Об одежде христианина
«Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине», – пишет апостол Петр в своем втором послании, первой главе и двенадцатом стихе, показывая христианам еще раз, какими им нужно быть, чтобы войти в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. На основании этого стиха можно сделать вывод, что напоминать верующим уже известные для них Божьи истины не является ненужным и неуместным занятием, но важным и необходимым. Иногда мы забываем какие-то Божьи заповеди, поэтому полезно будет напоминать их друг другу.
Вопрос скромной христианской одежды рассматривается в Священном Писании. Эта тема не один раз поднималась на занятиях и в проповедях. Тем не менее, когда наступает жаркое лето, понимаешь, что об этом еще много нужно говорить и немало повторять эту тему. Наше изучение этого вопроса будет построено на некоторых отрывках из Божьего слова, которые прямо учат или подразумевают, какой должна быть одежда на христианине.
1. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:25). «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7). «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Быт. 3:21). Эти стихи относятся к началу жизни первых людей на земле. Адам и Ева жили в Едемском саду (Быт. 2:8). Климат тогда на земле был очень мягкий и влажный, без дождей или снега и холодов (Быт. 2:5,6; 8:22). Адам и его жена не понимали добра и зла (Быт. 3:5) и были подобны в этом детям (Втор. 1:39). Находясь физически в зрелом возрасте, чтобы иметь детей (Быт. 1:28), они были наги и не стыдились друг друга (Быт. 2:25).
Слово "нагой", употребляясь в Библии по отношению к количеству одежды на человеке, имеет два значения: 1) полное отсутствие одежды на человеке (Быт. 9:21-23; Мар. 14:51,52); 2) частичное отсутствие одежды, чаще указывая на того, кто имел только нижнюю одежду, которой служила узкая рубашка, иногда с рукавами, которая доходила до колен или до ступней (Иоан. 21:7; Ис. 20:2).
Говоря об Адаме и Еве, слово "нагой" в Бытие 2:25 указывает на отсутствие всякой одежды на них. После того, когда они согрешили, вкусив от дерева познания добра и зла, «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7). Первое из записанных внешних проявлений того, что Адам и Ева познали добро и зло – изготовление себе опоясаний из смоковных листьев. Их восприятие мира изменилось после совершения греха, так что они увидели необходимость в прикрытии телесной наготы. После того, когда Господь вынес Свой приговор первым людям за их беззаконие, Он сделал им «одежды кожаные, и одел их» (Быт. 3:21).
Что представляла из себя эта одежда? Подробного описания в тексте книги Бытие нет, однако значение еврейского слова "одежда" поможет нам иметь общее представление о ней. Слово "одежда" (евр.3801, куттонет), образовавшееся от еврейского корня "закрывать, покрывать", несет в себе значение чего-то длинного и просторного, как-то: туника, платье, плащ, мантия, хитон, облачение. Мы можем лишь предполагать по каким причинам Бог сделал Адаму и Еве такие одежды, но очевидный вывод таков – опоясаний из смоковных листьев у них было не достаточно для покрытия тела, и Господь сделал одежду, которая бы больше закрывала его.
В современном мире понятия об одежде сильно извращены. Здесь вместо одежды, изначально предназначенной для закрытия тела, шьют и носят одежду, которая открывает тело. Быть в публичных местах в одежде, которая подробно подчеркивает формы тела, сейчас считается модным, а идти по улице голым, то есть в недостаточном количестве одежды, значит идти в ногу со временем. Сегодня многие могут думать, что "опоясание из листьев" может быть приемлемой одеждой. Нынешние пляжи как раз и собирают мужчин и женщин, одетых не более чем в опоясания. Господь же хочет, чтобы человек одевался, закрывая свое тело, а не открывая его.
Многие люди выступают в защиту недостатка одежды летом, ссылаясь на очень жаркую погоду. И действительно, на улице жарко! Однако в случае с Адамом и Евой видим, что климат тогда был настолько теплый, что они могли находиться без одежды вообще, и им не было холодно. Если только погода должна влиять на количество одеваемой нами одежды, то сегодня все люди могут ходить по улице голяком, ведь там очень жарко! Абсурд! Обратим наше внимание на тот факт, что не холод привел Адама и Еву к тому, чтобы сшить себе опоясания из смоковных листьев, а понимание ими добра и зла. И не смотря на теплый климат на земле в то время, Бог одел людей, закрыв тем самым их тела. Значит, Бог хочет, чтобы люди были достаточно одеты, даже если настолько тепло, что можно обойтись и без одежды. Одевание первых людей указывает на то, что за покрытием тела стоят не только холод и внешняя защита тела, но и духовная сторона, которая и побудила человека к тому, чтобы покрывать свою наготу, что впоследствии Бог сделал в совершенстве. Итак, если мы не маленькие дети и понимаем уже, что такое добро и зло, потому что научены Господом, то в повседневной жизни мы не должны ходить нагими, а покрывать свое тело достаточно, как и сам Господь закрыл тела Адама и Евы.
2. «Оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их» (Ис. 3:17). «И поступят с тобою жестоко, и возьмут у тебя все, нажитое трудами, и оставят тебя нагою и непокрытою, и открыта будет срамная нагота твоя и распутство твое и блудодейство твое... и подвергнешься посмеянию и позору» (Иез. 23:29,32). «Советую купить тебе у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:18). «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16:15). Прочитав все эти отрывки из Писания, видим, что в них есть нечто общее – в этих стихах об обнажении тела и открытии наготы говорится как о сраме и позоре для человека. Таким образом Господь показывает, что его народ будет посрамлен и постыжен Им за непослушание (Ис. 3:17; Иез. 23:29,32), либо указывает на жалкое духовное состояние и слабость веры христиан (Откр. 3:18; 16:15), что также является позором и стыдом для Божьих детей. Однако из этого образа можно увидеть и простую истину, взятую из буквального применения образа – раскрывать свое тело – это срам и позор для человека. Думаем ли мы также?
В нынешнем мире уже произошло то, о чем можно сказать словами пророка Исаии: «...зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!» (Ис. 5:20). Да, к большой печали, стандарты извращены. И если в библейские времена открытие тела было позором, то сейчас это нормально и модно. Говоря о таком отношении, хочется процитировать из книги пророка Иеремии 6:15: «Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют». Мы же, дети Божьи, не будем подражать миру, но давайте стремиться к тому, чтобы смотреть на все глазами Господа нашего!
3. «Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах» (Лук. 8:27). «И вышли видеть происшедшее; и пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись» (Лук. 8:35). В этих стихах мы читаем о человеке, одержимом бесами. Они настолько овладели им, что он даже не одевался в одежду. Мы не знаем точно, на что указывают эти слова – полное отсутствие одежды или частичное, но очевидно то, что тело его не было покрыто достаточно для человека. Когда же Иисус Христос изгнал бесов из этого человека, то после его нашли одетым и в здравом уме. Отметим, что когда из этого человека вышли бесы, и он обрел здравый ум, то он оделся. Из нездорового человека, не одевавшегося в одежды, он превратился в человека с здравым умом и одетого. Какой же вывод сделать из этих стихов? Человек в здравом уме всегда одет в обществе других людей, то есть достаточно покрывает свое тело. Что можно сказать о тех людях, которые сегодня недостаточно одетыми выходят из дому или находятся на общем пляже среди мужчин и женщин также раздетых? В здравом ли они уме? Сколько бесов вошло в них, чтобы быть такими осознанно?
4. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мат. 18:5,6). Разве человек, недостаточно прикрывающий свое тело или подчеркивающий его обтягивающими вещами, не является соблазном для других? Вспомним историю с Давидом и Вирсавией, описанную во 2 книге Царств 11:2-4. «Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома, и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой». Царь Давид не устоял перед видом купающейся женщины и совершил прелюбодеяние. Это пример того, как отсутствие одежды соблазняюще влияет на противоположный пол. Или может быть мы забыли слова, сказанные Иисусом в Нагорной проповеди: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мат. 5:28). Иисус учит, что прелюбодеяние является грехом не только на деле, но даже и в мыслях. Многие люди сегодня по причине раскрытия своих тел и являются соблазном, ведущим ко греху. Короткая, прозрачная или обтягивающая одежда делает человека предметом похотливых взглядов, за которыми лежит грех. И нам не нужно думать, что мы не влияем на окружающих людей своей одеждой или отсутствием ее. И всякий раз, идя на публичный пляж, давайте не будем забывать захватить с собою и жернов на шею по рекомендации нашего Господа.
5. «И увидел я среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу... И вот - навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем» (Прит. 7:7,10). Из этого отрывка можно увидеть, что одежда, наряд, очень многое говорят о человеке. Так по одежде нетрудно определить женщину легкого поведения. Парадокс весь в том, что сейчас, в эти знойные летние дни, такая одежда очень популярна, но почему-то особы, которые ее носят, спокойно воспринимаются и одобряются обществом. Это указывает на то, как низко в духовном смысле пал этот мир. Давайте же следить за своим нарядом, чтобы по нему нас не относили к людям развратного поведения!
6. «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9,10). Эти слова показывают, что есть приличное ("пристойное" В.П.) одеяние, ношением которого движет стыдливость и целомудрие. Одеваясь в такую одежду, христианин ставит перед собой цель показать не себя, а добрые дела, которые в Боге соделаны.
Подумаем над тем, по каким критериям мы выбираем себе одежду в магазинах и с какой целью мы ее носим. Чтобы быть модным, привлекательным и современным? Или же мы осознаем, что есть разница между спальной комнатой и улицей или общественными местами, и чувство стыда и здравомыслие не позволяют нам одеваться в равное количество одежды, так как быть среди людей недостаточно одетым – непристойно!
Братья и сестры! Давайте обращать наше внимание на то, как мы одеты и достаточно ли, особенно сейчас, в эти жаркие летние дни. Бог сделал одежду, чтобы покрыть тело человека, а не наоборот, раскрыть его. Только Бог нас должен учить как нужно одеваться и с каким отношением, и ни в коем случае не этот мир! И если из-за непристойной одежды мы подвергаем опасности свою душу и души ближних, то стоит ли пренебрежительно относиться к тому, как мы одеваемся?!
Сергей Бойко