Библия о курении
Говорит ли Библия что-либо о курении? Кто-то ответит "да", кто-то "нет", а кто-то спросит: "О каком курении идет речь?" Это очень уместный вопрос. Потому что в Синодальном переводе Библии слово "курение" действительно употребляется. Однако в каком значении?
Рассмотрим два примера: "Масть и курение радуют сердце" (Прит. 27:9) и "На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им" (Исх. 30:7). На первый взгляд, может возникнуть впечатление, что речь в этих стихах идет о любителях табачных изделий, для которых нет лучшего занятия, чем втягивать в себя сигаретный дым. Но значение курений здесь иное. В этих и многих других стихах Библии слово "курение" относится к сжиганию благовоний, особого курительного состава на углях, при горении которого выделяется ароматический дым. Подробное объяснение подобных курений находится в книге Левит 16:12,13: "И возьмет [Аарон] горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицом Господним, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения".
Стихов же в Священном Писании, в которых слово "курение" относилось бы к курению людьми табачных изделий, мы не найдем. По этой причине иногда слабые христиане делают для себя такой вывод: "Ну, если Библия ничего не говорит об употреблении табака, значит каждый может поступать по своему выбору: кто хочет курить - пусть курит, а кто не хочет - его никто не заставляет". Правильно ли делать такой вывод? Действительно ли, если Библия ничего не говорит о табаке, значит, что христиане могут его курить?
Чтобы ответить на эти вопросы, подумаем над следующим: "Зачем Бог дал человеку Свое слово - Библию?" Вот какие ответы дает нам Сам Господь: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Иоан. 5:39); "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоан. 8:32); "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Иоан. 20:31); "И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать наследие со всеми освященными" (Деян. 20:32); "Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души" (Иак. 1:21); "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему ..." (Рим. 1:16); "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3:16,17).
Итак видим, что цель Библии в том, чтобы примирить человека с Богом, спасти его и даровать ему жизнь вечную, путем изменения образа жизни на богоугодный. Очевидно, что Бог не ставил перед Собой цель раскрыть все события человеческой истории от начала и до конца, все явления природы, описать всю флору и фауну нашей планеты, все возможные изобретения человечества и все тайны духовного мира. Однако наш безмерно мудрый Господь дал человеку лишь те знания в Своем слове, которые необходимы для достижения праведности и спасения его души. И в Библии содержится достаточно духовных истин и принципов, чтобы оценить верно любое событие в жизни, действие, вещь, мысль или мотив, и узнать, насколько они будут угодны Богу: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4:12). Когда мы пытаемся оценить такое действие, как курение табачных изделий, надо признать, что хотя Писание ничего не говорит прямо по этому поводу, но в нем есть много принципов, позволяющих нам сделать правильные выводы. Каковы они?
Во-первых, уже имеющееся на сигаретных пачках предупреждение "Куріння шкодить здоров'ю" говорит об опасности использования их содержимого. Входящий в состав табака никотин является ядом, который разрушает сердечно-сосудистую систему, легкие и другие органы человека. Апостол Павел пишет так о теле христианина: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6:19,20). Мы приобретены нашим Господом Иисусом и должны прославлять Бога, совершая добрые дела. Разрушая свои тела курением табачных изделий, мы никак не делаем славы для нашего Отца Небесного, а наоборот: "Ибо"имя Божье из-за вас хулится среди язычников", как и написано" (Рим. 2:24, Восстановительный перевод).
Во-вторых, курение приводит человека к зависимости, делая его своим рабом. Наверное нам приходилось слышать не один раз от заядлых курильщиков, не имеющих возможности какое-то время утолить свой никотиновый голод, о том, что у них уши заворачиваются в трубочки. Это выражение свидетельствует не только о сильном желании затянуться, но и о зависимости от табака, и о рабстве: "Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь..." (Рим. 6:16).
В-третьих, каждый курильщик нарушает Божий принцип верного домоуправительства: "А от домоправителя требуется, чтобы нашли его верным" (1 Кор. 4:2). Каждому из нас Господь вверил разное число разных материальных благ, в том числе и денег. И Он желает, чтобы мы мудро распоряжались ими. Курящий человек является примером небрежного отношения к деньгам во зло своему телу и своей душе. А ведь в жизни есть много сфер, где можно разумно использовать деньги: пожертвования, помощь нуждающимся братьям и сестрам, забота о своей семье и ближних и т.п. Будем помнить этот принцип: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Луки 12:48).
В-четвертых, употребляя табачные изделия, христианин распространяет не доброе, а злое влияние на окружающих. Иисус Христос так говорит о Своих учениках: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мат. 5:13). На что годен курящий христианин, если он как соль не может ни окружающий мир предохранить от разложения, ни придать ему добрый вкус?
В-пятых, каждый курильщик виновен в грехе идолослужения. Поклоняясь своему никотиновому богу, человек отдает ему свои деньги, время и здоровье. Такие царства Божьего не наследуют: "Не обманывайтесь: ...ни идолослужители... - Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6:9,10).
Итак, курящий христианин, без сомнения наносит вред своей душе, удаляя ее от Бога. Однако не меньшее зло причиняют себе и те, кто занимается производством и сбытом табачных изделий, соблазняя и привлекая своей смертоносной продукцией: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мат. 18:6,7). Таким образом, все, от директора табачной фабрики и простого рабочего в цеху по упаковке сигаретных пачек, до снабженца, рекламодателя, продавца магазина, и даже бабушки, торгующей на улице с желанием подзаработать, - все они участвуют в деле сатаны по соблазну и умерщвлению человеческих душ. За это они дадут ответ перед Богом.
Братья и сестры, будем стремиться к святости, без которой никто не увидит Господа! И если Библия прямо ничего не говорит о курении сигарет, давайте помнить духовные принципы, запрещающие христианину их употребление. И не доведи Господи нам участвовать в производстве или распространении этого зла. Имеющий ухо слышать, да слышит.
Сергей Бойко