Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Чему учат 1,2,3 послания апостола Иоанна о братской любви (1) 31.01.2009
[ Библия ]

Чему учат 1,2,3 послания апостола Иоанна о братской любви (1)

Всегда радостно видеть братьев и сестер во Христе, которые ценят христианское общение. В псалме 132:1 написано: “Как хорошо и как приятно жить братьям вместе”. Действительно, хорошо быть вместе, чтобы иметь возможность воодушевлять и назидать друг друга. Такие взаимоотношения вызывают (рождают) приятные чувства и соответствующие эмоции. И это все является проявлением братолюбия.

В 1,2,3 посланиях апостола Иоанна много стихов посвящены теме любви, и большая часть из них имеет отношение к любви между братьями и сестрами во Христе, то есть к братской любви. А это значит, что Бог желает, чтобы мы с вами обязательно поняли: в Церкви мы должны любить друг друга.

Но что такое любовь?

Нельзя говорить о любви, если мы не понимаем значения этого слова. Христиане должны знать и понимать, что такое любовь, чтобы поступать правильно. Из-за того, что существует неправильное понимание значения слова “любовь”, есть, соответственно, и неправильные поступки. Поэтому уделим немного времени, чтобы рассмотреть значение слова “любовь”.

Новый Завет был написан на греческом языке, в котором использовались четыре разных слова, переводимых на русский язык одним словом “любовь”. Эти четыре слова определяют четыре аспекта любви. Перечислим их:

Любовь “стерго” - это любовь матери к ребенку (семейная или родственная связь).

Любовь “эрао” - это любовь между мужем и женой.

Любовь “филео” – это дружеская, братская любовь.

Любовь “агапао” – это высшая форма любви; искреннее и страстное желание добра ближнему. Её ещё называют жертвенной или Божественной любовью, ибо такая любовь демонстрирует сущность Бога.

В 1,2 и 3 посланиях апостола Иоанна используется греческое слово “агапе”, которое в русском языке переводится как “любовь” и имеет отношение к братской любви. Глагольная форма этого слова включает в себя такие понятия: заботиться, желать добра, испытывать привязанность, находить удовольствие, ценить. Например, любить брата во Христе – значит заботиться о нем и желать ему добра.

В Новом Завете для обозначения братской любви также используется греческое слово “филео”, которое имеет значение: относиться по-дружески, испытывать привязанность и теплые чувства (1 Пет. 1:22; 2 Пет. 2:7; 1 Фес. 4:9; Евр. 13:1).

Очень важно отметить, что любовь – это не просто чувство. Истинная любовь должна выражаться в конкретных поступках и делах, иными словами, любовь должна быть действенной. Именно о такой любви писал апостол Иоанн. Такая любовь "агапе" и "филео" должна присутствовать между братьями и сестрами во Христе, связывать их неразрывными узами.

Как проявляется братская любовь?

На основании посланий апостола Иоанна и значения слова “агапе” на этот вопрос можно дать, по крайней мере, три ответа. Во-первых, мы проявляем любовь к братьям, когда живем благочестивой жизнью. Каким образом в этом проявляется любовь? Кто-то скажет: “Какая им разница, как я живу?” Разница есть, и она выражается в силе влияния. Мы не должны быть камнем преткновения для братьев, что подтолкнуло бы кого-либо ко греху. В 1 Иоан. 2:10 написано: “Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна”. И это значит, что мы должны оказывать доброе влияние во благо братьев и сестер (1 Тим. 4:12,16: “Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте… Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя”; Мат. 5:13-16). Когда мы добросовестно служим Богу: посещаем все собрания, активно участвуем в работе Церкви и т.д., – наше влияние на других может действовать незаметно для нас. Но плохое влияние быстро дает о себе знать. Иногда можно слышать такие слова: “Ему можно, а мне нельзя?!” В 1 Кор. 5:6 не написано ли: “… Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?” Бог ожидает, чтобы мы любили по истине, и именно так поступал апостол Иоанн (2 Иоан. 1; 3 Иоан.1), а это значит – в соответствии со словом Божьим (Иоан. 17:17). Такая любовь выражается в том, что мы должны поступать по заповедям Бога (1 Иоан. 5:2; 2 Иоан. 5,6: “И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней”), то есть жить благочестивой жизнью (1 Иоан. 3:7).

Во-вторых, любовь к братьям проявляется тогда, когда мы имеем правильное отношение к ним, отношение, которое соответствует любви "агапе". А это значит – ценить братство, испытывать привязанность к братьям и находить удовольствие в общении с ними. Следовательно, как будет поступать христианин, который любит братство? Он будет искать общения с детьми Божьими и радоваться ему. А как будет поступать брат, не имеющий любви? Он будет равнодушным, и поэтому он просто не способен радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12:15), и у него не будет интереса к жизни общины. Такой христианин даже не будет знать по именам братьев и сестер, с которыми поклоняется Богу несколько лет и является членом одной семьи, семьи Божьей. И причина не в том, что в общине много христиан или же они оставляют свое собрание, но в том, что брат просто безразличен к другим христианам, и это является показателем того, что у него нет любви. Ужасно? Да, но так, к сожалению, происходит (и, может быть, чаще, чем мы думаем).

Брат без любви может быть подобен Каину, дела которого были злы (1 Иоан. 3:12: “не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны”). Причина таких поступков – отрицательные чувства, которые он испытывал к своему брату. Раздражительность и гнев, зависть и недоброжелательность сделали свое дело – Каин убил брата Авеля. Итак, отсутствие любви будет удалять христианина от братьев и сестер. И мы можем встретить даже не только таких христиан, которые не горят желанием видеть братьев, но, более того, носят в себе чувство ненависти к некоторым из них. А в 1 Иоан. 3:15 написано: “Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей”. И о таких, которые не имеют надлежащего отношения, написано, что они не могут любить Бога (1 Иоан. 4:20,21: “Кто говорит: `я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего”).

В-третьих, любовь к братьям должна проявляться в конкретных делах. В 1 Иоан. 3:18 тем, которые называют себя христианами, написано: “Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною!” К сожалению, иногда христиане поступают лицемерно, имея любовь только на словах или говоря одно, а делая другое (1 Иоан. 2:9: “Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме”). Например, сестра о себе говорит: “Я живу с Богом”, но в действительности осознанно ведет греховную жизнь.

И не обязательно проявлением любви являются улыбки, поцелуи, объятия. Помните Иуду Искариота, который поцелуем предал Иисуса (Лук. 22:47,48). В посланиях апостола Иоанна мы читаем о делах, которыми должны служить друг другу, а значит исполнять свои обязанности по отношению к детям Божьим. Такое служение выражается в заботе о нуждах братьев, если это в наших силах (1 Иоан. 3:17: “А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?”). Настоящая любовь проявляется в жертвенности, то есть надо жертвовать как временем, силами и средствами, так и быть готовым даже отдать жизнь за братьев (1 Иоан. 3:16: “Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев”). Также гостеприимство является проявлением любви (3 Иоан. 5,6). Следовательно, если мы имеем возможность принять брата, и у него есть в этом нужда, но не имеем желания, то это указывает на отсутствие любви.

Иоанн, которого называют апостолом любви, учит, что мы должны указывать на греховное поведение братьев (3 Иоан. 9-11) и противостоять лжеучениям (2 Иоан. 9-11: “Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его”). Он использует такие слова: лжец, антихрист, дети дьявола, человекоубийца, лжепророки, обольстители. Где же любовь? В этом истинная любовь – не закрывать глаза на грех, но призывать к покаянию. Братская любовь проявляется в том, что, обличая зло (Ефес. 5:11: “и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте”), проявляем заботу, имея целью спасти душу согрешающего брата (Иак. 5:19,20: “Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов”). А как поступает тот, кто имеет неправильное понимание любви? Он молчит и тем самым грешит (Иак. 4:17).

Продолжение

Владимир Шуть


  << Вернуться

1596044 (+540)
31
5
21, 5
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру