Будь доволен тем, что имеешь
Поговорим о наших желаниях. Само по себе желание – это грех? Нет. Мы можем сильно желать чего-то и при этом не грешить. Например, желать исполнять волю Божью. Разве это плохо? «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9). Но желание, или, если точнее, объект желания, может быть выбран неправильно.
Желать того, что принадлежит другому, испытывая при этом сильное чувство досады, называется завистью. Это не просто желание иметь что-либо, но желание иметь лишь по той причине, что это есть у другого. Это уже грех. Зависть – это то, что никогда невозможно удовлетворить. Можно быть очень богатым, но желать то, что имеют бедные. Вспомните притчу, которую рассказал пророк Нафан Давиду о богатом человеке, который пожалел своих овец для странника и взял овцу у бедного(2 Цар. 12:1-4). Или другая история о царе Ахаве, который, будучи богат, пожелал виноградник, который принадлежал другому человеку, и из-за этого пошел на убийство (3 Цар. 21).
Желание иметь достаток - не грех. Плохо, когда человек думает, что в земном богатстве и заключается счастье и радость. Иисус предупреждает своих слушателей: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15). Автор послания к евреям предупреждает: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (13:5). Зависть – это дело плоти. Своими силами с плотью не справиться, но Бог поможет нам справиться с плотью. «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13). Без Духа Святого с плотью не справиться. Если только Дух Божий живет в вас. Молитесь и просите у Бога помощи от искушения завистью. «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Смиряйте себя, и Господь укрепит вас. «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое» (Пс. 9:38).
Случается, что искреннее желание помочь ближнему оборачивается печалью и болью для того, кому хотят помочь. Пример можно увидеть в книге Иова. Три друга Иова, Вилдад, Елифаз и Софар (по возрасту старцы) искренне хотели помочь Иову. Говорили ему правильные слова о наказании за грехи. О том, что должно обратиться к Богу, покаяться и Бог перевяжет раны Иова. Хорошие, правильные слова, искреннее желание помочь, утешить. Но причина страданий Иова - не его грехи. В глазах Божьих Иов был непорочным, праведным человеком. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8).
Бог испытывал верность Иова, в этом причина его (Иова) страданий. Друзья же своими «правильными» советами лишь усиливали страдания Иова. «Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему. Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим?» (Иов 6:26-28).
За все свои поступки, за все свои слова мы дадим ответ Богу. Мудрые мы даем советы или глупые? А от глупости рукой подать до греха: «Помысл глупости – грех…» (Прит. 24:9). Итак, не всякое желание есть грех. Наши проблемы начинаются тогда, когда не мы руководим желаниями, а желания руководят нами. «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» (Прит. 4:26).
Игорь Олефира