Ненависть
Как вы отнесетесь к тому, если я буду учить, что нам нужны христиане, которые знают и умеют ненавидеть? Возможно, вы подумаете, что что-то со мной не так или я оговорился. Уверен, что многие считают необходимым говорить о том, что нам нужны христиане, которые умеют любить. Да, без любви христиане ничто, и апостол Павел ясно высказался по этому поводу: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1-3). Итак, мы должны любить Господа, истину, братство, погибших, врагов, близких и родных. И действительно, нам не хватает христиан с искренней любовью. Любви надо учить, и надо поощрять христиан практиковать любовь. При этом надо возвещать всю волю Божию и быть объективными, говоря о воле Господа. Библия учит не только любви, но призывает и к ненависти. Поэтому давайте и поговорим о ненависти.
Прежде всего, давайте отметим ненависть, иметь которую Бог запрещает. В Толковом словаре Ожегова мы находим определение слову «ненависть» – чувство сильной вражды, злобы. Да, человек – существо эмоциональное, но нельзя позволять всякому чувству управлять человеком. Итак, будет неправильным иметь ненависть
1) к человеку. Павел причисляет ненависть к делам плоти, которые стоят на пути к небесам: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21). Очевидно, что это ненависть к другому человеку, что характерно для людей из мира: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Титу 3:3).
2) к Божеству. Иисус говорил с апостолами о неверующих и противящихся Богу, называя неверие и ненависть грехом: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего».
Апостол называет ненависть к Богу одним из грехов язычников, на которых приходит гнев Божий за то, что они отвергли Бога: «злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям» (Рим. 1:30).
3) к брату во Христе. Кто-то может спросить: «Разве такое бывает?». Посмотрите, о чем пишет апостол Иоанн: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме… А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Иоан. 2:9,11). «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Иоан. 3:15). «Кто говорит: `я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоан. 4:20,21). Итак, такая проблема существует, поэтому давайте будем действительно любить братьев, таким образом демонстрируя свою любовь к Всевышнему.
Теперь давайте поговорим о ненависти, одобренной Богом. Надо признать, что Бог есть любовь, но при этом надо помнить, что есть и кое-что, что Бог ненавидит. «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Прит. 6:16-19).
Об Иисусе сказано: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр. 1:9).
Если мы являемся детьми Божиими, то нам должно подражать Богу и Иисусу («Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное», Ефес. 5:1,2. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его», 1 Пет. 2:21). Если это так, то и мы должны ненавидеть беззаконие, то есть грех («Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие», 1 Иоан. 3:4).
Почему же мы должны ненавидеть грех? Во-первых, его ненавидит Бог. Во-вторых, грех ведет к вечной погибели («Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем», Рим. 6:23).
Нам необходимо оставить свои грехи и помогать другим избавляться от грехов («Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его», Кол. 3:5-10. «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов», Гал. 6:1,2).
Нам, как последователям Христовым, должно ненавидеть лжеучения. Иисус говорил христианам первого века: «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр. 2:6,15).
Посмотрите, насколько серьезны слова Иисуса, и что происходит сейчас? Люди не хотят замечать лжеучений, не хотят говорить о них, не желают выступать против них, да и осуждают тех, кто не хочет молчать, не желает закрывать глаза на лжеучения. Итак, почему надо ненавидеть лжеучения? Во-первых, Христос ненавидит их. Во-вторых, лжеучения не являются истиной, а следовательно, не дают свободы от греха (Иоан. 8:32). Быть просто религиозным слишком мало, надо исполнять волю Отца («Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие», Мат. 7:21-23).
Может показаться странным, что нам должно ненавидеть свою душу (жизнь). Иисус же сказал: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан. 12:25). Слова в евангелии от Марка 8:35 помогают понять, о какой ненависти идет речь: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Нас следует осознавать, что свою жизнь мы должны посвящать Иисусу и оставаться верным Ему во что бы то ни стало. К этому призывает Христос: «…Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).
Призыв к ненависти в Новом Завете не является чем-то новым для людей. «Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Прит. 8:13). «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, - и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов» (Амос 5:14,15).
Итак, учит ли Бог людей ненавидеть? Да, нам следует ненавидеть грех, лжеучения, свою душу, но нам нельзя ненавидеть людей, Бога и братьев.
Пусть наше отношение будет всегда таким, о каком говорит псалмопевец: «Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи» (Пс. 118:104).
Александр Зотов