«Я всегда прав!»
«Я всегда прав» - теплится мысль в умах миллионов людей. Это та мысль, которую мало кто признаёт, но живёт она в умах многих. Как вы сможете увидеть, есть ли эта мысль у вас? Это несложно. Просто попробуйте посмотреть со стороны на то, как вы ведёте себя во время дискуссий, а заодно подумайте, как следует это делать.
По каким-то непонятным причинам большинство людей считает, что оно, и именно оно, мыслит логично. Так думают и те, у кого логика, на первый взгляд, вообще отсутствует. Если вы не верите, то можете провести маленький социологический эксперимент. Попробуйте подойти по отдельности к десяти разным людям и попытайтесь переубедить их в каком-либо вопросе, начиная с фразы: «Ты не прав!» А потом вы сможете подсчитать скольких человек вы убедили, хотя вполне возможно, что вам не придется загибать пальцы. И проанализируйте, насколько легко было беседовать с человеком. На самом деле в таком эксперименте нет большой необходимости. Совершенно очевидно, что слова «ты не прав» – это не самое лучшее начало в дискуссии. А это говорит и о том, что и мы, и другие люди имеют определённое чувство самолюбия и уверенность в своей правоте, и нам порой сложно сразу переменить свою точку зрения. Вспомните одну из больших заповедей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мат. 22:37-39). Это подразумевает, что себя человек любит изначально, этому не нужно особо учиться. Но любить ближнего необходимо научиться.
Любовь – это чувство, которое должно выражаться в действиях, в том числе и в дискуссиях. Нравится ли нам, когда нас перебивают в разговоре или даже перекрикивают? Нет. Вы по-прежнему хотите исполнять одну из двух больших заповедей? Если да, то учитесь слушать, не перебивайте и не перекрикивайте. Великий мудрец сказал: «Кто даёт ответ, не выслушав, тот глуп и стыд ему» (Прит. 18:13). Да, никто не говорит, что научиться слушать – это легко. Просто постарайтесь помнить, что ваш собеседник точно также как и вы считает, что он прав. Итак, допустим, этот этап совершенствования в проведении обсуждений вы уже прошли. Вы уже не перебиваете, не перекрикиваете и умеете слушать. Но слушать мало. Необходимо постараться понять ход мыслей вашего собеседника. Если вы действительно правы, то сможете убедить человека, но для этого необходимо увидеть, где есть ошибки в его рассуждении. Заметьте, Иисус знал больше всех, живших когда-либо на земле, и, тем не менее, мы не видим, чтобы Он кого-нибудь перебивал. Напротив, Он выслушивал Своих собеседников и указывал им на их ошибки. Так, говоря с саддукеями, Иисус выслушал их, а потом привёл в безмолвие вопрошающих Своим кратким ответом (Мат. 22:23-34). Одной из причин такого мастерства было умение слушать и вникать. Будет совсем неплохо по ходу беседы задавать вопросы для лучшего понимания.
Мы хотим, чтобы нам указывали на ошибки и непонимание, но чтобы это делалось с кротостью. Что же мешает нам и самим поступать кротко? Постарайтесь собраться с силами и найти всё хорошее и правильное в сказанном вашим собеседником, не пропустите ничего из того хорошего, прежде чем будете указывать на ошибки. Например, человек говорит вам: «Я думаю, что вы не правы, когда учите о крещении для прощения грехов. Ведь Бог нас и так всех любит и прощает». Скажите, что вы тоже считаете, что Бог нас любит и прощает, и вы благодарны Ему за это, и лишь потом, говорите о крещении. Старайтесь не переходить во время дискуссий на личности. То есть, не нужно говорить: «Вот вы учите так, а мы так» или «я с Вами не согласен». Важно ведь не наше мнение, а Божье. Вы, конечно, не согрешите, если скажете так, но таким образом, вы настраиваете собеседника против себя, и ему будет сложнее принять правильную идею.
А что если ваш собеседник вас не понимает вот уже с пятого раза? Вы, наверное, должны подумать, что он издевается. Нет, люди действительно не всегда так быстро понимают нас, как мы того хотим. Проявляйте терпение и никогда не гневайтесь, если вас не понимают. Кто знает, может быть, вы не очень понятно объясняете, по крайней мере, этому человеку. Тем более что и вы можете быть не правы. Итак, всегда ли я прав? Нет, а значит, нужно быть терпимым к мнению другого человека в беседе.
Итак, если мы будем следовать заповеди: любить ближних, как самих себя, – из нас получатся идеальные собеседники.
Валерий Гайдаш