Что посеет... (1)
Есть стихи в Библии, которые повторяются людьми едва ли не чаще всех остальных: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7). Эти стихи ещё называют принципом или законом "сеяния и жатвы". Люди повторяют этот принцип, но, во-первых, недопонимают его во всей полноте и его неотвратимости в жизни человека; во-вторых, очень слабо учитывают его в своей жизни. А многие люди скорее совсем его не учитывают в своих делах и своих поступках. Даже в миру люди знают о существовании этого принципа: "...Ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему" (Иов 34:11). Даже люди в миру иногда осознают, что какие-то из неприятностей есть результат их поступков в прошлом. Они могут ошибаться, но они, рассуждая так, движутся в правильном направлении. Иногда такие размышления ведут людей к Богу.
Есть много различных обстоятельств и условий в том, как реализуется этот принцип в жизни, как происходит сбор урожая. Мы, христиане, должны знать, что событий и обстоятельств в нашей жизни, которые являются реализацией этого принципа, значительно больше, чем мы себе представляем. Этот принцип учитывает и влияет, прежде всего, на нашу душу. Он действует в нашей жизни значительно тщательнее, чем мы можем себе представить. Это вся наша жизнь.
Уже с первых глав Библии Господь учит принципу воздаяния за грех на примере одного из тяжких и отвратительных грехов – убийства: "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9:5,6).
В Библии есть впечатляющие примеры того, как этот принцип был реализован. Первый пример - убийство Навуфея: "Услышав, что Навуфей побит камнями и умер, Иезавель сказала Ахаву: встань, возьми во владение виноградник Навуфея Изреелитянина, который не хотел отдать тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер. Когда услышал Ахав, что Навуфей был убит, встал Ахав, чтобы пойти в виноградник Навуфея Изреелитянина и взять его во владение. И было слово Господне к Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии, вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять его во владение; и скажи ему: "так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?" и скажи ему: "так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь" (3 Цар. 21:15-19). Хоть убийство было реализовано не руками Ахава, но Бог точно называет инициатора, первопричину и главного виновника. И вот результат – реализация Божьего принципа: "А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен. Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу. И провозглашено было по всему стану при захождении солнца: каждый иди в свой город, каждый в свою землю! И умер царь, и привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии. И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек" (3 Цар. 22:34-38).
Следующий пример действия принципа “сеяния и жатвы”: "...Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем" (2 Цар. 12:9-12). Результат – гибель Амнона и Авессалома, бесчестье Фамари. И вот ещё результат: "И сказал Ахитофел Авессалому: войди к наложницам отца твоего, которых он оставил охранять дом свой; и услышат все Израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего, и укрепятся руки всех, которые с тобою. И поставили для Авессалома палатку на кровле, и вошел Авессалом к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля" (2 Цар. 16:21-22).
Один из примеров того, как действовал принцип воздаяния за убийство, можно найти в ранней истории Израиля. Убийство невероятное и неправдоподобное по своей бессмысленной жестокости: "И дали ему семьдесят сиклей серебра из дома Ваалверифа; Авимелех нанял на оные праздных и своевольных людей, которые и пошли за ним. И пришел он в дом отца своего в Офру и убил братьев своих, семьдесят сынов Иеровааловых, на одном камне. Остался только Иофам, младший сын Иероваалов, потому что скрылся" (Суд. 9:4,5). Недолго пришлось ждать того, как Господь начал действовать в соответствии со Cвоим принципом: "Авимелех же царствовал над Израилем три года. И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху, дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых, и кровь их обратилась на Авимелеха, брата их, который убил их, и на жителей Сихемских, которые подкрепили руки его, чтоб убить братьев своих" (Суд. 9:22-24). Авимелех же лично получил следующее: "Авимелех пришел к башне и окружил ее и подошел к дверям башни, чтобы сжечь ее огнем. Тогда одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. Авимелех тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: женщина убила его. И пронзил его отрок его, и он умер" (Суд. 9:52-54). Это позорная смерть для воина. Абсурдная дикая жизнь и позорная смерть. Но на то была воля Господа: "Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих. И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их; и постигло их проклятие Иофама, сына Иероваалова" (Суд. 9:56,57).
Дополнительное назидание в этой истории в том, что жители Сихема и Авимелех объединились, скооперировались на зло. И в результате между ними произошло разделение. А это тоже одно из проявлений принципа “что посеешь, то и пожнешь”. Объединились для греха – огорчили Господа, то пришло и им огорчение по воле Божьей. Именно этому учил Бог первых людей. Змей и женщина скооперировались и совершили грех. Скооперировались для того, чтобы совершить преступление перед Богом, то Бог послал им как наказание – разделение: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15). В настоящее время не надо далеко ходить за примерами. Сколько собутыльников лишают друг друга жизни. Перед выпивкой – “земеля”, “дружбан”, Колян, Вован, а в конце выпивки - за последние 50 грамм проламывают друг другу черепа.
Если человек делал зло, обманывал, грабил, убивал, то совсем не обязательно, чтобы для его страданий производилось подобное зло. Бог силен сделать его мнительным, трусливым, ранимым. Такой человек будет бояться и шарахаться от мнимых, нереальных страхов. Он будет страдать от того, что ему кажется будто бы кто-то намерен сделать ему зло: "Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его" (Прит. 28:17). Человек, делающий зло – грабитель, убийца, будет бояться насилия даже там, где ему не угрожают. Его жизнь будет кошмаром: "Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его" (Иов 18:5), и "Со всех сторон будут страшить его ужасы и заставят его бросаться туда и сюда" (Иов 18:11). Это есть различные психозы и нарушения психики - Афганский синдром, Чеченский синдром и т.п.
Украл деньги или отнял имущество, не важно у кого: у человека, у организации, у государства (не важно у кого, важно то, что взял не своё), значит будут и у тебя потери. “Урвал” на работе лишнее – не пойдет на добро, и позже будут недоумения: “Куда все подевалось?” Получил взятку, и это Господь не оставит без внимания. Позже будет потеряно на болезнь, на ремонт машины после ДТП, и т.п. И потеряно будет значительно больше. Раньше или позже - это уже не существенно, через день, через месяц, через год или через двадцать лет. "Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло" (Еккл. 8:11) – закон пока ещё не отменен.
Действием этого закона Бог постоянно учит человека и о неотвратимости наказания, и об источниках зла, и пониманию добра и зла. Человек, делающий плохо и больно другим, узнает как оно и на себе, "на своей шкуре".
Валерий Колесник