Грех к смерти
Читая послание Иоанна, мы находим интересный отрывок: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Иоан. 5:16,17). Что значит «грех к смерти»? О чем это не нужно молиться?
Ранее Иоанн написал, что если «исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9). Написано, что Бог может простить грех, «всякую неправду», при условии исповедания этого греха пред Богом, то есть признания этого греха и раскаяния в этом грехе. Здесь будет уместным вспомнить ещё один отрывок: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21). Итак, исходя из этих мест Писания, непростительных поступков нет, человек всегда может раскаяться и прийти к Богу.
О каком же грехе к смерти может писать Иоанн? Если вы снова внимательно прочтете отрывок из 1 Иоанна 1:9, вы увидите, что Бог может простить всякую неправду, любой грех, но при одном условии – при покаянии. Если это условие не будет соблюдено, Бог не простит этого греха. Когда человек в грехе, то у него только два пути: к Богу через раскаяние или к смерти. «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Если человек не хочет раскаяться в своём грехе, то грех неизбежно приведет его к духовной смерти. Отсюда и идея: «грех к смерти». Итак, «всякая неправда есть грех», и Бог может простить всякую неправду, кроме той, в которой человек не хочет раскаяться. И кто бы ни молился о таком человеке, Бог не даст ему вечной жизни, духовной жизни, пока он сам не обратится от греха.
Иоанн учит молиться о человеке, который согрешил грехом не к смерти, то есть согрешил и раскаялся в этом. И тогда Бог даст ему жизнь, духовную жизнь, прощение. В стихе речь идет о молитве с конкретной целью, с целью прощения согрешившего. Однако если говорить о грехе к смерти, то есть о грехе, в котором человек не хочет покаяться, то сколько бы мы ни молились о прощении этого человека, о его духовной жизни, Бог всё равно не простит его. Поэтому Иоанн и написал, что не нужно просить об этом, то есть молиться о прощении и вечной жизни человека, который не хочет обратиться к Богу. Этот запрет касается только человека некающегося. Это не касается других молитв, ибо написано: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2:1).
Как видно, «смертный грех» в Библии – это совсем не то, что принято понимать под этим выражением в народе.
Валерий Гайдаш