соломон указывает на то, почему наша жизнь должна быть наполнена определенным смыслом: “Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо” (Екклесиаст 12:14). Следовательно, нам следует бояться Бога и соблюдать Его заповеди в ожидании того дня, когда мы предстанем перед Ним на суд.
Библия отвечает на вопрос: “Куда мы идём?”
Святой Дух открыл всеобщее назначение для всех людей в Послании к евреям 9:27: “И как человекам положено однажды умереть, а потом суд”. Каждый из нас должен предстать пред этой суровой реальностью смерти и суда. Со смертью человек встречается только один раз; того, чему учат сторонники теории реинкарнации, не будет. Сторонники теории реинкарнации проповедуют безнадежность и страдания, говоря, что после окончания этой жизни человек возвращается снова в этот мир страданий и печали как животное.
Относительно суда Павел учил: “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2 Коринфянам 5:10). То, что произойдёт в день судный, будет определяться тем, как мы выполнили предназначение в своей жизни. Если мы боялись Бога и соблюдали Его заповеди, то мы будем поставлены с другими овцами Божиими по Его правую руку, и Сын Божий провозгласит: “приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Матфея 25:34). Если же мы будем проводить свою жизнь в служении самим себе, тогда будем причислены к козлам и поставлены по левую руку Бога, и Сын Божий провозгласит: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Матфея 25:41). Следовательно, мы должны готовить себя ко дню своей смерти и к тому дню, когда предстанем перед Богом на суд.
Мы можем знать ответы на вопросы о своей жизни, так как Библия даёт нам такие ответы. И все ответы на эти вопросы связаны с Богом и с нашей ответственностью перед Ним, ибо Бог определил нам начало, цель, и конец. Следовательно, каждый человек несёт на себе ответственность за выполнение своего предназначения и за прожитую жизнь на земле: “Бойся Бога и заповеди Его соблюдай”.
Чак Нортроп