Золотое правило Иисуса
Конфликты и разногласия между людьми всегда существовали и существуют сейчас. Вспомните историю Каина и Авеля (Быт. 4:1-8), историю преследования Давида Саулом, иудеев и Иисуса, огорчение Павла и Варнавы по поводу Марка (Деян. 15:36-41), случаи из своей жизни. Что же делать, как решать эти проблемы, как поступать в таких случаях? Люди придумали немало правил и идей, о чем свидетельствует большое количество психологов и людей, которые помогут вам «правильно» выйти из сложившейся ситуации. Надо признать, что самым простым и действенным правилом для решения конфликтов и разногласий между людьми является «золотое правило Иисуса». Это и будет темой нашей статьи.
Это "правило" записано у Матфея 7:12 и Луки 6:31: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Подобная идея записана в письме христианам-язычникам, которое было написано под руководством Духа Святого апостолами и иерусалимскими старейшинами: «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:29).
Почему это учение обладает силой? Ибо это учение Самого Бога. Что мы знаем о качествах Бога? Природа Бога такова: Он благ (добр) и премудр (имеет безграничные знания). «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мат. 19:16,17). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:33-36). Признайте, что Бог – лучший и надежный советчик.
Бог создал человека и дал правила во благо человеку. слова Моисея народу Израилеву, когда они направлялись к земле обетованной, могут служить принципом для последующих поколений: «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Втор. 5:32,33). Следовательно, поступать по словам Иисуса Христа – иметь жизнь и благо как на земле, так и на небесах.
Почему же случаются конфликты между людьми, что ведет к проблемам? Очевидно, что главной причиной является непослушание Богу и его слову, когда людьми движет гордость и зависть. Вот пример нарушения воли Божией по отношению к ближнему. Братья Иосифа стоят перед ним в Египте и рассуждают о своем поступке в прошлом: «И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие. Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается» (Быт. 42:21,22).
Моисей пересказывает слова Бога израильтянам: «Но Господь сказал мне: скажи им: не всходите и не сражайтесь, потому что нет Меня среди вас, чтобы не поразили вас враги ваши. И я говорил вам, но вы не послушали и воспротивились повелению Господню и по упорству своему взошли на гору. И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы. И возвратились вы и плакали пред Господом: но Господь не услышал вопля вашего и не внял вам» (Втор. 1:42-45).
«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (А плід правди сіється творцями миру). Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 3:13-18; 4:1-3). Это примеры того, что люди не поступают по правилу Иисуса, а по своим нечестивым желаниям, что ведет к конфликтам и проблемам. Если поступать так, как говорит Бог, то можно избежать многих нежелательных ситуаций.
Необходимо помнить, что не всякое разногласие является грехом. Это разногласия в вопросах мнений. Вспомните Павла и Варнаву. «Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви» (Деян. 15:35-41). В этих случаях надо руководствоваться принципом: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10:23,24).
Давайте рассмотрим правило Иисуса с практической точки зрения. Не зная, например, всего, чему учит Библия, можно правильно оценить многие поступки и желания. Постарайтесь поставить себя на место того человека, которому вы что-то хотите сказать или сделать. И оцените это, будет ли вам это на пользу сейчас и в будущем.
Лотерея, как игра на деньги – хорошо ли это? Хорошо, если ты выиграл, рассуждают люди. А если проигрываешь, то как? Это может относиться к любой азартной игре. Не забывайте, что такое азартная игра: риск своими деньгами, чтобы завладеть деньгами (другими материальными ценностями) другого человека. «Наперсточники» – вид азартной игры. У кого вызывает одобрение такая игра?
Долготерпение и опоздания. Нам не очень нравится, когда нас заставляют ждать. А как насчет того, чтобы мы подождали? По себе знаю, что это неприятное чувство. Мы желаем, чтобы другие делали всё вовремя и хорошо, часто нетерпимы к ошибкам и просчетам других. А всё ли у нас получается сразу и хорошо? Вот несколько примеров о долготерпении в назидание. «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иак. 5:10). «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12,13).
Сплетни, злословие, ложные обвинения. Если мы против такого отношения к нам, то разве можно поступать так с другими? Как поступал Иисус? «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23). Следовательно, наши действия должны быть такими: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» (1 Пет. 2:1). «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Титу 3:1-3).
Воровство. Насчет воровства всё понятно. Тогда почему «народная мудрость» гласит: «Не украдешь, не проживешь»? Многие воспринимают эту идею буквально, что и видим в настоящей жизни (кто-то много, а кто-то мало, но суть одно). Случается, что некоторые не стыдятся воровать у своих братьев и сестер!
Хорошее качество товара, труда. Наверное, очень многих возмущает качество некоторых товаров и услуг, предлагаемых нам сегодня. Но не означает ли это, что и мы иногда работаем по принципу: «А, и так сойдет»? Но вот слова апостола: «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Кол. 3:22-25). Будет правильным не только работать хорошо на производстве, но и дома, в семье.
Лицемерие, лесть, неправда. Некоторым нравится, когда им поют дифирамбы, но не забывайте о конечном результате. «Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение» (Прит. 26:28). «Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Прит. 28:23).
Умение выслушать других и контролировать свой язык. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Прит. 10:19). «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Прит. 18:14). «Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Прит. 18:22).
Давайте отметим основные мысли нашей статьи и закончим её: 1) Бог мудр и добр, поэтому дает "правило", о котором нельзя забывать: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». 2) Причины конфликтов и разногласий: эгоизм и неуважение к Богу и человеку. 3) Применять «золотое правило» должны мы, а не только ждать исполнения этого правила другими.
Если мы хотим иметь жизнь вечную, то должны хотеть этого и для других. Писания говорят, что необходимо учить Евангелию других и самим не забывать поступать соответственно (1 Кор. 9:27).
Александр Зотов