Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
«Не судите, да не судимы будете» 07.02.2009
[ Жизнь христианина ]

«Не судите, да не судимы будете»

Эту фразу, наверняка, каждому приходилось слышать. Даже люди, далекие от Библии, употребляют её, когда им кто-то говорит об их ошибках. Неужели действительно это выражение является «магической» фразой, чтобы заставить оппонента молчать? Что же говорит Писание по этому поводу? Как эту фразу надо понимать?

Давайте прочтем отрывок из евангелия от Матфея 7:1-5 и подумаем, о каком суде идет речь. При этом не забывайте, что слово «судить» имеет следующие значения: 1) осуждать, выносить приговор; 2) оценивать, анализировать.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего', а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

Понятно, что здесь идет речь о лицемерном осуждении ближнего. Поэтому будет неправильным обвинять кого-то в неправильных действиях, если сам виновен в том же. Но будет правильным, как мы рассмотрим ниже, давать оценку в свете слова Божьего действиям других людей.

Но прежде давайте рассмотрим ещё несколько примеров из Библии о несправедливом суде. Павел писал, рассматривая поведение иудеев: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?» (Рим. 2:1-3). Не знаю, но почему-то люди часто видят чужие ошибки, а не свои, не так ли?

Давид с гневом осудил богатого человека из притчи пророка Нафана, когда тот отнял у бедняка единственную овечку. Хотя сам Давид был виновен в том, что отнял Вирсавию у её мужа (2 Цар. 12). Да, видеть чужие ошибки – нет проблем.

Будет совсем не лишним вспомнить слова брата Иакова (4:11,12): «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?». Злословить и судить – здесь нечто неугодное, этого Бог не позволяет делать человеку. Бог – Судья и Законодатель, это Его право выносить приговор, а мы все должны следовать Его закону.

А что говорит закон Божий, Ветхий и Новый Заветы, о суде?
  • Не выискивайте ошибок у ближних и не судите лицемерно (Мат. 7:1-5), ибо за это Бог вас будет судить. Не надо быть придирчивым к другим, а свои ошибки приуменьшать. Поступайте по любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7).

  • Бог осуждает за то плохое, что делается и уже сделано. «И было ко мне слово Господне: и ты, сын человеческий, хочешь ли судить, судить город кровей [Иерусалим]? выскажи ему все мерзости его. И скажи: так говорит Господь Бог: о, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твое, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя! Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя, и приблизил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям» (Иез. 22:1-4).

  • «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоан. 7:24). Очевидно, что в этом отрывке «судить» означает «давать оценку, анализировать». Вопрос: что значит праведный суд? Суд в соответствии с учением Христа: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоан. 12:48). «Слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17).

Критерий для оценки. Учение Иисуса и апостолов: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире... Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» (1 Иоан. 4:1-6). Итак, кто слушает апостолов, тот от Бога. Результаты деятельности также показатель: «Итак по плодам их узнаете их» (Мат. 7:20).

Примеры оценки. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мат. 7:6). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (7:15).

Цель оценки. «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:1,2).

Что нельзя судить?

  • Будущее. Мы не знаем, каким будет завтрашний день, и как будет вести себя человек завтра. Нельзя говорить человеку, что у него нет шансов получить спасение, если ещё есть время. Также нельзя говорить, что другой человек не сможет потерять спасение, ибо люди меняются. «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез. 18:21-24).

  • Прощённые грехи. Бог прощает, следовательно, и человек должен. «Потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 8:12).

Павел – пример милости Божией: «меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1 Тим. 1:13-16).

  • Мотивы и скрытые мысли. «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:1-5).

Нет запрещения обращаться в суд, требовать справедливости.

Иисус защищался: «Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?» (Иоан. 8:46). И Павел защищался: «Он же в оправдание свое сказал: я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря. Фест, желая сделать угождение Иудеям, сказал в ответ Павлу: хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя в этом? Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева» (Деян. 25:8-11).

Итак, каким должно быть наше поведение? 1) Мы сами можем делать неправильно и судить лицемерно, но Писания запрещают такое поведение (Мат. 7:1-5). 2) Мы можем делать неправильное и не судить других, но и это против воли Божией (1 Иоан. 3:4). 3) Мы можем сами не делать плохого, но не судить (не оценивать) других, хотя и это не соответствует Библии («и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте», Ефес. 5:11). Поэтому нам только и остается правильно поступать и оценивать других в свете учения (Иоан. 7:24).

Пусть Бог даст нам смелости делать добро и противостоять злу.

Александр Зотов


  << Вернуться

2657409 (+1949)
64
0
29, 35
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua