Что посеет... (2)
В Новом Завете страдание рассматривается как воспитательная мера: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр. 12:6,7). Более точное значение начальных слов в стихе: “Вы терпите ради воспитания и улучшения”. Здесь использовано греческое слово Paideia (παιδεία), которое переведено на русский язык как “наказание”. Оно подразумевает инструктирование, тренировку, исправление и исправительное наказание. Или, иными словами, Paideia обозначает «воспитание со всей необходимой строгостью». Это воспитание, подобное тому, которое получали и получают дети в закрытых престижных школах. О них заботятся, их кормят, одевают, учат профессии, необходимой в дальнейшей жизни, воспитывают и, при необходимости, наказывают. Естественно, что Божья школа более полезная, более милосердная и более строгая. "Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его" (Евр. 12:10). Родители готовят ребенка к земной жизни и воспитывают как умеют, а Господь готовит нас к вечности, и поэтому Его воспитание более строгое, точнее, более действенное.
Порой Господь исправляет человека, допуская ему страдать, чтобы сделать его совершенным. “Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности” (Евр. 12:11). Если временно, с точки зрения анализа текста, опустить в этом стихе описательно-определительное предложение: “...В настоящее время кажется не радостью, а печалью” и дополнение: “...Но после наученным через него”, - то становится более ясной идея: “Всякое наказание... доставляет мирный плод праведности”. Именно всякое, каждое наказание предназначено для воспитания у человека праведности, правильного характера, для совершенствования человека, для формирования его праведности. Опущенные придаточное предложение и дополнение в тексте не искажают эту идею, но несколько затеняют. Слово “paideia” обозначает инструктирование и, именно, исправительное наказание, которое может быть причиной страданий. То есть, всякое страдание для человека - это воспитание человека.
Не все человеческие грехи всегда направлены конкретно против человека, но все свидетельствуют о неповиновении Богу. Грешишь – ранишь сердце Господу: "…Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5:4), - твоему Творцу и Создателю. Господь не останется безразличным к поступкам человека или людей: "Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным" (Прит. 16:5). "Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф" (Иер. 2:19). "За то, что ты не вспомнила о днях юности твоей и всем этим раздражала Меня, вот, и Я поведение твое обращу на твою голову, говорит Господь Бог, чтобы ты не предавалась более разврату после всех твоих мерзостей" (Иез. 16:43). "...Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие" (Ефес. 2:3). "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!" (Рим. 2:9).
Отвечает на зло и Господь, но отвечает воспитательными мерами, а не как немилосердный судья: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его" (Пс. 102:8-11). Господнее воспитание человека милосердное, естественное и неотвратимое. Принимает ли человек это воспитание или нет – это и есть свобода выбора человека.
Но что важно для нас, это то, что зло вернется в нашу душу. Из души вышло, в душу вернется. Как добро так и зло рождается в сердце, в душе: "...А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека" (Мат. 15:18-20), и "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мар. 7:21-23). Поэтому Господь воспитывает и шлифует, прежде всего, нашу душу. В сердце рождается зло, в сердце оно и должно умереть. Но если не умерло, то реализуется в поступке. Господь применит воспитательную меру и зло вернется к человеку: "Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее" (Ос. 8:7).
Если человек сам себя оправдывает, то в этом проявляется его гордость. Но Господь гордым противится. Господь не останется безучастным к поведению такого человека. Вполне Господь может человеку допустить искушение, исход которого не известен, может допустить ситуацию, в которой он согрешит. Тем самым Господь показывает самоправеднику его греховность и беспомощность без Бога. И будут у самоправедника огорчения.
Обстоятельства, в которых живет человек, Господь создает Своим Провидением. Ничего случайного не происходит в жизни человека. Ничто не может случиться с человеком помимо воли Божьей. Своей волей Господь подводит к нам или отводит от нас различных людей. Они нам помогают или вредят. С их участием и рождаются обстоятельства, в которых мы живем. И эти обстоятельства – это совершенный Божий дар: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак. 1:17). Эти обстоятельства - это школа воспитания и совершенствования человека. Это школа, созданная Богом.
Обстоятельства, в которых восстает зло, инициированы самим человеком, но создаются Богом, Его Провидением. Действие принципа воздаяния как воспитания неотвратимо. То есть можно утверждать, что обстоятельства, в которых мы живем, мы порождаем сами. Стесненные обстоятельства, в которых оказывается человек, его неурядицы, болезни, конфликты, неустроенная семейная жизнь и т.п. - это проекция или репродукция его неупорядоченной души в окружающий его материальный мир. Порождает человек негатив в мыслях, будет негатив и вокруг него. Если веришь в то, что рядом зло, то оно и будет рядом. Если веришь, что ближние подлые и злые, то такими они и окажутся. Если веришь, что рядом зло, значит отвергаешь идею о том, что Бог творит все совершенное, значит Бог пошлет в качестве испытания вокруг людей подлых и злых.
Добро, мир, благополучие, безопасность - это тоже проекция нашей души на окружающий мир. Если человек творит мир и делает добро, то мир и добро вокруг него: "Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир" (Иак. 3:18). Иными словами: “Мир, происходящий от меня, произведет мир вокруг меня” или “Те, кто несет (сеет) мир, посредством праведности получат мир”.
Если человек порождает зло, то через его жизненные условия и обстоятельства зло к нему и возвращается. Из сердца зло исходит, поселяется и живет рядом с нами, и в его же сердце возвращается. Как и добро исходит из сердца человека, поселяется и живет рядом с нами, и в его же сердце возвращается. И в этом тоже действует Провидение Божье: "...И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда" (1 Пар. 28:9), и ещё: "С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его" (Пс. 17:26,27).
Если из сердца человека исходит зло, то это значит, что плоть его сильна, а разум, дух бездействует, значит человек уподобляется животному. Если человек к этому стремится, то и будет животным: "Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды" (Дан. 4:30,31).
Сейчас совсем не обязательно превращать человека в животное буквально, как в случае с Навуходоносором. Ругающаяся женщина не лучше обезьяны. Дерзкий подросток-хулиган подобен бодливому козлу. Пьяница, лежащий на тротуаре, хуже свиньи, лежащей в теплой луже. Сплетник и склочник хуже хорька. И это тоже Божий принцип “сеяния и жатвы”: "...То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным" (Рим. 1:24-26), и ещё: "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы" (Рим. 1:28-31).
Хочет человек быть дураком, стремится к этому, значит и будет им: "Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел" (Ис. 8:20-22). Человек не ищет Слова Божьего, дающего свет, значит будет ходить во мраке.
Валерий Колесник