Наша любовь к Богу в свете 1,2 и 3 посланий Иоанна
За что многие готовы пожертвовать своей жизнью? Что толкает человека на отважные и даже безумные поступки? Об этом написано так много книг, которые при всём своём красноречии всё же не могут достойно это описать. Что же это? Любовь - вот то чувство, которое толкает человека на великие и жертвенные дела. Не раз звучало из уст родителей, чей ребёнок был болен: «Лучше бы я болел вместо него». Готовы ли вы отдать жизнь за своё чадо? Для большинства пап и мам ответ на этот вопрос совершенно очевиден. Что движет людьми, когда они, не раздумывая, отдают свою жизнь ради другого человека? Любовь. И хотя можно говорить о разных видах любви, мы поговорим об истинно великой и кристально чистой любви, о любви к невидимому Создателю – Богу, ибо «это есть первая и наибольшая заповедь» (Мат. 22:37,38).
И если бы вы жили примерно в 90-х годах нашей эры, можно было спросить, по крайней мере, у одного человека о любви к Богу. Это был апостол Иоанн. Ведь в пяти главах первого послания Иоанна слово любовь и его производные используются более пятидесяти раз. Преимущественно к посланиям этого апостола мы и будем обращаться в этой статье.
Итак, что Библия называет любовью к Богу? Почему существует проблема недостатка любви? Как решить эту проблему?
Что Библия называет любовью к Богу?
Бывает, что подростки, взрослея, перестают доверять своим родителям. Они думают, что родители ничего не знают и не понимают, а поэтому иногда можно прибегнуть ко лжи, чтобы не расстраивать папу и маму. Чтобы родители не переживали, когда хочешь сходить с друзьями в ночной бар, нужно просто сказать, что ты хочешь переночевать у друга. «Ведь я люблю своих родителей и не хочу доставлять им беспокойства», - думают многие. Но действительно ли это любовь к родителям? Какую боль причиняет ложь, когда рано или поздно она открывается (Иоан. 2:21). А какую боль причиняют родителям последствия безобразного образа жизни их детей: травмы, реанимации, тюремные заключения. И часто оказывается, что родители были более дальновидными, когда запрещали что-то. Итак, любовь – это не просто слова и не просто чувства, но это и соответствующие поступки, покорность. А как насчёт любви к Богу? Те же принципы. Любовь к Богу – это соблюдение Его заповедей (1 Иоан. 5:1-3; 3:18; 2:5; 2 Иоан. 6,9; 3 Иоан. 5,6,11). Дети Божии знают это, но всё же иногда поступают, как глупые дети. Они говорят, что любят Бога, но огорчают Его неповиновением Его заповедям. Они говорят, что любят и уважают Бога, но поступают по-своему, думая, что в их конкретной ситуации советы Бога не уместны, что в их положении заповеди Господа не применимы, что их ситуация особая. Не так ли думают малые дети? И если Бог запрещает что-либо, то не потому ли, что Он мудр и знает исход нашего непослушания? Итак, если мы любим Бога, мы будем прилагать все силы, чтобы не огорчать Его непокорностью, прилагать все силы, чтобы соблюдать Его заповеди. Чтобы не просто чувствовать и говорить, но и исполнять волю Божию. В любой сложной ситуации первый вопрос, который должен возникнуть в разуме человека, любящего Бога, таков: что Господь ожидает от меня в этой ситуации, что сказано в Писании? Любовь к Богу сильно связана со знанием истины. Потому как невозможно любить Бога и при этом отвергать истину, т.е. Его заповеди (Иоан. 17:17).
А является ли любовь чувством? Бесспорно. Павел говорит, что само по себе доброе дело без любви не несёт духовной ценности (1 Кор. 13:1-3). Само определение слова «любовь» говорит, что это чувство сильной привязанности. Тяжело представить себе Иисуса, который был абсолютно бесчувственен. Представьте, если сможете, Иисуса говорящего абсолютно бесчувственно: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Вы бы захотели прийти на мёртвый призыв? Итак, несомненно, любовь можно назвать чувством. Господь через Иоанна призывал не мучительно толкать тяжёлую телегу с добрыми делами, он призывал обзавестись мощным двигателем любви (1 Иоан. 3:14,15; 4:20). Вы, наверняка, и сами замечали, что трудное дело делается намного легче и становится приятней, если вы делаете это для любимого человека. Что же говорить о Боге? Сильная любовь к Богу будет постоянно давать нам силы. Взгляните глазами веры на Иоанна. Перед вашим взором предстаёт пожилой муж, измотанный нелёгкой жизнью, гонениями, испытаниями и многими другими бедами. А теперь посмотрите в его сердце. Что мы видим там? Мы видим сильного человека, готового стоять за веру до смерти: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоан. 5:3,4). Отметьте, «заповеди Его не тяжки». Многие скажут: «Ну, уж нет. Быть праведным не так просто». Нужно согласиться, что не просто, но по мере роста нашей любви к Богу, нам всё легче и легче следовать за Ним. Наша любовь становится мощным двигателем нашей жизни.
Почему существует проблема недостатка любви?
Что мешает нам любить Бога? Можно сформулировать этот вопрос несколько иначе: что мешает нам исполнять заповеди Божьи (1 Иоан. 5:3)? Первое о чём стоит сказать – это нежелание. Иногда человек говорит, что хочет быть послушным Богу, но делает обратное. Я слышал одну историю о том, как один юноша спросил мудрого учителя о том, как найти истину. Дело было у реки. Учитель взял и сунул ученика головой в воду. Ученик безуспешно сопротивлялся, пытаясь глотнуть хоть немного воздуха. Потом мудрец отпустил шокированного парня и сказал ему: «Если ты хочешь найти истину, желай её, как воздуха». Проблема несоблюдения заповедей часто заключена в недостаточном желании соблюдать их. Человек может обманывать сам себя, просто не желая признавать своих ошибок. Но это ещё опасней, чем тяжелобольному отвергать лечение, не желая признавать своих недугов. Так пишет Иоанн: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1:8-10).
Часто леденящая безнравственность и жестокость этого мира остужает нашу горячую любовь к Богу (Мат. 24:12). Нередко люди привязываются к этому миру, попадая под его влияние. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – вот что отдаляет нас от Бога (1 Иоан. 2:15-17). Телевидение, газеты, радио часто воздвигают в сознании человека ложные идеалы, ложные цели, ложные ценности. Будьте бдительны и следите за тем, что вы смотрите и слушаете. Не начинает ли вам нравиться похоть плоти, похоть очей и гордость житейская? Другими словами, если мне это нравится, я могу это взять, если на это приятно смотреть, я буду смотреть, если это престижно, значит приемлемо. Человек, сладко дремлющий в этих похотях, может даже не подозревать, что на самом деле, замерзает, и холодное дыхание смерти убивает его душу, и может не хватить времени, чтобы отогреть её. Следует спрашивать себя: нравиться ли это Богу, хочет ли Он, чтобы я смотрел на это, и если это престижно, обязательно ли это ценно в глазах Бога? Немалую роль в росте любви к Богу играют наши кротость и смирение. Многие пали в духовном бою из-за своей гордости. Так Иоанн пишет о Диотрефе, любящем первенствовать (3 Иоан. 9). Не станем следовать этому скверному примеру.
Как решить проблему недостатка любви к Богу?
Как избегнуть дефицита любви? Как уйти от несоблюдения заповедей Господа? Писание говорит нам о необходимости честной оценки нашей христианской жизни (2 Кор. 13:5; 2 Иоан. 8). Умение честно оценить своё отношение к Богу делает людей великими. Ведь это начало нашего пути к Господу. Это то, благодаря чему Бог начинает смотреть на нас по-иному: не с гневом, не с расстройством, а с милостью и, если хотите, с родственной привязанностью. Ведь лишь когда мы честно признаём свои ошибки, Бог даёт нам право рассчитывать на искупительную кровь Его Единородного Сына (1 Иоан. 1:7-10).
Вспомните историю. Фашистская Германия, напав на Советский Союз, застала его врасплох, что очень было ей на руку. Мирный договор оказался плохой гарантией безопасности, хотя многие доверяли этому договору. Мы не должны питать подобных иллюзий в духовной битве, думая, что этот мир когда-нибудь будет подогревать нашу любовь к Богу. Иоанн сообщает нам, что, прежде всего, «мир лежит во зле» (1 Иоан. 5:19). «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Иоан. 3:13). Гораздо легче устоять в искушениях, когда вы заранее предупреждены о них. Итак, нам необходимо бодрствовать и не отчаиваться, живя среди этого мира. Он был злым в течение сотен лет до нас, он зол и сейчас. Это реальность, актуальная во все времена – мы не сможем изменить весь мир. Поэтому сэкономьте свои силы на чрезмерных переживаниях и направьте эти силы на исполнение того, что Господь ожидает от вас. Исполняя это, вы сможете влиять на многих и, самое главное, у вас будет самый любящий и самый могущественный Заступник (3 Иоан. 11).
Как спортсмен теряет форму при отсутствии тренировок, как рабочий теряет профессиональные навыки без работы, как врач утрачивает мастерство без практики, так христианин слабеет без постоянной практики добрых дел, без постоянного старания пребывать во Христе. Писание призывает нас всегда пребывать во Христе, в добрых делах (1 Иоан. 2:28; 1 Кор. 15:58).
И, наконец, что ещё поможет нам иметь любовь к Богу - это тот чистый источник, который может наполнить наше сердце живительной влагой Божьей любви. Это жертва Христова. Осознание этого и память о ней способны оживить даже самую сухую и мёртвую почву сердца человека. Сын Божий умер за нас (1 Иоан. 3:16). Почему? Зачем? Зачем Ему было умирать за нас. Ведь у Него было всё и без этого (Фил. 2:6; Кол. 1:16). Зачем нужно было терпеть унижения, жуткую душевную и физическую боль? Он мог прекратить свои страдания в любой момент, почему же Он этого не сделал? Ответ прост и в то же время непостижим: Он любил нас. Иисус знал, что если Он остановит свою казнь, за этим последует наша гибель (Иоан. 3:16; Рим. 5:6-10). Только у безнадёжно жестокого и неблагодарного человека не возникнет желания ответить Христу если не такой, то хотя бы подобной любовью. Ответить Отцу Небесному, пожертвовавшему Сыном (1 Иоан. 4:9), если не такой, то хотя бы похожей любовью.
Итак, любим ли мы Бога? Или, насколько мы стараемся соблюдать Его заповеди? Есть ли в нашем сердце тот самый мощный двигатель жизни – любовь к Богу? Трезвая оценка наших дел, постоянная готовность служить Господу, постоянная практика богоугодных дел и наша добрая память о жертве Христовой помогут нам взрастить любовь Божию в своем сердце. Пусть ваша огромная любовь к Богу будет побуждать вас к поступкам достойным уважения. Пусть ваши добрые дела, облечённые в любовь Божью, приносят вам истинное удовольствие, а духовные бремена и тяжести будут становиться всё легче и легче. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Иоан. 5:3).
Валерий Гайдаш