Пожертвования христиан
Люди много говорят и много делают своими руками в этом мире. И когда христиане что-то делают, то они не должны забывать повеление Господа: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). Также Павел писал: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1 Кор. 10:31,32).
Относятся ли эти слова к пожертвованиям, в которых христиане участвуют в воскресенье? Однозначно. А что это означает? Это значит, что воздаяния, которые мы собираем в Церкви, должны быть «во имя Господа Иисуса Христа», «в славу Божию», не должны быть соблазном для других. Поэтому давайте сегодня поразмышляем над темой воздаяния христиан в первый день недели.
Рассматривая тему пожертвований, мы не будем говорить о том, что воздаяние является обязанностью каждого христианина (бедного и богатого), что пожертвования должны проводиться церковью в первый день недели (воскресенье), и для чего должны использоваться пожертвования, и что в Новом Завете нет повеления христианам воздавать десятую часть от своих доходов в обязательном порядке, ибо вы это всё знаете. Но давайте отметим, что не всякое воздаяние принимает Бог, и то, каким должно быть отношение детей Божиих к этому действию, и что поможет нам правильно воздавать.
Хочется воодушевить всех детей Божиих на то, чтобы они правильно относились к служению Господу, что включает в себя и богоугодные пожертвования в первый день недели. Петр писал: «но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3:18). Это означает: продолжайте изучать волю Бога и, имея благодать от Бога, творите добрые дела.
Неугодное Богу воздаяние
Многим известны слова апостола Павла, когда он прощался со старейшинами из Эфеса: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: `блаженнее давать, нежели принимать'» (Деян. 20:35). Но оказывается, что кто-то может и давать, но сказать о нем, что он счастлив, нельзя. Этот принцип можно заметить в Притчах 23:6-8: «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; `ешь и пей', говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно». Надо не только давать, но и давать от чистого сердца.
Рассмотрим пример из жизни. Бытие 4:3-7: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Почему Каин поник лицом? Потому что понимал, что его жертва не оказалось угодной Богу (не по вере, Евр. 11:4). Почему некоторые христиане не хотят говорить о воздаянии Господу и опускают глаза? Потому что понимают, что их пожертвования не угодны Богу, ибо жертвой совсем не являются. Если вы воздаете по воле Божией, то делаете добро, и нет причины опускать лицо своё. Воздаяние – это одна из обязанностей и привилегий христиан в служении Богу неба и земли.
Прочтем отрывок их книги Малахии 1:6-10: «Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: `чем мы бесславим имя Твое?' Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: `чем мы бесславим Тебя?' - Тем, что говорите: `трапеза Господня не стоит уважения'. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф. Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне». Священники бесславили Господа тем, что приносили не самое хорошее (нарушали конкретные указания закона Бога) и отношение у них было несерьезное (без благоговения). Такое приношение Иегова не принимает. Это не «в славу Божию».
Анания и Сапфира. Деяния 5:1-4: «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу». В чем тут проблема? В том, что Анания и Сапфира хотели показать, что они отдают всё, что получили от продажи, хотя, на самом деле, часть оставили себе. Если мы воздаем меньше, чем могли бы, то чем наше поведение будет отличаться от поведения тех христиан? В 1 послании к Коринфянам 16:2 читаем: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду». «В первый день недели каждый из вас пусть откладывает у себя, накопляя, что ему удастся, чтобы не было сборов тогда, когда приду» (Кассиана). «А першого дня в тижні нехай кожен із вас відкладає собі та збирає, згідно з тим, як ведеться йому, щоб складок не робити тоді, аж коли я прийду». Воздавая меньше, чем мы можем, мы будем виновны в подобном обмане, который совершили Анания и Сапфира.
С одной стороны, нельзя молчать о теме воздаяния, ибо об этом говорится в Писаниях, и Бог, и апостолы учили воздавать, но, с другой стороны, будет неправильным выставлять свои воздаяния напоказ, ради похвалы от других людей. В евангелии от Матфея 6:1-4 читаем: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Значит ли это, что, когда вы воздаете, надо сворачивать деньги так, чтобы никому не видно было? Нет. Это означает, что не надо выставлять деньги напоказ, чтобы все заметили, сколько вы воздали (как это делается на свадьбе при дарении молодым, что потом является «хорошей» темой для разговоров, кто да сколько).
Наше отношение к пожертвованиям
Всё делать «во имя Господа Иисуса Христа», «в славу Божию», чтобы не было соблазном для других. Перечитайте 2 Кор. 9:1-7.
Планировать: «были приготовлены», «найдут вас неготовыми», «предварительно озаботились», «было готово». Готовить свои пожертвования необходимо тогда, когда вы получаете доход (любой: пенсия, зарплата, подработка, помощь от кого-то и т.п.), а не в момент, когда происходит сбор.
Жертвенность: «усердие ваше», «как благословение, а не побор» (воздаяние – это не налог, который под страхом наказания должны платить христиане), «кто сеет щедро, тот щедро и пожнет».
Доброхотность, радость, непринужденность. Если мы не будем воздавать таким образом, то мы будем настоящим соблазном (камнем преткновения) для других людей.
Что может побудить нас воздавать по воле Божией и с правильным отношением:
Любовь, смирение и вера. Прочтите историю о сотнике в евангелии от Луки 7:2-10. «ибо он любит народ наш и построил нам синагогу… потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой… Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры».
Стремление приносить пользу себе и другим. Павел писал Титу 3:13,14: «Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны». Воздавать – это доброе дело, которому надо учиться, это плод, который все христиане должны приносить Богу, обеспечивая нужды других.
Давайте сделаем некоторые выводы из рассмотренного выше.
1. Тему воздаяния не надо недооценивать. Это желание Бога, чтобы Его дети воздавали Ему. Это не та тема, о которой надо стесняться говорить. Если мы воздаем по воле Божией, то мы можем смело поднимать лицо своё.
2. Воздавать надо от чистого сердца и щедро. Жертвенное воздаяние – это не то, сколько вы воздали, а то, сколько воздали по сравнению с тем, что оставили себе.
3. Воздаяние Богу может оказаться Ему неугодным, если мы не следуем стандарту Нового Завета.
4. Любовь, смирение и вера помогут воздавать правильно.
5. Будем ли мы только слушателями закона или и исполнителями?
Александр Зотов