Учусь контролировать желания (2)
Наша вера в Бога проверяется нашей жизнью и воплощается в наших поступках. Мы можем воодушевлять людей, но может статься так, что наши поступки будут камнем преткновения для тех, кто рядом. На пути христианина не могут не встретиться камни преткновения, Библия говорит об этом: «…невозможно не прийти соблазнам» (Лук. 17:1). Горе тому, кто эти камни разбрасывает! «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук. 17:2). И в этой связи на нас возложены две обязанности:
-
Указать на грех. «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лук. 17:3). Конечно, обличение доставляет мало удовольствия, но уклоняться по малодушию от этой обязанности мы не можем. Наше молчание может побудить другого думать, что его грех не имеет значения. И тогда мы будем в роли разбрасывающих камни преткновения. Пусть воодушевит нас пример Иисуса, Который, зная, что Его могут убить, обличал грешников: «…однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего…» (Иоан. 8:37-44).
-
Простить кающегося. «И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему» (Лук. 17:4). Как это возможно? У кого хватит терпения на это? У Бога хватает терпения ждать, чтобы люди пришли к покаянию. Бог не отказывает в прощении ни одному кающемуся грешнику. Если мы отказываем в прощении искренне кающемуся брату, не подумает ли он, что каяться бесполезно? В этом случае мы будем в роли разбрасывающих камни преткновения. Пусть воодушевит нас пример Христа. Он не единожды был отвергаем людьми, но не отворачивался даже от тех, кто распял Его, просил об их прощении: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают…» (Лук. 23:34).
Чтобы не проявить малодушие, когда необходимо указать на грех и иметь терпение, чтобы прощать, необходима вера, много веры, думали ученики и просили у Иисуса об укреплении своей веры. «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лук. 17:5). Разве не думаем мы, что в подобных ситуациях требуется особенная вера, особенная подготовка? Иисус же обращает внимание своих учеников на то, что дело не в количестве веры, а в её качестве: «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лук. 17:6).
Если бы мы все имели веру такого качества, для нас не было бы ничего невозможного. Каждый из нас может иметь такую веру. Нужно просто доверять Богу и Его слову. Грешник мёртв в глазах Бога, и это нам известно. Он находится в состоянии, в котором были все мы до своего обращения. Разве не этому учит Библия? «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Это то горчичное зёрнышко веры, которое должно быть в нашем сердце. Это значит, что мы найдём силы, чтобы указать на грех, и у нас хватит терпения, чтобы ещё и ещё раз простить согрешившего против нас брата. Наша вера может быть всесильной, но это не должно вскружить нам голову. Наша жизнь – служение Богу в качестве раба. Мы делаем то, что Бог говорит нам делать: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10).
Человек обладает удивительной способностью не реагировать на предупреждения, которые сыплются на него со всех сторон. Предупреждения – как сигнальные лампочки в нашей жизни. Их цель – предупредить нас, обратить наше внимание на опасность. «Будь внимателен, - говорят они нам, – это может плохо кончиться». А человек делает все для того, чтобы успокоиться, убеждая себя: «Это меня не касается, я не такой как другие, со мной ничего такого не случится, отложу-ка я это на завтра». Приходит завтра и ничего не меняется: письмо родителям так и не написано, ребёнок предоставлен сам себе, где он ходит после школы, кто его друзья, я не знаю. Жена как заводная мотается между работой, рынком, школой и кухней, надо бы больше ей уделить внимания, устаёт она сильно. Так и я устаю. Завтра, всё завтра. Библия открыта на послании к Римлянам. Всё-таки сложно написано, тут требуется время, чтобы хорошенько во всём разобраться, а сегодня, пожалуй, не до того. Что у нас завтра за день, воскресенье? Надо быть на собрании, уже два раза пропускал. Так ведь дел невпроворот, но завтра я буду, или в следующее воскресенье, точно.
Сигнальные лампочки вспыхивают снова и снова, а мы, как заправские электрики, отключаем их, не моргнув глазом. К этому легко привыкнуть, а что же дальше? Дети, которым безразличны их родители, разбитые семьи, потерянные христиане. Хотите быть в безопасности? Хотите научиться контролировать свои желания? Не отключайте лампочки Божьих предупреждений.
Милость – отличительная черта обновлённого человека. Христианин – человек милостивый. Обычная реакция на страдания другого человека – жалость. Не так ли? Кто-то думает, что это милость. Но только жалость – это не милость. Милость – это жалость, которая проявляется в наших поступках. Именно так определяется милость в Библии.
Вспомните притчу о самарянине, который позаботился о погибающем человеке. На вопрос Иисуса о том, кто же является ближним пострадавшему от разбойников, был дан ответ: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лук. 10:36,37). Это означает, что мы должны не только испытывать чувство жалости и сострадания к тем, кто голоден и в нужде, но и предпринимать попытки, чтобы накормить их. Церковь состоит из людей, которые не только молятся о тех, кто болен или в нужде. Церковь – это люди, которые проявляют милость в своих делах. Кто может проявлять истинную милость? Тот, кто понимает, что такое милость и к кому проявляли милость. Бог проявил свою милость к нам, хотя за грехи свои мы заслуживали наказания. Писание ясно говорит о том, что тот, кто получил милость, должен оказывать милость другим. Вспомните притчу о том, как человеку прощены были долги, а сам он не простил долга товарищу своему. «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мат. 18:32,33). Получается, что, являюсь ли я действительно милостивым по Библии, зависит от того, помню ли я, что по милости Божьей получил прощение грехов и все духовные благословения. Если я помню об этом всегда, то буду оказывать милость другим.
У нас есть сёстры и братья, которые болеют, - справьтесь об их здоровье, посетите их. Кто хоть раз видел слёзы благодарности брата или сестры, вряд ли забудет это.
Оказывайте милость и прощайте тех, кто согрешил против вас: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мар. 11:25,26). Оказывайте милость и приводите других ко Христу: «Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20). Оказывайте милость, и Бог окажет милость вам. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мат. 5:7).
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоан. 2:15,16). Мир влияет на нас и его влияние разрушает. Верное дитя Божье смиряется не перед миром, а пред Богом. Бог обещает быть с теми, кто смиряется перед Ним: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). Смирение перед Богом – та благодатная почва, на которой вырастут и другие качества, характерные для нового человека, созданного по Богу. Наше смирение проявляется в отношении к Богу, к Его слову, в наших отношениях с людьми. Смирение перед Богом берёт начало из возвышенного понимания Бога. Понимание безграничного могущества, величия, святости Бога смиряло людей, которые видели проявления Бога, Его славы. Моисей снял обувь и склонился перед Богом. Исаия говорил: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). Иоанн упал к ногам Божьим: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний» (Откр. 1:17).
Мы не сможем стать истинно смиренными людьми до тех пор, пока у нас не будет такого смиренного отношения к Богу. Чем больше я понимаю свою ничтожность в сравнении с Творцом, тем меньше я поддаюсь искушению быть гордым и завистливым. Проявление смирения перед Богом невозможно без смиренного отношения к Его слову. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Библия дана нам не просто для того, чтобы увеличить количество наших знаний о Боге. Эти знания преследуют определённую цель – повиновение воле Божьей. Одна из самых известных молитв Павла посвящена познанию Бога и повиновению Его воле: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1:9,10).
Смиренно исследуя Писания, мы тем самым позволяем Богу указывать нам на то, что ещё нужно изменить в нашей жизни. Понимание того, что всё в своей жизни получаем из рук Божьих, помогает проявлять смирение относительно своих способностей. Павел, говоря о своём тяжёлом труде апостола, связывал свои достижения с милостью Божьей: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10). Мир говорит, что всего ты можешь достичь сам, ты хозяин своей жизни. Эгоцентризму мира мы можем противопоставить своё смирение пред Богом. Он обещал позаботиться о тех, кто смиряет себя, кто полагается на Него: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мат. 6:33,34).
Игорь Олефира