Памятка для курильщиков
Более чем достаточно исследований показали, что курение – это медленное самоубийство (и убийство ближнего). И, тем не менее, некоторые из курящих верующих продолжают муссировать вопрос: “Курение - грех или не грех?”. Хотя вместо этого вопроса им следовало бы задуматься над другим: “Каким образом избавиться от этой пагубной привычки как можно быстрее?”.
Не убий. Бог запрещает отнимать чью-либо жизнь, в том числе и свою: "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его" (Быт. 9:5). И не имеет значения каким образом отнята жизнь: выстрелом, ударом или длительной болезнью, которую человек нашел для себя сам. Убийство – грех.
Мы не свои. Уж тем более не допустимо христианам разрушать свое собственное тело. Мы не свои: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6:19,20). Мы – Тело Христово. Из-за нашего греха Христос страдал на кресте. А теперь курящий христианин заставляет Христа страдать и далее. Каждая затяжка сигареты – это боль нашему Спасителю. Если бы сейчас Христос явился к нам в человеческом теле, то позволил бы в этот момент кто-нибудь из христиан сделать больно телу Христову, больно Христу? Конечно, нет! Но курильщик это делает!
Христианам заповедано: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим. 12:1). Служить, пламенеть духом, но не дымить окурком.
Менталитет. В нашей стране уже сформировался менталитет: “Верующий не пьет, не курит…”. Если же о ком-то из верующих говорят, что он курит, то сомнения у неверующих: “Какой же это христианин”. Курящий христианин меняет в сознании людей образ верующего. Свои курением он утверждает: “Да нет! Верующие курят! Я же курю”.
Христос говорит: "Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мат. 5:14-16). “Верующий” и светит – бычком?!
Образ Христа. Курящий христианин формирует другой образ Христу, небиблейский. Если “верный” курит, а он “верен” своему Учителю, то значит и Учитель такой же безвольный, беспринципный, беспозвоночный, раб человеческой плоти. Но это есть хула на Христа, на Бога. Разве останется курильщик ненаказанным? Пусть вспомнит грех Давида: "...Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын" (2 Цар. 12:14). Курящий христианин позорит имя христианина, Церковь и Христа.
Ближние. Курильщик огорчает ближних. Они огорчены его слабостью, его беспомощностью. У многих людей, кто рядом, курение вызывает помимо физического отвращения к дыму ещё и психологический дискомфорт, раздражение и недовольство. Раздражает дым сигарет, прокуренная квартира, одежда, желтые пальцы, желтые зубы. И это часто выше сил того, кто рядом. К этому не возможно привыкнуть. Христиане должны это учитывать: "Лучше… не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим. 14:21). А ведь часто ближние изнемогают и страдают. Христос не оставляет без внимания и такие человеческие страдания. У Господа достаточно средств для усмирения строптивых.
Христос. Надо задавать себе вопросы: “А Христос делал что-нибудь подобное? Закурил бы Христос после напряженной проповеди? Особенно в тех событиях, в том обличении, которое Христос произнес в двадцать третьей главе. Можно ли представить себе: Христос в сильнейшем эмоциональном напряжении произносит: “…Оставляется вам дом ваш пуст…”, - и затем судорожно достает сигарету и в гневе затягивается? Чтобы снять напряжение. Немыслимо!
Или когда Иисус в ночь ареста в страхе и отчаянии три раза отходил молиться. Он молился, а не курил.
Курил ли бы кто-либо сейчас в присутствии Христа, если бы Он явился в теле? Во время разговора о Христе, очень часто неверующие курильщики удерживают себя от курения. Стыдятся. Даже у неверующих есть понимание: “Пока идет разговор о Боге, воздержусь от курения”. Но ведь Христос незримо постоянно рядом с нами.
Рабство. Курящий не свободен. Курящий исполняет желания своей плоти: "Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал. 5:16), а духу человека это противно. Ведь, как правило, большинство курильщиков не могут курить или не курить. Просто так: “Вот сейчас два года не курю, а с Нового года покурю месяца два. Потом снова не буду курить года три”. Не могут не курить! Плоть требует, и курильщик бежит в киоск. Он беспрекословно выполняет волю своей плотской натуры. Но вспомните: "Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб" (2 Пет. 2:19). Христиане должны повиноваться только Христу, а не плоти. Плоть немощна, тленна и Царствия Божия не наследует.
Грех. Возможно, что кто-то будет слепо настаивать, что курение не грех, так как прямого запрета курения в Библии нет. Такому “верному” полезен совет: “Если и нет запрета курить, и курение не объявлено грехом, то слабость в тебе все равно есть. И не обольщайся. Есть слабость, будет и грех. Не искушай Господа Бога Твоего”. Курильщик наносит вред собственному здоровью, здоровью ближних, бюджету своему, бюджету семьи, работодателю. Сколько квартир сгорело из-за непогашенного окурка. Сколько больных детей родилось из-за того, что мама курила. Сколько раз подростку пришлось соврать своим родителям. А это уже грехи. Сколько дополнительного мусора во дворах, в квартирах, в общественных местах. Сколько леса сгорело из-за брошенного окурка. Горят поля с урожаем, скирды соломы, склады горюче-смазочных материалов, производственные помещения и цеха. А это грехи! У кого из курильщиков есть гарантия, что от его окурка не случится что-нибудь подобное? Сколько денег было отнято от семейного бюджета. В Новом Завете сказано: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5:8). Курящий о домашних не печется! Курение – грех – орудие сатаны, явный или скрытый, прямой или опосредованный, совершающийся уже или отстроченный на будущее – многообразен как сам сатана.
Стимул. Курением человек пытается стимулировать и подбодрить себя. Делает это сознательно или неосознанно. Делает это в минуты страха, переживаний, конфликта, напряженного ожидания. И курение действительно снимает напряжение. Но нет в душе и в жизни человека ничего случайного. Все допущено нам Господом. Все для того, чтобы христианин думал, бодрствовал и размышлял: "Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него" (Еккл. 7:14). Надо искать корень проблем, стрессов, страхов и переживаний. Надо обращаться к Богу. Нужно искать утешение не в искусственных стимулах и средствах, а в Боге. Любые искусственные средства – это только попытка обойти воспитательную работу Господа, нам же сказано: "Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного" (1 Пет. 4:12). Так же плохи многие медицинские препараты: снотворное, успокоительные, возбуждающие и т.п.
Усиление зависимости. При каждой затяжке делается шаг в направлении фиксации привычки и вторичного усиления, связанного с видом и запахом сигарет, процедурой закуривания, соответствующим сопровождением (кофе, алкоголь). Между тем трудности реальной жизни остаются и их все равно приходится преодолевать...
Начало борьбы. Необходима воля для того, чтобы бросить курить. Но более важным и необходимым является мотив, желание избавиться от курения. Необходимо сформировать сильнейшее страстное желание освободиться от этого рабства. Для этого необходимо вчитаться в Библию, долго молить Бога, убедить себя в том, что надо начать бороться, надо бросить курить. Надо как можно полнее изучить и обдумать то, что курение – грех, подумать и о своем повиновении Богу. Надо как можно решительнее настроить себя и начинать бороться. Нужно немного воли и очень много желания.
Борьба. Надо определить день, в который ты откажешься от сигарет. Не важно когда, с понедельника, с завтрашнего дня или прямо сейчас. Но прямо сейчас лучше.
И вот этот день наступил. А теперь постоянно в мыслях держи Христа.
-
Моли Бога о том, чтобы дал силы справиться с этой привязанностью. Если сорвался, смиряй себя больше и начинай снова. Смиряй свою душу и свою плоть. Начинай с постом.
-
Моли Бога и постись. Сорвался, снова предпринимай новую попытку.
-
Моли Бога, пусть об этом молятся другие христиане. Те, с которыми тебе легче всего общаться, с теми, кого, по твоему представлению, быстрее услышит Господь. И снова.
-
Моли Бога и постись вместе с христианами ради того, чтобы победить страсть. И снова.
-
Моли Бога, и пусть вся церковь молится. И новая попытка.
-
Моли Бога с постом, и если в церкви кто-то ещё может молиться с постом, то пусть это делает. А остальные тоже пусть не прекращают молиться.
Надо бороться со своей плотью и не останавливаться. Если очередной раз сорвался, то снова настраивайся и начинай снова удерживать себя от сигарет. Пусть это повторится десятки раз. Не оставлять на следующий год. Но должно повторяться. Это и есть духовная тренировка. В какой-то момент она даст плоды.
Нельзя успокаиваться. Нельзя соглашаться со своей пагубной привычкой: “Все равно ничего не сделаешь. Да ладно, что здесь такого. Все курят”. Нельзя о ней забывать, как будто бы ничего нет. Не надо расстраиваться и унывать. Главное не успокаиваться. Надо продолжать искать средства и силу для подавления своей плоти.
В тот же момент, когда нет силы удержаться, надо с большей силой молиться. Христос молился, когда было стечение народа, молился всю ночь. В часы сильнейших душевных страданий: "Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно…" (Мат. 26:38), - три раза отходил молиться: "И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово" (Мат. 26:44). В момент ломки нельзя забывать о Христе: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим..." (Рим.7 :24,25), и "...Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8:2).
Только Христос может помочь. Не гипноз, не иглоукалывание, не кодирование, не заговоры. Все подобное - это только попытка найти духовную силу с другого источника, минуя Христа, а за такие попытки Бог человека наказывает. Но только Христос источник жизни и сильного духа: "Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Иоан. 11:25), и "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан. 14:6). И в тот момент, когда нет сил терпеть, когда падаешь, приходит духовная сила от Господа. Надо перетерпеть и дождаться помощи: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1 Кор. 10:13). В каких-то случаях необходимо перетерпеть день, а в каких-то десять минут. Но именно этих десяти минут очень часто не хватает.
Это напряжение, но ты не сам, ты не оставлен. Бог ни разу не оставил верного Давида. Христос контролирует обстановку, как мать, которая идет следом за ребенком, делающим первые шаги. Она готова подхватить, как только ребенок начнет падать. Но ребенку надо идти, иначе не научится ходить. Так Господь следит за тобой и в нужный момент подхватит и подкрепит, только тебе нужно стараться.
Это трудно, но какая радость победы над своей плотью. Борись с ней. И Господь тебе поможет. Какая радость угодить Богу.
Валерий Колесник